На территории Казахстана встречаются такие представители фауны, которых в этой части планеты быть не должно Вред и польза новых видов в экосистеме

Дикий мир Казахстана разнообразен, на территории страны обитает большое количество животных, многие из которых являются уникальными. Но в этом биоразнообразии есть немало пришельцев.

На территории Казахстана встречаются такие представители фауны, которых в этой части планеты быть не должно Вред и польза новых видов в экосистеме

Марсианин

Первые строчки в списке «интуристов» по достоинству занимает змееголов — необычная рыба, которая водится в Средней Азии, США и России. С учетом набора его способностей змееголову можно присвоить звание морского пехотинца — идеальный убийца, способный выживать в невыносимых условиях. Так ли много рыб могут прожить без воды более двух-трех часов? А змееголов великолепно чувствует себя на суше до пяти суток! Дело в том, что у этого мутанта помимо обычных жабр есть специальные наджаберные органы для дыхания атмосферным воздухом.

Эта, с позволения сказать, рыба легко переносит засуху, и в случае осушения водоема змееголов зарывается в вырытую им камеру в иле глубиной до полуметра и находится там до повышения уровня воды. Название свое он получил из-за сходства формы головы со змеиной. При этом у рыбы хорошо развита челюсть, наполненная острыми зубами. В пище змееголов не особо разборчив и поедает практически все, что движется: рыб меньшего размера, лягушек, рачков и может поедать даже мелких грызунов. Если же кормовая база в водоеме будет истощена (причем им же) змееголов может легко переползти на значительное расстояние до другого водоема — еще одна способность, поражающая воображение.

Сейчас в южных регионах Казахстана змееголов является излюбленным трофеем для рыбаков, но в этих водах он появился сравнительно недавно (в Иле-Балхашском бассейне — с 2003 года). А откуда приплыл этот беспощадный убийца — тайна, покрытая мраком! Во всяком случае, мнения экспертов тут расходятся. Есть версия, что в 1960-х годах мальки змееголова привезли из Московского зоопарка в пруды рыбного хозяйства «Калган-Чирчик» в Узбекистане, откуда с течением времени хищник добрался и до Казахстана. По другой — его завезли вместе с молодью карпа и растительноядных рыб из бассейна Арала в один из прудов вблизи Алматы, откуда по оросительным каналам он попал в реку Малая Алматинка, а затем — в реку Каскелен, которая впадает в Капшагайское водохранилище. В третьей версии говорится, что змееголов самостоятельно проник по трансграничной реке Или с территории КНР, где он является эндемиком. Нельзя исключать и предположение, согласно которому было самовольное переселение людьми этого чужеродного вида. А, как говорили выше, выживать он может практически в любых условиях.

Безжалостный убийца

Неспокойно живется коренным обитателям не только в водной среде, но и в воздушном бассейне. Раньше в Алматы были воробьи, скворцы, ласточки, горлицы, теперь же практически все они исчезли. Воробьи начали пропадать в начале 2010-х, а к 2015 году их практически не стало. Ласточки полностью исчезли еще раньше. Кто-то связывает это явление с тотальной вырубкой зеленых насаждений, что привело к истощению кормовой базы. Свою роль могло сыграть и развитие городской асфальто-бетонной инфраструктуры. Но есть и более логичное объяснение. Исчезновение птиц совпало с резким ростом популяции майны — птицы, известной в народе как афганский скворец.

Майна — не местная птица, и появилась она в Алматы в 60-х годах — тогда небольшую партию завезли по рекомендации орнитологов. Этот вид, который селится возле людей в городах и поселках, естественным образом распространялся со стороны Средней Азии, численность постепенно росла. Сейчас майна заняла все населенные пункты в предгорной зоне юго-востока страны от Шымкента до Балхаша и продолжает двигаться на север уже выше Жезказгана.

Птица эта весьма агрессивна и какого-либо соседства не приемлет. Кто больше всего пострадал от «афганцев», так это ближайшие родственники — скворцы обыкновенные, численность которых в Алматы также резко упала.

Дело в том, что эти птицы занимают практически одну экологическую нишу, у них одинаковый рацион питания и места гнездования. Но в отличие от обычных афганские скворцы могут без всякого угрызения совести выбросить маленьких скворчат из гнезда — это активный хищник.

Ранее похожая ситуация сложилась в Узбекистане, где афганским скворцам официально объявляли войну. Неконтролируемо плодящиеся майны клевали воробьев, объедали сады и виноградники. В 2003 году приняли распоряжение правительства об уничтожении этих птиц. Но войну с хищными скворцами государство проиграло. У майн сработал биологический механизм размножения: с увеличением урона, наносимого стае, возрастала и численность потомства птиц.

Американский обжора

Следующий залетный гость ведет себя очень скрытно, и до определенного момента ему удается оставаться незаметным, однако урона он способен принести гораздо больше, чем два вышеупомянутых «интуриста». Речь о колорадском жуке, чей праздничный камуфляж вызывает у детей восхищение, а у садоводов — приступ истерии. Нападает этот жук, как правило, на листья пасленовых культур, а в числе самых излюбленных блюд — ботва картофеля.

Первые серьезные повреждения картофеля колорадским жуком отмечены еще в 1855 году, правда, не у нас, а в США, штате Небраска. Однако свое название он получил после того, как в 1859 году появился на картофельных полях штата Колорадо. Тогда, несмотря на все меры предосторожности, вредитель быстро распространился по Северной Америке, а в 1876-1877 годах с грузами на пароходах пересек Атлантический океан и появился в Европе. В Казахстане этого вредителя увидели на севере и западе республики в конце 70-х, на юге и юговостоке — во второй половине 80-х годов ХХ столетия.

Объедая листья и стебли, он резко снижает урожайность картофеля, клубни становятся мелкими с низким содержанием крахмала и белка. Нередко вредитель может полностью уничтожить урожай. Кроме картофеля, колорад повреждает томаты, баклажаны, перец и дикорастущие пасленовые. Жуки и личинки очень прожорливы. Питаясь круглосуточно, они часто полностью уничтожают ботву картофеля. Средняя плодовитость одной самки — до 500 яиц. Отродившиеся личинки расползаются по всему кусту, а закончив питание, уходят в почву на окукливание. В северных районах республики колорадский жук дает одно, в южных — два-три поколения в год.

Аграрии уже не одно десятилетие борются с этим полосатым бандитом, и, несмотря на то, что продвижение в этом вопросе есть, искоренить жука полностью не удается. Да, с определенным интервалом индустрия выводит новые формулы борьбы с колорадом, но эти средства против жука приносят, к сожалению, только временную пользу. Спустя некоторое время они теряют силу. Иными словами, колорадские жуки начинают вырабатывать иммунитет против нового химического или биологического средства.

Диверсант или находка?

Закрывает обзор животных, завезенных в страну из-за границы, ондатра — водяная крыса, родиной которой является Северная Америка. Ондатру впервые завезли в Европу в 1905 году — несколько пар выпустили под Прагой, где они быстро освоились и в отсутствие хищников стали активно размножаться и расселяться. В Центральную Азию зверек попал в 1935 году. В Казахстан, в частности в бассейны Сырдарьи и Или, завезли 571 экземпляр. Так как в новых условиях у ондатры не было естественных врагов, а также отсутствовали возбудители болезней, ее численность быстро увеличивалась. Уже к концу 40-х годов ХХ века ондатра стала важным промысловым зверем, ведь по носкости шкурка ондатры оказалась выше шкурок лисы, белки, сурка и горностая.

Однако промысловому прорыву предшествовал непростой и даже каторжный опыт ученых. Доктор биологических наук Аркадий Слудский принял непосредственное участие в акклиматизации ондатры в Казахстане, был одним из инициаторов интродукции, которая впоследствии имела очень серьезные последствия как для Казахстана, так и для самого Слудского. Научные работы в этом направлении начались в 1935 году, но уже в 1937-м Слудского и его коллег, руководивших расселением ондатры, арестовали и на них завели дело о «попытке внедрения чуждого империалистического зверя, призванного подорвать наши сельское, рыбное и охотничье хозяйства, вывести из строя ирригационные сооружения и стать распространителем такого опасного эпидемического заболевания, как чума». Диверсионная программа. Не меньше.

Уже в следующем 1938 году численность ондатры возросла настолько, что стало возможным организовать ее промысел, а это «пушное сырье», «мягкое золото» и «стратегические интересы государства». Все страхи рассеялись, а польза стала очевидной. Ученых отпустили на волю и позволили им вернуться к прежней деятельности.

Результат, которого они добились, можно считать колоссальным: только с 1938 по 1962 год было заготовлено более 22 миллионов шкурок этого ценного зверька, что стало новым витком развития промысла в Казахстане.

В наши дни промысловые масштабы утеряны, а кожевенные заводы тех времен развалены. А хищник продолжает жить и размножаться не только в южных регионах страны, но изредка попадается и в северных.

Во многих европейских странах ондатр рассматривают как животных-вредителей, их активно уничтожают. Особенно в Нидерландах и Бельгии, где норы ондатр разрушают берега каналов и прудов, плотины и дамбы, а сами звери портят рыбацкие сети. И действительно, до тех пор пока численность водяной крысы в одном водоеме остается незначительной, ее присутствие можно считать безвредным, но в случае увеличения «хвостов» ондатра может представлять опасность. Дело не только в разрушении береговой линии, угроза нависает над экосистемой в целом. Ондатра уничтожает массу растений и наносит огромный ущерб их зарослям. Тем более что в умеренных широтах, куда входит весь Казахстан, водная растительность восстанавливается сравнительно медленно и оказывается не в состоянии восполнить потери зеленой массы, вызванные деятельностью нового для этого биоценоза вида грызуна. Вследствие нарушения природного баланса качество и питательный состав водоемов снижаются.

Ну и, как полагается любой крысе, ондатра может быть переносчиком таких инфекций, как геморрагическая лихорадка, туляремия, паратиф, сальмонеллез и кокцидиоз.

Эпоха тотальной интродукции, которая приходится на начало — средину прошлого века, уже позади. Ученые поняли, что любое вторжение в сформированную среду может привести к ее полному разрушению. Теперь биологи намного сдержаннее в своих решениях. Но в последние годы участились частные случае, когда люди привозят экзотических животных как домашних, а потом просто выпускают их в дикую природу. Поэтому, если вы выловите в речке пиранью, не удивляйтесь, но и палец в рот ей не суйте, ведь даже одомашненная амазонка остается смертельно опасной хищницей.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру