Алматы может стать популярным центром астротуризма

Ведь именно здесь, средь горных вершин Заилийского Алатау, созданы наиболее благоприятные условия для наблюдений за космосом.

Алматы может стать популярным центром астротуризма

Шум, который не слышен

Людей всегда восхищало звездное небо, ведь при всей своей кажущейся близости оно скрывает много загадок как для простого обывателя, так и для профессионалов отрасли — астрономов. Первым ученым, который сократил расстояние между человеком и звездами, стал астроном-математик Галилео Галилей. Прежде это имя знал каждый школьник. В 1609 году он собрал телескоп с окуляром, дающим трехкратное увеличение, а уже в январе 1610-го сконструировал приборы с увеличением от 20 до 33 раз. Именно с их помощью он совершил свои замечательные открытия: обнаружил спутники Юпитера, горы и кратеры на Луне, мириады звезд в Млечном Пути. Для сравнения, чтобы визуально кольца Сатурна были отделены от самой планеты, а не выглядели в форме монолитного светового пятна, необходимо 100-120-кратное увеличение. А самые первые чертежи простейшего линзового телескопа обнаружены еще в записях Леонардо да Винчи, датируемых 1509 годом.

Современные телескопы намного превосходят своих предшественников и позволяют рассматривать с Земли не только другие планеты, но и целые галактики, добираясь до самого края Вселенной. Правда, для таких наблюдений нужны особые условия. Как правило, обсерватории возводят вдали от городов, на высокогорных плато, где воздух чище, а небо не засвечивается электрическим освещением.

Мы встретились с директором Астрофизического института имени В.Г. Фесенкова Чингизом Тукеновичем Омаровым, который рассказал о планах развития института и казахстанской астрофизики, в числе которых не только уникальный проект по переносу телескопов из одной обсерватории в другую, но и вывод Казахстана на принципиально новый уровень в сфере астротуризма.

Прежде всего важно отметить, что в ведомстве АФИФ находятся три уникальные обсерватории. Первая вместе с самим институтом расположена непосредственно в городе, на Каменском плато. Вторая, Тянь-Шаньская астрономическая обсерватория (ТШАО), находится недалеко от Алматы в горах, выше Большого Алматинского озера, на высоте 2735 метров над уровнем моря. Третья, Ассы-Тургеньская — дальше всех, в 75 километрах к востоку от южной столицы, на высокогорном плато Ассы. У каждой из них есть свои особенности и не столько недостатки, сколько ограничения, обусловленные локальными условиями.

Старейшая из обсерваторий, расположенная в районе Каменское плато, была возведена в 1957 году. Тогда население города составляло около 400 тысяч человек и наблюдения с этой локации были очень комфортны. Сейчас же количество жителей превышает два миллиона человек, плюс к этому следует добавить и всю алматинскую агломерацию, что дает около 2,5 миллиона. Весь этот массив обеспечивает стабильное «световое загрязнение», то есть засвечивание ночного неба искусственными источниками, свет которых рассеивается в нижних слоях атмосферы, мешая проведению астрономических наблюдений.

Тянь-Шаньская обсерватория хоть и находится высоко в горах, но расстояние от южной столицы составляет всего 30 километров, соответственно световое «эхо» доносится и до нее.

Самая выигрышная позиция у Ассы-Тургеньской обсерватории. Это единственная в Казахстане и одна из трех во всем Северном полушарии с практически идеальным астроклиматом: высокая прозрачность из-за высоты расположения, отсутствие «светового загрязнения» благодаря удаленности от города и малая турбулентность атмосферы — разреженный горный воздух. Именно туда в обозримом будущем и запланирован перенос двух «метровых» телескопов с Тянь-Шаньской обсерватории.

Солнечный зайчик

Зачем это нужно? Причин для передислокации несколько, и в каждой заложен глубокий смысл. Помимо очевидной выгоды, которая выражается к кристально чистой атмосфере, а значит, и повышении качества собираемого материала, это консолидация научных работников в одном месте и экономия ресурсов на содержании объектов. Во-вторых, это открытие возможностей для развития новых проектов, способствующих популяризации астрономии и привлечению иностранных туристов.

Как пояснил инженер Астрофизического института Максим Кругов, сама передислокация телескопов — процесс весьма трудоемкий и затратный по времени. Ведь речь не только о транспортировке, хотя этот момент очень важен, когда мы говорим о высокоточном оборудовании. Для телескопов нужно возводить новые обсерватории, да и сама юстировка (калибровка. — Ред.) занимает несколько месяцев.

При этом Тянь-Шаньскую обсерваторию закрывать не будут, а наоборот — планируют развивать на ее базе научно-образовательный центр. Чтобы любые институты, университеты и школьные учреждения могли привозить туда школьников и студентов, не мешая при этом научным наблюдениям. Ведь помимо крупных телескопов, о переносе которых идет речь, в обсерватории остаются приборы поменьше, подходящие лучше для научно-популярных целей. В целом «маленькими» их можно назвать весьма условно, сравнивая лишь с другими инструментами. Один только вид каждого из таких «малышей» вызывает неподдельный восторг у людей, которые оказываются в обсерватории впервые.

«Важно отметить, что Алматы — единственный город в Казахстане и даже в Центрально-Азиатском регионе, где можно развивать не только экотуризм, но и астротуризм. Он широко популярен в мире и наиболее активно развивается в тех странах, где есть обсерватории. У нас астротуризм уже есть, что мы можем наблюдать на базе обсерватории, расположенной на Каменском плато. Туда приезжают сотни школьников и туристов разных возрастных групп, которым любопытна эта тема», — рассказывает Чингиз Омаров.

Но сейчас организовывать астротуры в Тянь-Шаньскую астрономическую обсерваторию не получается из-за того, что действующие телескопы используют для науки и приток туристов мог бы препятствовать выполнению программ. В свою очередь, перенос снимает этот барьер. Используя малые телескопы, можно рассматривать и изучать планеты нашей солнечной системы, что вызывает невероятный интерес как у детей, так и у взрослых. Помимо этого у института есть в планах приобрести гелиограф — специальный телескоп, предназначенный для наблюдения за Солнцем.

Обсерватории могут быть интересны туристам не только глубокой ночью, но и средь бела дня. Невооруженным глазом смотреть на нашу звезду невозможно. Наиболее примитивные способы, к которым прибегают люди, скажем, во время солнечного затменения, — это использование обычных затемненных стекол, различных пленок или даже закопченых стекол. Такие способы не только малоэффективны, но еще и опасны для зрения. Да, тонировка может сдерживать интенсивность света, но она не отсекает ультрафиолетовое излучение, которое может повредить сетчатку глаза. Именно поэтому за Солнцем стоит наблюдать через специальное оборудование, которое позволяет увидеть гораздо больше, чем просто яркое пятно на небе. Солнце — это молодая звезда, на которой постоянно проходят различные физические процессы. Например, солнечные протуберанцы (всплески) выглядят как яркие образования, выступающие по краям солнечного диска. Поднявшись с поверхности звезды, они частично сбрасывают свое вещество, а затем опускаются и исчезают. Некоторые из них присутствуют в короне месяцами, другие, двигаясь с большой скоростью, не пропадают по несколько недель. Отдельные «экземпляры», имеющие колоссальную скорость, внезапно взрываются. Протуберанцы на Солнце поражают своими необычайными размерами. Типичные представители этих образований достигают в высоту 40 тысяч километров, при этом их ширина может быть около 200 тысяч километров. Попадаются и такие выбросы, высота которых составляет 800 тысяч километров. Неоднократно ученые фиксировали рекордсменов, размер которых превышал три миллиона километров.

Формат имеет значение

Сейчас институт не занимается изучением Солнца так, как это было прежде, с помощью наземных инструментов. Эту работу выполняют космические спутники, передавая информацию на Землю. Однако, если развивать астротуризм, возможность наблюдения за Солнцем может стать одной из наиболее популярных опций.

Если же говорить об основном направлении — ночном небе, то в Тянь-Шаньской обсерватории заложен невероятный потенциал. Кстати, территория, на которой она расположена, находится на балансе акимата Алматы и это хороший шанс для того, чтобы дать толчок развитию нового направления, значительно расширив имеющиеся.

Например, существует Международная ассоциация темного неба, на сайте которой можно найти информацию о том, куда в это время года лучше поехать и что можно наблюдать. За рубежом в особых природных местах оборудованы астрокемпинги. Там проводят экскурсии, обучают, ведут наблюдения. В частности, в международной программе Dark Sky Places Program обозначены наиболее комфортные для наблюдения локации. Причем эта программа интегрирована с картами Google, которые всего по одному клику прокладывают точный маршрут до места с указанием транспорта, на котором можно добраться из любой точки мира. Увы, Казахстана в этой ассоциации нет и, соответственно, уникальные точки наблюдения из наших обсерваторий попросту отсутствуют.

Вот и получается, что, имея столь мощный ресурс для привлечения местных и иностранных туристов, мы попросту упускаем время. Конечно, для того чтобы показать достойный уровень, нужно провести определенный комплекс работ как со стороны акимата города, так и комитета туризма. Ведь это уникальная возможность развития не только астро-, но и экотуризма: ночью наблюдать за звездами, а днем любоваться горными вершинами.

Иле-Алатауский нацпарк последние годы работает над развитием кемпингового туризма, но нерешенных вопросов и неосвоенных направлений еще много. Когда речь заходит о горном кемпинге, одной из главных проблем остается дефицит парковочных мест. На самом деле в ущельях не так много оборудованных площадок, которые дают возможность проведения культурных туров и просто семейного отдыха. В свою очередь, близ Тянь-Шаньской обсерватории есть большая территория, на которой при должном внимании, с соблюдением всех экологических требований, можно сделать уникальную кемпинговую зону, отвечающую всем европейским стандартам. Тем более что есть самое главное — хорошая дорога туда уже давно проложена.

Астротуры — это современный тренд, который может дополнить и расширить перечень предложений туристического кластера Казахстана. Самое главное, что основной объем работы уже проделан, осталось только открыть цивилизованный доступ в горы, обустроить зону и показать всему миру те уникальные жемчужины, которые являются по-настоящему эксклюзивными.