От космических высот до земных проблем

12 апреля — Международный день полета человека в космос

Для людей, родившихся до 1991 года, 12 апреля — день особый. День человеческого и научного триумфа. Самая высокая точка, достигнутая страной. С той поры прошло немало времени. И тем, кто был тогда первым, сегодня надо искать новые пути.

12 апреля — Международный день полета человека в космос

Космонавтика, как и любая сфера человеческой деятельности, делится на свои этапы. Шестидесятые и первая треть семидесятых годов считаются золотой эпохой космонавтики. Лунная гонка, первые форпосты в космосе — орбитальные станции, автоматические зонды, высадившиеся на планеты и покинувшие Солнечную систему. Затем была определенная пауза. Американские и советские экипажи на «Шаттлах» и «Союзах» летали вокруг Земли, выполняя рутинные задачи. Новый этап развития наступил в 1998 году со стартом проекта Международной космической станции. Ближний космос интернационализировался, и нам показалось, что это навсегда.

Что произошло в мировой геополитике в последние годы, известно. То, как развивалась космонавтика в это же время — менее доступная информация. Есть основания считать, что освоение космоса вступило сегодня в новую фазу. Попробуем осветить ее элементы.

Будущее уже наступило

Первое, что надо отметить, — стало доступным то, что еще совсем недавно считалось фантастичным.

Компания Илона Маска SpaceX в 2023 году совершила 96 успешных миссий — в среднем получается по одному пуску каждые четыре дня. Ей удалось доставить на орбиту около 1600 тонн груза по сравнению с показателем в 400 тонн у остального мира. Основной рабочей лошадкой фирмы является носитель «Фалкон-9» с многоразовой первой ступенью. Кадры возвращения и посадки ступени стали уже обыденными и воспринимаются общественностью примерно как взлеты и посадки тяжелых транспортных самолетов. Компания Илона Маска недавно продемонстрировала еще один ошеломляющий результат. SpaceX сообщила Федеральной комиссии по связи (FCC) США об успешном тестировании спутников Starlink с поддержкой технологии Direct to Cell, благодаря которой к космическим аппаратам могут напрямую подключаться обычные смартфоны. Для обеспечения работы сервиса компания в ближайшие месяцы запустит более 800 спутников с поддержкой Direct to Cell.

Революция Starship

Самая крупная ракета в человеческой истории впервые отправилась в космический полет 14 марта текущего года. Речь идет о многоразовой транспортной системе Starship от все той же SpaceX. Как отметил Александр Березин, эксперт в сфере космонавтики: «Это не просто рядовое испытание, а начало новой космической эры. SpaceX сегодня полностью изменила будущее. Отныне весь мир будет вынужден создавать совсем другие ракеты, чем он планировал еще вчера. И летать на них совсем к другим небесным телам».

На чем основывает свои выводы эксперт? Он предлагает присмотреться повнимательнее. До сих пор самой тяжелой ракетой в истории был «Сатурн-5» массой 2900 тонн. То, что взлетело в марте из Техаса, не просто на 2000 тонн тяжелее, но еще спроектировано как полностью многоразовое. Если вывести вторую ступень Starship и использовать ее на орбите, то получится станция в разы более просторная, грузоподъемная и удобная, чем сегодняшняя МКС и планируемая российская орбитальная станция (РОС). Станция, у которой всегда будет возможность дозаправки на орбите (стыковка в целях дозаправки входит в проект) и последующего спуска на Землю, если вдруг очередной этап ее модернизации потребует каких-то работ, которые сложно будет выполнить на орбите.

Кстати, то, что написано выше о преимуществе Starship над специализированной орбитальной станцией, автоматически можно перенести на «лунную почву». За один раз такая «летающая база» сможет доставить на Луну не пару астронавтов, как в 1960-х, а сразу десятки. Не килограммы полезной нагрузки, а тонны.

О чем все это? Происходящее на наших глазах означает, что наблюдается технологический отрыв ведущей космической страны в мире США от остальных членов Космического клуба. Отрыв стремительный и влекущий за собой много последствий, в том числе и на Земле.

Новая лунная гонка, свидетелями которой мы являемся, масштабные созвездия спутников, состоящие из многих тысяч аппаратов, связывающихся между собой с помощью лазерной связи, управляемые искусственным интеллектом, непосредственное общение людей и вещей через космос, минуя земных операторов и регуляторов... Все это уже существующая реальность.

О других участниках

А что же остальные страны? Здесь интересен пример объединенной Европы. Так получилось, что мощная и авторитетная организация Европейское космическое агентство (ЕКА) сейчас в состоянии крупнейшего за всю историю организации кризиса. ЕКА стало заложником безмерно затянувшегося создания нового носителя «Ариан-6». Вернее, новым он был в момент инициирования этого проекта в 2014 году. Сейчас ракета уже морально устарела, но даже о первом ее испытании говорится осторожно — в 2024 году. Напомню, что ее предшественник «Ариан-5» уже совершил свой последний полет в июле 2023-го. Неудачи постигли и легкий европейский носитель «Вега». Ряд аварий выключил на время эту ракету из арсенала европейцев. Сейчас они начали активно раздавать гранты и субсидии своим (ранее недооцененным) стартапам в надежде повторить путь США, создать свой аналог SpaceX. Строго говоря, у Европы есть и ресурсы, и технологии, чтобы добиться результата. Но когда это случится?

Зато Китай демонстрирует последовательный и методичный рост космических возможностей. Стали регулярными полеты китайских космонавтов на собственную орбитальную станцию. Растет технологическая независимость страны. Характерно, что сейчас уже не слышно о возможных закупках китайской стороной российских двигателей РД-180. Это было актуально и интересно китайцам в году 2013-м. Сейчас Поднебесная обладает своей линейкой кислородно-керосиновых двигателей. Более того, успешный полет экспериментального носителя на метане показал, что китайцы вместе с США являются одними из лидеров ракетного двигателестроения в мире.

Но самое интересное из событий последнего времени — это то, что целый ряд стран запустил и успешно осуществляет собственные проекты создания носителей и всей необходимой космической инфраструктуры. Это Турция, Бразилия, Северная Корея, Аргентина, Австралия, Иран. Все эти страны не собираются вступать в конкуренцию с монстрами вроде США, Китая, Европы. Они преследуют важные для них самих задачи. Это прежде всего обеспечение независимого доступа в космос, превращение национальной космонавтики в самодостаточную отрасль, решающую прикладные задачи для собственной экономики, обеспечение возможностей в сфере безопасности и обороны. Все это актуально и для нашей страны.

Несколько слов хочется сказать о главном для нас в космонавтике, о ее прикладном значении. Кроме традиционных направлений — спутниковая связь, космический мониторинг, навигация, сейчас бурно развиваются новые, такие как ситуационная осведомленность о космическом пространстве и орбитальный сервис. Что касается первого, то это создание «дорожных правил», прогноз сближений космических аппаратов и предотвращение столкновений. Эти задачи предполагают создание электронных каталогов спутников, частей ракет, космического мусора, отслеживание ситуации в реальном режиме времени. Отрадно, что наш отечественный Астрофизический институт имени В.Г. Фесенкова активно работает в этой сфере, опираясь на свой весьма серьезный научный и методологический задел, созданный в предыдущие годы. Что касается орбитального сервиса — обслуживания, ремонта, транспортировки, инспектирования спутников, то здесь по сути создается новая отрасль, сопоставимая вполне с рынком пусковых услуг. Уже сейчас есть предложения по различным услугам в космосе от приведения в рабочее состояние спутника до его деорбитации.

И о нас

К сожалению, нам в постсоветских странах сейчас особенно нечем похвастаться в космосе. Пусковая активность на космодромах низкая. На Байконуре работает одна, 31-я, площадка для пусков носителя «Союз-2» в рамках проекта МКС и вообще «в рамках всего космического». Недавний инцидент с отменой пуска ракеты «Союз-2» с экипажем «Союз МС-25» за минуту до зажигания двигателей напомнил о жутком сценарии. В случае (не дай Бог) взрыва ракеты на старте история и деятельность Байконура была бы завершена немедленно и одномоментно, поскольку Гагаринский старт неработоспособен и уже пребывает в мемориальной фазе. Пуски тяжелой ракеты «Протон-М» эпизодичны, и пока еще действует соглашение между РФ и РК о прекращении их после 2025 года. Все это плоды того, что упущены вопросы развития космодрома. Для Казахстана они всегда были на периферии, а Россия все ресурсы вкладывает в космодром Восточный на Дальнем Востоке. Сейчас на Восточном идет подготовка к испытательному пуску носителя «Ангара-5», разработка которого началась в 1995 году, а первый пуск был осуществлен еще в 2014-м с северного полигона Плесецк. Носитель, мягко говоря, не новый, но в строй до сих пор так и не встал. Как и многие другие проекты Роскосмоса. Вспоминаю, как мы с коллегой Александром Губертом, не раз бывая на авиакосмических выставках в Ле-Бурже, на Московском аэрокосмическом салоне, регулярно видели на стендах Роскосмоса макет Восточного в масштабе, но аналогичного макета о Байконуре не было ни у российских, ни у казахстанских участников мероприятий. Хотя очень многому, если не всему, они обязаны Байконуру. Ведь то, о чем рассказано выше, начиналось когда-то именно там в ясный весенний день 12 апреля 1961 года. Самый дорогой день для всех, связанных с космосом.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру