Каспийское дыхание. Море-озеро мелеет, но совсем не гибнет

Экологи вновь заговорили о скорой кончине крупнейшего на Земле замкнутого водоема. Оппоненты этой точки зрения убеждены, что повода для беспокойства нет, а главная жемчужина Казахстана будет существовать и дальше.

Каспийское дыхание. Море-озеро мелеет, но совсем не гибнет

Атлантическая гостья

В конце августа в Казнете было распространено видео, на котором заснят берег, усыпанный тушками мертвой кефали. После нескольких дней поиска в северо-восточной части Каспия, недалеко от участка «Жилая коса», на удалении четырех километров от берега инспекторы нашли место массовой гибели рыбы.

Инцидент послужил поводом для очередного обсуждения темы об обмелении Каспия: мол, необратимые процессы запущены и вскоре уникальный водоем останется лишь на фотографиях в учебниках по истории и повторит судьбу Арала.

В качестве основной причины эксперты-экологи указывают деградацию главной артерии, питающей Каспийское море. Это река Волга. Вторую причину они же видят в глобальном изменении климата, которое приводит к сокращению выпадающих осадков и увеличению числа жарких дней.

Волга действительно сохраняет статус важнейшей реки для Каспия, но она не является единственным притоком, наполняющим его бассейн. Водоем питают по меньшей мере 130 различных рек, а к основным артериям относят пять из них: Волгу, Урал, Терек, Сулак и Эмбу. Суммарно они дают от 80 до 90 процентов годового водостока в Каспийское море. Другое дело, что вдоль берегов всех этих рек на протяжении десятилетий идет застройка. Люди не только потребляют воду для личных нужд, но и обильно используют для орошения сельскохозяйственных угодий, что в любом случае имеет свои негативные последствия.

Говорить о теме глобального потепления, конечно, можно. Это модно сегодня. По крайней мере, так было до недавнего времени. Дело в том, что одним из последних заявлений целого ряда западных ученых стало то, что глобальное потепление — это такой же естественный процесс, как и круговорот воды в природе. Никакой аномалии здесь нет, природа уже давно сама все сбалансировала.

Однако массовый мор рыбы в значительном отдалении от берега все-таки был. Следовательно должны быть и причины. Этому инциденту есть научное объяснение, которое кроется как в особенностях самой рыбы, оказавшейся на берегу, так и в индивидуальных особенностях самого Каспия.

Кефалевые — это стадные кочующие рыбы, которые предпочитают находиться ближе к береговой линии. Большие косяки их заходят в поисках пищи в лагуны, осолоненные озера и устья рек. В целом этот вид широко распространен в Восточной Атлантике от южных берегов Норвегии и Швеции до Кабо-Верде, присутствует в больших объемах в Средиземном, Черном и Азовском морях. При этом кефаль не является «аборигеном» Каспия. Туда ее интродуцировали в начале-середине прошлого века, и, несмотря на то, что ее численность увеличилась до объемов, позволяющих вести промысловый вылов, рыба до сих пор до конца не адаптировалась к особому «поведению» водоема.

Впадение Волги в Каспийское море

Кефаль не индикатор

Дело в том, что аналогов Каспию нет. Чего стоит одна только идентификация водоема, которая вызывает массу споров среди ученых. С одной стороны, размеры таковы, что Каспий уверенно можно называть морем. Но с другой — из-за отсутствия прямой связи с океаном его принято считать озером. Спорить на эту тему можно долго, но для большинства казахстанцев это море, поэтому и мы будем придерживаться этой формулировки.

И у моря этого свой особый характер. В гидрологии есть такое понятие, как сгонно-нагонные явления. Это изменения уровня воды у берегов водоема, вызванные действием ветра. Они наряду с сейшами (стоячими волнами) и приливами вызывают резкие изменения уровня воды. И если в южной части Каспия берег преимущественно крутой, а глубина может достигать 1000 метров, то северная, расположенная на территории России и Казахстана, как раз наоборот — очень пологая и мелководная. В среднем четыре-восемь метров с максимальным показателем, не превышающим 25 метров. То есть если на юге те же сгонно-нагонные колебания могут отодвинуть береговую линию лишь на несколько метров, то в северной части этот показатель может измеряться сотнями метров.

Возвращаясь к эпизоду гибели кефали — рыбы, которая по своей природе очень любит мелководье, с 18 по 23 августа на Каспийском море наблюдались сильные сгонные явления — такие данные приводит «Казгидромет». Вот и получается, что рыба при резком сгоне водных масс осталась в углублении с небольшим объемом воды, а потом и вовсе на суше. Была бы кефаль немного шустрее, то при сгонных явлениях, когда вода активно уходила, могла бы уплыть от опасности на глубину. Но природа кефали такова, что к таким резким изменениям окружающий среды она не готова на генетическом уровне. Инстинкт самосохранения не сработал.

Здесь также важно отметить, что кефаль не самая стойкая рыба и чувствительна не только к качеству воды, но и к ее температуре. Например, в Азербайджане, Иране и Туркменистане с определенной периодичностью появляются новости о гибели кефали. Как правило, тушки находят также в больших количествах в бухтах. Местные эксперты называют три ключевые причины, вследствие которых люди находят мертвых рыб.

Первую можно назвать естественной. Вследствие повышения температуры и снижения интенсивности ветров в воде возникает дефицит кислорода. Особенно сильно это явление наблюдается на мелководье и в различных бухтах, где нарушается циркуляция водных масс. Как следствие, кефаль начинает гибнуть из-за кислородного голодания.

У второй причины уже антропогенный фактор. В частности, даже незначительная утечка нефтепродуктов приводит к образованию тонкой пленки на поверхности воды, из-за чего опять же нарушается естественный цикл насыщения воды кислородом. Соответственно, рыба гибнет.

Ну и третья причина — банальное браконьерство. Преступники, развивая свой промысел, все чаще прибегают к использованию электроудочек, которые в отличие от сетей дают моментальный результат. Как правило, браконьеры охотятся за осетровыми и прочим ликвидным уловом. Но здесь вновь достается кефали, которая не способна пережить удар разрядом тока.

Вслед за Солнцем

Помимо сгонно-нагонных явлений сам уровень Каспийского моря подвержен резким колебаниям, причем они асинхронны в разные периоды времени. То есть цикличность определяет сам водоем, за что его и называют «дышащим». Интервалы колебаний могут варьироваться от десятка лет до целого столетия. Еще в середине прошлого века ученый Л.Н. Гумилев писал о том, что уровень воды в Каспийском и других закрытых водоемах зависит в первую очередь от солнечной активности.

Дело в том, что теплый и влажный воздух, который приносят циклоны с Атлантического океана, может иметь как минимум два возможных направления движения.

В первом случае при относительно малой солнечной активности циклоны проходят над Средиземным и Черным морями, над Северным Кавказом и Казахстаном и задерживаются горами Алтая и Тянь-Шаня, где влага выпадает в виде дождей. При таком сценарии развития событий в степях становится более влажно, пустыни наполняются зеленью. При этом поднимаются уровни воды Балхаша и Аральского моря. При этом Каспийское море мелеет.

Во втором случае, когда солнечная активность увеличивается, путь циклонов смещается на север и проходит через Францию, Германию, Среднюю Россию и Сибирь. Тогда степи высыхают, Балхаш и Арал мелеют, а Каспийское море, наоборот, наполняется водами полноводной Волги. То есть то, что сейчас Каспий мелеет, не является катастрофой и поводом для беспокойства. Изменение уровня движется согласно своему естественному циклу.

За минувшее тысячелетие Каспийское море изменяло свой уровень по вертикальной шкале почти на десять метров. Уровень водоема сегодня сохраняется в пределах 27 метров ниже уровня Мирового океана. При этом в XI-XIII веках его уровень опускался до отметки минус 34 метра, а подъемы доходили до отметки минус 22 метра дважды — в XIV и XVIII веках. Несмотря на столь чувствительные перепады, Каспийское море полностью не пересыхает уже 13 миллионов лет.

Эта теория подтвердилась и в наши дни. Еще в 2006 году российский океанолог, доктор географических наук, профессор и академик Петр Бухарицин с коллегами впервые в мире разработал сверхдолгосрочный климатический прогноз для региона Северный Прикаспий. Он был составлен на 11 лет, то есть до 2017 года и по утверждению Бухарицина сбылся на 100 процентов: повторяемость засушливых и маловодных лет в период 24-го солнечного цикла увеличилась, и, как следствие, Волга стала поставлять в Каспийское море значительно меньше воды. То есть годовой сток по сравнению с предыдущими циклами уменьшился. Именно это и привело к тому, что уровень воды в Каспийском море стал понижаться.

Используя уже отработанную методику, ученые разработали климатический прогноз по Прикаспийскому региону уже до 2044 года. Сотрудники института, который ведет регулярные наблюдения за состоянием Солнца, пришли к заключению, что сейчас светило «засыпает». То есть количество пятен на нем, которые отвечают за его активность, уменьшается.

«Исходя из этого мы приходим к такому выводу, что очередной, 25-й, цикл будет примерно таким же, как и 24-й. То есть уменьшение количества осадков, жаркие летние и холодные зимние месяцы будут продолжаться, как и в предыдущем цикле. В свою очередь снижение солнечной активности в начале 2030-х годов может и должно привести к продолжительному периоду похолодания. Осадки увеличатся и в летний, и в зимний периоды, что приведет к увеличению стока рек и, как следствие, к повышению уровня Каспийского моря», — утверждает Бухарицин.

Каспий может быть капризным, смещая линию берега в ту сторону, в которую ему вздумается, однако это вовсе не повод для того, чтобы говорить о его скорой кончине. Просто это озеро-море не такое, как все.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру