Ученые прогнозируют новую пандемию с 75-процентной летальностью

Всемирная организация здравоохранения заявила, что человечество может охватить новая пандемия. На этот раз уже с 75-процентной смертностью, что гораздо выше, чем от COVID-19. Причиной этого может стать вирус Нипах, впервые обнаруженный 20 лет назад, но до сих пор не поддающийся лечению.

Ученые прогнозируют новую пандемию с 75-процентной летальностью

Доктор Ребекка Датч, заведующая кафедрой молекулярной и клеточной биохимии Университета Кентукки, заявила, что Нипах может «абсолютно точно» стать причиной следующей пандемии. Уровень смертности от этого вируса составляет от 45 до 75 процентов. Она также отметила, что вирус может мутировать и стать более заразным для людей.

Писатель-эколог, эксперт по передающимся от животных болезням Джон Видаль, предсказал, что человечество столкнется с новой пандемией масштаба «черной смерти».

«Учитывая популярность авиаперелетов и мировой торговли, вирус может распространиться по всему миру через бессимптомных носителей в течение нескольких недель, убивая десятки миллионов людей еще до того, как границы государств будут закрыты», — считает он. Так чем же опасно распространение ранее нераспространенной инфекции?

Тревожные опасения

Нипах включен в список Всемирной организации здравоохранения как один из наиболее опасных для человечества вирусов. Его открыли в Малайзии в 1999 году. Первыми стали заболевать фермеры-свиноводы, проживающие в окрестностях реки Нипах. Отсюда и его название. Носителями вируса были летучие лисицы, которые и стали переносчиками вируса. Они не заболевали, но с легкостью заражали свиней, от которых позже заразился и человек. Также ученые выяснили, что помимо свиней и летучих лисиц природными резервуарами для вируса являются плотоядные летучие мыши преимущественно рода Pteropodia, в некоторых случаях — лошади. Путь инфицирования обычно контактный (при разделке туш, уходе за животными), а также воздушно-капельный (между людьми, животными и человеком). Также основными факторами риска являются: употребление в пищу фруктов, овощей, свежего сока финиковой пальмы, загрязненных слюной, мочой, фекалиями природных хозяев вируса; туристические поездки на территории с низким санитарно-гигиеническим контролем.

С 2000 по 2020 год ежегодно происходили небольшие вспышки этой инфекции, например, в Малайзии, Сингапуре, Индии и Северной Австралии. Что касается новых вспышек этой болезни, то в 2021 году в Индии вирус уже привел к гибели 10 человек.

Эксперты ВОЗ признают, что Нипах обладает пандемическим потенциалом. За минувшее десятилетие вирус распространился на Китай, Индию и Бангладеш.

Вирус Нипах принадлежит к семейству парамиксовирусов. Это точно такое же семейство вирусов, которое включает распространенные болезни, такие как корь, эпидемический паротит и другие похожие на парагрипп патологии.

Сильный отек мозга, судороги и рвота — это лишь некоторые из симптомов заболевания, вызываемого вирусом Нипах. Инкубационный период составляет от четырех до 45 дней, в среднем около двух недель. Специалисты еще точно не знают, может ли зараженный распространять инфекцию в течение этого периода. Однако предполагают, что Нипах способен породить большое количество мутаций и таким образом лучше адаптироваться к человеку для быстрого распространения.

Излечимы только симптомы

Болезнь начинается остро, включает в себя симптомы выраженной интоксикации: слабость, тошноту, снижение работоспособности, повышение температуры тела свыше 38° C с ознобами. Многие пациенты упоминают головокружение, постоянную рвоту, не приносящую облегчения. Иногда ощущаются боли в горле. Далее возникают параличи либо парезы конечностей, проявляющиеся снижением силы в руках и ногах, что сопровождается невозможностью активных движений. Больной не может самостоятельно передвигаться, развиваются галлюцинации, бред. По данным ВОЗ, течение болезни может протекать и вовсе бессимптомно, а также привести к серьезным респираторным проблемам и энцефалиту.

Нередко отсутствие неврологических жалоб выводит на первый план поражение респираторного аппарата. Симптомы дыхательной недостаточности постепенно нарастают, в связи с чем больные предъявляют жалобы на одышку, принимают вынужденное положение с опорой на руки. Дыхание становится шумным, свистящим, втягиваются межреберные промежутки, багровеет кожа лица и груди. Нередко после выздоровления у больного сохраняются паралитические нарушения, симптомы психических расстройств личности, снижение памяти, когнитивная дисфункция.

Обнаружить вирус в организме человека можно с помощью ПЦР, реже — с помощью выделения в клеточной культуре. Возможно определение титра антител к возбудителю в ИФА (через анализ крови). По показаниям проводят рентгенографию органов грудной клетки и костей черепа, КТ или МРТ головного мозга, легких, ультразвуковое исследование брюшной полости, почек. Однако успешное становление диагноза еще не гарантирует такого же оперативного «избавления» от болезни. Отсутствие эффективного лечения — вот что больше всего настораживает ученых и медиков при мысли о потенциальной угрозе пандемии вируса Нипах. Всех имеющихся сейчас о вирусе знаний хватает только на подавление симптомов заболевания. Стоит ли пояснять, что специальных препаратов и вакцин для лечения этой инфекции не существует.

Дойдет ли до нас?

Существует ли вероятность, что вирус Нипах доберется до стран СНГ, в том числе и до Казахстана?

Как полагает директор Института медицинской паразитологии, тропических и трансмиссивных заболеваний имени Е.И. Марциновского Сеченовского университета (Россия), профессор Александр Лукашев, по большей части вирус в редких случаях передается от человека к человеку. Обычно отмечают единичные случаи, редко — «цепочки» из 2-4 заразивших друг друга людей. Сейчас вирус эндемичен только в Океании и Австралии. Если говорить о том, насколько велики шансы, что он дойдет и выйдет за пределы Европы, то, по словам профессора Лукашева, оценить шансы пока невозможно, но исключать такую вероятность нельзя, так как многие вирусы, включая коронавирус, сначала плохо передавались от человека к человеку, но затем обрели такую способность.

— Потенциально вирусов, которые могут «проснуться» или мутировать, около миллиона. Просто Нипах более-менее известен, потому что он периодически заражает человека. Но в целом вирусов, которые существуют у животных и могут измениться и начать заражать человека, около миллиона, — рассуждает профессор Лукашев. — По сути, ускорить адаптацию вируса к человеку можно только в лаборатории. Но вовсе не обязательно во зло. Например, в условиях с достаточным уровнем безопасности ученые это могут делать, чтобы изучать, по какому механизму эти изменения могут произойти, чтобы быть к ним готовыми или предупредить. Но чем больше люди контактируют с дикой природой — это и уничтожение джунглей, и повышение интенсивности сельского хозяйства в тропических регионах, тем больше факторов риска для возникновения новых вирусных инфекций.

Актуальным остается вопрос: есть ли у иммунной системы какие-то механизмы, которые позволят настроить защиту так, чтобы человечество не вымерло?

По словам того же профессора Лукашева, с точки зрения биологии потеря 90 процентов особей для вида не является катастрофой. Оставшиеся 10 процентов смогут восстановить вид.

— В истории древних людей, возможно, такие пандемии и происходили. Подобное мы видели и у приматов в Африке, когда вирус Эболы уничтожил половину популяции горилл. Поэтому это явление совсем не исключительное, и мы приспособлены для того, чтобы остался хоть кто-то, — дал он «обнадеживающий» прогноз.

И чтобы он сбылся, единственное, чем мы, по сути, можем хоть как-то обезопасить себя от вируса — соблюдение гигиены питания, мытье рук, отказ от поездок в эндемичные зоны. Все то, что мы и делаем сегодня...

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру