В Казахстане таких экспертов можно пересчитать по пальцам одной руки, и один из них гость редакции, главный редактор, издатель журнала «Космические исследования и технологии» Нурлан Аселкан. О том, как зарождалось, росло и трансформировалось главное в стране издание о космосе, он рассказал нам в эксклюзивном интервью.
Про космос он может рассказывать часами, поэтому главный акцент был поставлен на историю зарождения издания и планы развития журнала в обозримом будущем.
— Нурлан, как вы оказались в космической отрасли? Что побудило окунуться в этот безграничный мир?
— Я с детства испытывал большой интерес к техническим вещам. Ко всему, что связано с морем, космосом и т.д. Именно в период моего детства вышли на пик своей популярности такие журналы, как «Вокруг света», «Наука и жизнь», «Техника — молодежи». Также выходили различные фантастические фильмы. Все это было романтично.
В начале 70-х годов мне в руки попал редкий журнал «Америка». Он издавался Правительством США на русском языке в Советском Союзе. В широкие массы не попадал, и оттого его ценность становилась еще выше. Тот выпуск был посвящен высадке американцев на Луну. Отличительной чертой издания было то, что в нем большое внимание уделялось ярким сочным фотографиям и анимации. Тогда я был потрясен экспедицией, внеземной операцией по высадке — самым крутым путешествием землян за всю историю человечества.
С тех пор я начал читать обо всем, что связано с космосом. Позже поступил на географический факультет. По завершении мне довелось поработать в нескольких казахстанских вузах, после чего в 1994 году я устроился в комплекс-центр при Национальной академии наук (НАН). Это был первый шаг на пути к моей звездной мечте.
Центр помогал Владимиру Школьнику, который на тот момент занимал должность министра науки и новых технологий, подготавливать документацию, связанную с арендой космодрома Байконур. Также мы работали над планами по последующим возможностям использования космодрома в интересах Казахстана. Конечно, работа эта была скорее на перспективу, но она позволила собрать большой объем данных.
— Как пришла идея создания собственного журнала?
— Позволю себе небольшое, а может, и большое отступление. Проработав в НАН некоторое время, я обнаружил такую меня возмущающую вещь. Несмотря на то, что я проделывал большую работу и вносил существенный вклад в труды, моя фамилия оказывалась на каком-нибудь 48-м месте в большом ежегодном отчете нашего центра. Такой расклад — привычное дело для академии, когда список возглавляет директор центра. Потом идут заместитель, ученый секретарь и т.д. Но по молодости, а где-то и по глупости я не мог с этим смириться. Ушел. В этот же период принял предложение Олега Червинского, который тогда запустил проект журнала Oil & Gas of Kazakhstan. Это был невероятный контраст по сравнению с Академией наук. Представьте — 90-е годы, первый контракт с Shevron, открытие большой нефти на Кашагане... Инвесторы выстраиваются в очередь перед редакцией, чтобы дать рекламу.
Я занимался информационно-аналитической работой. В то время постоянно открывались офисы иностранных предприятий. Рекламных статей было такое количество, что мы попросту не успевали все публиковать. Время больших денег. Да, нефть давала большие возможности, но душа требовала большего. Именно в тот момент мне захотелось запустить свой проект.
— Получается, что путь к космосу все-таки начался с недр земли?
— Отчасти да. Потому что мы набирались опыта, который нам помог в будущем. Да и дотянулись до звезд мы не сразу. В промежутке была работа, так скажем, в тропосфере.
— Заинтриговали! Расскажите немного подробнее.
— Мы обратились к практике западных стран, где такие серьезные организации, как NASA, ESA (Европейское космическое агентство) и другие, имеют свои издания, но именно в формате аутсорсинга. То есть подведомственный формат, как это принято в странах СНГ, недопустим. Причины выбора просты и лежат на поверхности. Находясь в ведомстве министерства или его подразделений, редакция оказывается в очень тесных рамках и подвержена жесткой цензуре. В таких условиях не возникает живой мысли, что снижает ликвидность конечной продукции как таковой. В свою очередь, опыт европейских стран дает большую широту полета, допуская даже обоснованную критику. И потом, аутсорсинг избавляет от административной составляющей. Бумага, типография, сбор материалов, процесс верстки — это задача наемной редакции. А все, что требуется в таком формате от заказчика, — четко составленное техническое задание.
Мы решили попробовать. В Казахстане есть интересная компания «Казаэронавигация», которая занимается управлением воздушным движением. Туда мы с моим другом Рэмом Нигматулиным, собственно, и пришли с предложением создать журнал. Он должен был рассказывать об отрасли, но по описанной выше схеме. То есть мы получаем гарантированную подписку. В свою очередь, «Казаэронавигация» получает условно независимое издание, которое писало бы об отрасли, в том числе объединяя коллег из таких же организаций, но других стран мира.
В итоге успешно стартовал журнал «Аэронавигация». Нас поддержали другие операторы воздушного движения аэронавигационные компании России, Беларуси и Кыргызстана.
Получилась полноценная экспортная продукция из Казахстана, которая распространялась от Камчатки до Калининграда. Журнал просуществовал восемь лет, по истечении которых, признаюсь, мы испытали кризис жанра. Дело в том, что аэронавигация пусть и считается авиационной отраслью, но является очень узкой и весьма специфичной. Мы задумались о следующих проектах.
В тот период Александр Губерт работал в Национальном центре космических исследований и технологий (НЦКИТ). Прежде мы с ним уже реализовывали ряд проектов, посвященных деятельности центра. В частности, было снято несколько документальных фильмов. Теперь же была предпринята попытка запуска тематического журнала по отработанной в аэронавигации схеме.
После длительных переговоров в 2011 году появился первый пилотный выпуск журнала «Космические исследования и технологии» с яркими картинками, хорошей обложкой, ясным содержанием, удобным и практичным переплетом. Все то, о чем я мечтал с того момента, как мне в руки попал выпуск «Америки».
— Как мне кажется, НЦКИТ — идеальный партнер для вашего профиля. Вы с ними также работаете до сих пор?
— Действительно, это наша стезя. Но и здесь оказались свои подводные камни. В 2015 году в Казахстане возникла проблема: нужно было, чтобы наши ученые публиковались в рейтинговых журналах на английском языке для получения индекса Хирша (количественная характеристика цитируемости ученого. — Ред.). Международные журналы были, но пробиться в них было крайне сложно из-за высоких требований механизма рецензирования.
Тогда нам от НЦКИТ поступило предложение создать журнал с международной регистрацией, который мог бы попасть в список Reuters или Scopus. Идея на первый взгляд неплохая, во всяком случае с экономической точки зрения. Но в свою очередь это неминуемо привело бы к тому, что «рейтинговость» журнала в наших условиях была бы подпольной либо купленной. А этого мне категорически не хотелось!
В итоге поступило предложение о выкупе доли, от которого я отказался. Последствия не заставили себя ждать, и журнал выпал из эфира на полтора года.
Понятно, что за продолжительный срок работы в отрасли мы собрали большую базу данных и, соответственно, знаний. И в период простоя журнала мы использовали эти ресурсы, занявшись консалтингом.
В ходе работы мы пришли к тому, что нам нужно полностью отказаться от формата подписки. Ведь не всегда набиралось критическое число подписчиков, необходимое для самоокупаемости той же печати. Эта зависимость сковывала руки.
Решение нашлось в ориентации на спецвыпуски: печатаемся тогда, когда какой-то проект начинает свое движение и нуждается в информировании, когда инвестор хочет заявить о себе. Либо присутствие на форумах, таких как Дни космоса в Казахстане или международный авиасалон в Ле-Бурже. Мы стали работать и по таким целевым заказам.
— Классический для печатных СМИ вопрос: вы считаете, что бумага выдержит натиск web-пространства?
— За рубежом, где развитие интернета началось на 10-15 лет раньше, чем у нас, все солидные издания до сих пор выходят в бумаге. Да, у них есть электронные версии, но и классическая печать продолжает жить. И потом, конкретно в нашем случае есть один важный момент. Когда, допустим, проходят крупные мероприятия, то все презентации, выступления, как и раздаточный материал, делаются в электронном виде. Что-то по завершении хранится в облаке... КПД таких презентаций и скачиваний очень низок. Проходит время, и полезная ссылка становится дезактивирована. То есть найти нужную информацию становится сложно. В свою очередь, журнал лишен этих недостатков.
— Илон Маск перевернул всю космическую отрасль. Что вы думаете о частном космосе, и есть ли в нем место Казахстану?
— У нас есть хорошие частные проекты, например, KazAeroSpace — компания, которая за пять лет выросла до самого крупного частного налогоплательщика в отрасли. Они сфокусированы на коммерциализации космических данных. В целом все то, что уже есть в развитых странах. В той же Европе или США, заплатив какие-то небольшие деньги, можно получить космический снимок своего участка или проверить в режиме реального времени какой-то конкретный объект, находящийся в другой части страны или даже государства. У нас же в Казахстане, если сделать аналогичный запрос в Казкосмос, ответа придется ждать два-три месяца и не факт, что спустя срок вы его получите. В свою очередь, KazAeroSpace продвигает для казахстанцев те возможности, которые доступны для рядовых граждан на Западе. Заявил о себе стартап SpaceLab, создающий новые системы передачи данных. У нас есть энтузиасты, но все равно рынок нуждается в развитии, капитализации и росте.
— Журнал выходит более 12 лет. Через призму этого времени чего удалось достичь и чего вы ждете в будущем?
— В 2012 году, конечно, мы были несколько наивными. Тот задел, который был тогда, исчез по одной простой причине: бумажные издания утеряли старый функционал и приобрели совершенно новый. Мы рассчитывали, что нашим продуктом будет заинтересовано гораздо больше людей, читателей. Просчитались. Издание, оставаясь не научным, а более популярным журналом, то есть легким в восприятии, тем не менее не нашло широкой аудитории. Впрочем, это судьба очень многих проектов в сфере науки и образования в РК. Очень многих начинаний, основанных на прогрессе и просвещении. Это заставляет задуматься...
Сейчас журнал занял свою, пусть скромную нишу и находится в ней уверенно. Все эти годы его производством занимается команда профессионалов Альберт Аджимурадов, Татьяна Рожковская, Эльвира Ханко, Елена Кальтиева, Евгения Зотова, Оксана Трофимова и многие другие, влюбленные в космонавтику. Ведь Казахстан — это исторически космическая страна, и с этого пути он не сойдет, я уверен. Также, шагая в ногу со временем, мы планируем запустить параллельный, новый продукт — свое приложение. Такой инструмент, который средствами искусственного интеллекта и космических технологий будет наглядно демонстрировать суть происходящего. Но это уже другая история.