В 1969 году парусная ладья, носящая имя «Ра» в честь древнеегипетского бога Солнца, пересечет Атлантический океан и из Африки попадет в Центральную Америку. Тур Хейердал тогда поставил цель привлечь внимание мировой общественности к проблемам культурных связей между Старым и Новым Светом.
На «Ра»...
«Высадившись в Новом Свете, Христофор Колумб и его спутники обнаружили в Центральной и Южной Америке ряд высокоразвитых цивилизаций, таких как ацтеки, майя, инки, имевших много общего с культурой древних египтян. Например, культ Солнца, строительство пирамид, мумификация, система календаря, камышовые лодки. Возможность того, что древние средиземноморские народы могли достигать Америки на своих камышовых лодках, следуя по северо-экваториальным течениям, не принималась с достаточной серьезностью в расчет ни теми, кто пытался доказать наличие там независимой, но параллельной эволюции этих схожих культур, ни теми, кто отстаивал наличие связей между обеими цивилизациями».
В своей книге «Ра» Хейердал писал, что лодки из папируса в большом количестве изображены в склепах древних строителей пирамид. Но папирус — это трава, мягкие стебли, по сути, стог сена. Высушенная, она ломается как спичка и легко возгорается. Когда норвежец задумал построить из бальсы плот «Кон-Тики», то знал, что у древних перуанцев к понятию «морское судно» ближе всего подходил бальсовый плот. Исследователь предполагал, что на таком плоту можно было переносить людей и растения из Перу в Полинезию. В учебниках сказано, что Америку открыл Колумб, однако с этим можно поспорить. «...Но не Колумб открыл Америку, он проложил туда дорогу для других, однако это было уже в 1492 году нашей эры. Когда же Америка была открыта? Первый представитель Homo sapiens, пришедший в Америку, был охотник и рыболов. Он бродил вдоль суровых берегов арктической Сибири и в один прекрасный день очутился на восточном берегу скованного льдом Берингова пролива». Тур Хейердал пишет, что воротами в Америку были ледяные просторы Арктики, и первыми в них вошли бродячие орды, коим суждено было стать предками разнообразных этнических групп, которых мы привыкли называть американскими индейцами.
Карло Маури в своей книге «Когда риск — это жизнь» указывает, что в состав международного экипажа попали: он — в качестве фото- и кинооператора, специалист по подводным работам из Египта, антрополог из Мексики, штурман — морской офицер из США, гражданин Республики Чад, судовой врач Юрий Сенкевич из СССР. Камышовая лодка легко покачивается на воде. Тур Хейердал настаивал, чтобы все было как у древних, вода и провиант хранятся в амфорах. Карло Маури отвечает еще и за питание, он привязывает кастрюли к двум примусам и умудряется готовить горячее. Работы много — все время приходится что-то чинить, латать, ремонтировать, следить за парусом, выправлять курс. С ними плывет обезьянка, которой пришлось сшить непромокаемые штанишки.
«Ра» становится все тяжелее. В довольно ветреные дни лодка преодолевает около ста километров. Экипажу по мере необходимости приходится изобретать все новые приспособления для дальнейшего плавания, но в распоряжении людей только дерево, веревка и топор. Перехлестывают через борт волны, корма все больше погружается в воду. В одно утро на палубе оказалось множество летающих рыб, и получился славный завтрак. Каждый привязан к судну своим линем — ведь если кто-то упадет за борт, влекомая ветрами и течениями лодка не сможет за ним вернуться. Распилили на части спасательную шлюпку, употребив ее для ремонта «Ра». «Несмотря на усилия, весь правый борт, от носа до кормы, погружается в воду. Переносим груз еще левее, надеясь тем самым облегчить ладью. Каюта тоже опасно накренилась, стараемся с помощью веревок выправить ее. «Ра» превратилась в веревочные джунгли.
Лодку обходит большой корабль. Все высыпали на палубу, кричат приветствия. С борта бросают два спасательных круга с привязанным к ним мешком. Подводник из экипажа «Ра» надевает свой костюм, чтобы его не обожгли медузы, и бросается в море за добычей. Мешок полон фруктов!
Команде удалось выстоять в схватке с морем и установить второй руль. После отчаянной напряженной борьбы путешественники подвязали под водой лопасть. Волны заливают каюту, Хейердал выходит на связь с радиолюбителями и просит передать его жене, чтобы она выслала навстречу какое-нибудь судно забрать портящийся груз. Пока Ивонн фрахтует судно, за ладьей по пятам плывут пять акул. Но коварные хищники остались без добычи — обитатели папирусной лодки, потрепанные силами стихий, вскоре оказались на пути к большой земле. Карло Маури написал в своем дневнике: «Мы находимся на борту прибывшего с Мартиники судна, пережив один из тех эпизодов жизни, когда стираются понятия времени и полностью ощущается загадочное присутствие вечности». За 55 дней судно преодолело в океане 2702 морские мили, или 5000 километров. Выходит, древние египтяне вполне могли проделывать такие путешествия, доставляя в Америку свою цивилизацию.
...и на «Ра-2»
Через год, в 1970-м, Карло Маури снова участвует в экспедиции Тура Хейердала. Советские телезрители знали эти истории благодаря участию в них знаменитого телеведущего Юрия Сенкевича, удостоившегося звания лауреата Государственной премии СССР, академика Российской телевизионной академии, президента Ассоциации путешественников России. Популярная передача «Клуб путешественников» собирала у телевизоров всех, кто мечтал о дальних странствиях.
На этот раз судно строили четыре индейца с озера Титикака. Мне довелось побывать на тростниковых островах и плавать на ладье из тростника. Народ урос создавал эти острова, спасаясь от преследования инков. Сегодня туристы выходят на моторных суденышках из города Пуно, расположенного на высоте около 4000 метров над уровнем моря, и вскоре оказываются на одном из таких островов, где в камышовых хижинах живут люди. Они жарят на открытом огне лепешки, под сетью сидит птица, несущая яйца, в высокогорном озере водится крохотная рыбешка, а кто-нибудь из индейцев опускает веревку с привязанным к концу камнем в специально сделанное в камыше отверстие и показывает, какой толщины тростниковая суша под нами.
Тур Хейердал писал: «В ходе работы мы частенько наведывались в древние гробницы, чтобы получше рассмотреть важные для нас детали стенных росписей. На длинных деревянных кораблях изображен натянутый над палубой толстый канат. Он перекинут с носа на корму и опирается на жерди с рогаткой вверху. Этот канат стягивал нос и корму, словно тугая тетива, не позволяя кораблю переломиться. У папирусных лодок, как это видно на фресках и рельефах, толстый канат обрамлял палубу, он скреплял всю конструкцию».
В экипаже пополнение. Двое новеньких — японец-кинооператор и марокканец, который должен собирать образцы загрязненной воды. Карло Маури пишет: «При внимательном ознакомлении с Библией выяснилось, что строители лодок в Средиземноморье применяли для герметизации корпусов битум, так же поступил Ной при строительстве ковчега, то же проделала и мать Моисея с папирусной корзиной, в которой отправила по водам Нила своего младенца». Битумом промазали стебли в местах обреза и на лодке «Ра-2». Рули установили крепкие, но стоило выйти в море, как сильнейший ветер придал судну такую скорость, что корпус дрожал и мог рассыпаться. Потом наступает штиль, и лодка еде движется, а когда ветер усиливается, волны падают на ладью сверху и утяжеляют ее. Приходится избавляться от всего лишнего, но «Ра-2» сконструирована так, что вода не остается на палубе, а стекает с нее. Сломался руль, сделанный из прочной американской сосны, на сбившуюся с курса ладью обрушиваются десятиметровые волны. Положение чрезвычайное, в течение суток в авральном режиме производится ремонт. Маури пишет, что во время путешествий приходилось очень много работать, члены экипажа несли вахту. «Радиолюбитель с Барбадоса сообщает, что к нам приблизится океанографический корабль ООН, если мы готовы оказать содействие в исследовании загрязнения океана. Мы обещаем также помочь ученым в определении плотности океанской фауны». Судно сопровождает «Ра-2» в течение двух дней, принимает на борт образцы загрязненной воды и уходит своим курсом.
Карло Маури записал в дневнике 17 июня 1970 года: «Все меньше остается питьевой воды. Одни кувшины почему-то полупустые, другие разбились, в некоторые попала морская вода. Поэтому пьем мало. Рис и макароны варим в морской воде. Решаем ежедневный рацион воды снизить до одного литра в сутки на человека. К тому же каждый должен часть своего рациона отдать на готовку пищи. Из-за нехватки пресной воды остро встает проблема личной гигиены, что сказывается на нашем внешнем виде: волосы на голове слиплись, борода торчком, от солнца и соли покрывается язвами кожа, самая тяжкая проблема — ноги в постоянной сырости. Впрочем, нет худа без добра: исчезли... мозоли».
Экипаж находился в море уже 57 дней, и некурящие вдруг уловили запах сена. Деревенский дух становился все отчетливее, значит, близко земля. На Барбадосе путешественников ждали родные и друзья. Хейердал писал: «Мы взяли курс на Бриджтаун — столицу Барбадоса. На финишной прямой «Ра-2» экскортировало больше полусотни судов. Кругом сновали парусные яхты, глиссеры, рыбацкие шхуны, полицейский катер... При виде всего этого бедлама миролюбивый Карло вдруг затосковал по океанскому уединению. Мы прошли 3270 морских миль. Перед тем как пришвартоваться к пристани, восемь членов экипажа улучили минуту и обменялись рукопожатиями. Все мы понимали, что только мирное сотрудничество помогло нам благополучно пересечь океан».
Замысел Тура Хейердала увенчался успехом.