Тайна Заилийского Алатау: Древний город меж трех горных рек

Подготовка экскурсоводов предполагает знание истории родного города. Саморегулируемая Ассоциация гидов и туристских объектов пригласила на один из таких курсов Зухру Смаровну Култаеву.

Тайна Заилийского Алатау: Древний город меж трех горных рек
Автор фото Павел Михеев

— Первые поселения на этой территории появились в эпоху бронзы 35-40 000 лет назад, — говорит преподаватель колледжа менеджмента международного туризма. — Здесь много сакских курганов, а возраст самого древнего датируется Х в. до н.э. В 1884 году был найден семиреченский алтарь, относящийся к эпохе древних кочевников V-III вв. до н.э. Казак Степан Егорин обнаружил квадратный стол с ножками в виде копыт животного. В районе Медеу обнаружены поселения саков VIII в. до н.э. — это были жилища, в которых находились солнечные часы, ткацкий станок. В 2000 году ученый Жакен Таймагамбетов изучил сакские курганы, а в 2015-м найдено захоронение V-IV вв. до н.э. После саков здесь жили усуни. В 1936 году на территории Горного Гиганта обнаружили поселения I-III вв. н.э. строения из камня, в которых были зернотерки, посуда, пряслица, украшения. Останки усуней изучал Абдеш Тойлеубаев. В Наурызбайском районе найдены поселения III-IV вв., в Кок-Кайнаре — жилище богатой женщины.

Особый статус «Алм»

В книге Б.Т. Туякбаевой «Алматы: древний, средневековый, колониальный, советский. Этапы урбанизации» говорится о том, что «процесс возникновения городов и поселений на территории Восточного Семиречья имеет специфические особенности, отличные от градостроительной культуры оседло-земледельческих оазисов юга Казахстана и Центральной Азии».

«Изучение древних пластов урбанизации урочища Алмалы начиная с эпохи бронзы (II-I тыс. до н.э.) — периода расселения племен так называемой андроновской культуры, затем формирование здесь, в VII-III вв. до н.э., сакрального центра ранних кочевников: саков, юежчей, усуней, гуннов и, наконец, образования в период Тюрксого, Тюргешского, Карлукского, Караханидского и Чагатаидского государств торгово-ремесленных поселений Шелкового пути свидетельствуют об иных истоках и формообразующих факторах градостроительной культуры Семиречья. Они восходят к сущностным явлениям жизнедеятельности кочевого общества, структуре государственного устройства и теологическим воззрениям образовавшихся здесь военно-теократических сообществ, где административным центром был не город, а царь, местом всенародного собрания служили могилы предков, курганы царей».

Автор пишет о том, что урочище Алмалы на протяжении тысячелетий служило центром «познания мира» — «Алм». В качестве свидетельства названы монеты с аббревиатурой Алмату. Нумизмат В.Н. Настич отмечал, что серебряные монеты были отчеканены правителями Могулистана в 1285 году.

Намоленное место

— Профессор К.М. Байпаков отмечал, что наибольший интерес представляет городище, найденное на территории нынешнего Погранучилища, где были обнаружены кузнечная мастерская, изделия из бронзы, керамика. Находки датируются Х-ХI вв., — продолжила лекцию Зухра Смаровна. По мнению некоторых археологов, многие свидетельства говорят о том, что город появился в Х-ХI веках. В XIII в. было известно поселение Алмату. А в «Рассказе о древнем городе» М.Д. Зверева профессор С.И. Васильев искал доказательства его существования. «Шло занятие археологического кружка. Сергей Иванович говорил: «На северной окраине нашего города была древняя караванная дорога. Здесь обязательно был большой город и в древности. А название города было Алима или Алма, яблоко... Представляете, идут караваны с тюками товаров через пустыни и степи, а впереди само название города обещает прохладу и ароматные, сочные яблоки...»

Далее автор пишет, что многие поколения наслаждались яблоками древнего города, пока завоеватели не разрушили богатое поселение. Этот разгром довершили грязекаменные потоки, сходившие по горным рекам. «Так тайна города оказалась погребенной под камнями... Но здесь был город!»

В рассказе М.Д. Зверева упоминается, что в книге «Восточный Туркестан» сказано: «Дорога, которая направлялась на восток от Тараза, шла сначала на северо-восток, оставляя вправо хребты Северного ТяньШаня, потом проходила около Алимы, затем поворачивала на восток и выходила на реку Или». В повествовании отмечается, что профессор-востоковед Рихер пишет — впервые Алима упоминается в «сказаниях арабских географов». Есть сведения средневековых мусульманских историков о том, «что некий зодчий Абдул-Раззак не погиб во время нашествия завоевателей, а спасся из разрушенного средневекового города Алимы и унес с собой чертежи города, его строений, водопровода, летописные свитки высокоученых писцов. Чуть раньше печальная судьба Алимы постигла Отрар, Сыгнак, Согдиану. Скорее всего, в Алиме накапливались знания о мире, о Вселенной, записывались рассказы купцов, путешественников, странников и паломников».

Профессор верил, что тайна, сокрытая зодчим, хранится в горах Заилийского Алатау. Надпись на каменной плитке, найденной у заваленной камнями пещеры, была на непонятном языке. Старик, нашедший эту плитку, заметил, что его отец видел в пещере наскальные рисунки древних. Он говорил, что иногда там горит «мертвый свет» и ходить туда нельзя. Этот свет обжигает и убивает, а запреты стариков священны, поэтому его внучка может показать только подход.

В рассказе приводится текст из дневника одного ученого ламы, датированный 1222 годом. «Через один переезд девятой луны 27 числа мы прибыли в город Алима. Правитель города вместе с наместником Чингис-хана во главе свит своих вышли нам навстречу. Мы остановились во дворце, в западном плодовом саду. Туземцы называют плод посвоему: алима (алма). Здесь много плодов, и поэтому город назван именем главного плода этой местности — Алима».

В этом рассказе профессор-археолог высказал убеждение, что в городе на караванном пути был центр самостоятельного государства, были дворцы и сады, оросительная сеть и водопровод из глиняных труб, здесь плавили металл, выделывали котлы и жертвенники, но в начале XII в. город был разграблен.

«Зодчий Абдул-Раззак скрывался три луны и пять дней от врагов и сохранил для потомков народа своего план города, а также иные письмена... Все спрятано в недоступном месте, но тайными средствами сообщено на поверхность, как обнаружить спрятанное...»

По мнению Максима Зверева, востоковеды Рихтер и Бартольд были убеждены в существовании на месте Верного древнего города. По каким-то причинам завоеватели не уничтожили Талгар — город-спутник Алимы, где были сосредоточены кузницы и мастерские. Этот город накрыл селевой поток. Когда в Алма-Ате рыли котлован для строительства Академии наук, обнаружили какое-то древнее строение, а там, где расположился Ботанический сад, нашли древние сосуды.

В пещере, куда спустились профессор-археолог, его помощница, его внук и внучка старика, нашедшего обломок камня с письменами на непонятном языке и нарушившая запрет деда, были сталактиты и сталагмиты. Внук профессора зарисовывал все интересное, что встречалось на пути. На подходах к пещере он перенес рисунок с камня, который увидел под ногами, и теперь, при свете фонарика, понял, что это был план лабиринта. Здесь действительно была галерея наскальных рисунков — охота на козлов, стрельба из лука, сцена праздника, охотник держит на привязи барса, другой выпустил из засады этого дикого зверя на горного козла. В это время пошел дождь такой силы, что в горах образовался селевой поток, и камни перекрыли вход в пещеру, где находились люди.

В повествовании упоминаются документы из республиканской библиотеки — выписка из сообщения первого инженера-архитектора города Верного И.В. Груде для Бартольда. В них говорилось о том, что «развалины древнего города находятся к юго-западу от Верного. Постройки были из саманного и обожженного кирпичей. Здесь еще недавно были видны остатки кирпичных строений, и направление улиц можно было определить с точностью». На месте Горного Гиганта два школьника нашли старинные деньги и сдали их в музей. «Клад имеет огромное значение для истории, так как найден на территории древнего предшественника Алма-Аты — города Алимы и датирует определенный период его существования».

В пещере профессор упал и поранился, помощница оставалась рядом с ним, а дети исследовали пещеру. Их вела карта, которую срисовал с камня мальчик. Они долго блуждали, и девочка случайно обнаружила в темноте плотно закупоренный кувшин, в котором оказались карта древнего Жетысу и план города Алимы. На поиски пропавшей группы уже вышли сотрудники высокогорной метеостанции и конный отряд пограничников, а ребятам удалось найти другой выход.

Когда все участники поисков вернулись на станцию и профессор рассмотрел находку, он воскликнул: «Да ведь это план города Алимы и документы зодчего Абдул-Раззака! Как хорошо они сохранились! Теперь уже никто не будет сомневаться, что Алма-Ате не 100 лет, а больше 1000!». Рассказ Зверева заканчивается утверждением, что Алма-Ату можно считать двухэтажным городом или городом в два яруса — современным на поверхности и древним в глубине.

Исследования археологов

— В конце XIX в. древние поселение Алмату изучал востоковед В.В. Бартольд. В 1922 году В.Д. Городецкий нашел в районе Погранучилища керамику и жернова, а нумизмат В.Н. Настич обнаружил серебряные монеты, рассказала преподаватель Зухра Смаровна Култаева будущим экскурсоводам. — Совокупность источников позволяет судить, что город Алмату образовался в X-XI вв. В труде «Тарих и Рашиди» Мухамеда Хайдара Дулати упоминается урочище Алмалы. Его родственник — великий могол из тимуридов Бабур — писал: вот прекрасное место было Алматы. Маньчжуры в XV-XVII вв. обозначали на своих картах это место, как Гурбан Алматы. Троеречье между Малой и Большой Алматинками, а также Весновкой (Есентай) называлось словом гурбан, или районом трех Алматы.

Люди во все времена селились у воды. На берегах рек и озер, морей и океанов развивались целые цивилизации. Алматы находится в междуречье, раскинув свои зеленые улицы по берегам трех горных речек.

— На монете, датированной XIII в., написано — Балад Алмату. Здесь были монетный двор и своя денежная система. К.А. Акишев считал, что это название целого региона, или балад. Он писал, что археологические данные говорят о тысячелетнем городе, для чего характерны стены, территория и ряд других факторов.

В книге «Алма-Ата» (изд. «Казахстан», 1974 год) читаем: «В X в. появляются первые поселения. В то время через Семиречье из Средней Азии в Китай и Монголию вдоль северных склонов Заилийского Алатау проходил оживленный торговый путь, возникали военные крепости, караван-сараи и небольшие торгово-ремесленные центры. Одно из поселений с незапамятных времен назвалось «Алматы» — «Яблочное».

По предположению известного ученого-ботаника Н.И. Вавилова, территория Жетысу является прародиной яблонь, отсюда и дошло до нас название Алмату.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру