Международная космическая станция: история и перспективы

4 октября 1957 года – День начала космической эры человечества

В 1998 году на орбите Земли появился уникальный объект — международная космическая станция. Этот проект закладывался еще в разгар холодной войны. Президент США Рональд Рейган инициировал разработку и строительство пилотируемой станции ведущими странами Запада при лидирующей роли Штатов. Наша страна, СССР, уже тогда имела в своем распоряжении постоянно действующий на орбите «Салют-6».

4 октября 1957 года – День начала космической эры человечества

После геополитических событий 90-х годов стали очевидны возможность и необходимость совместных усилий для создания подлинно международной станции. Беспримерное объединение усилий многих стран дало результат. И вот уже более 20 лет, несмотря на земные противостояние и даже конфликты, на орбите живет и работает интернациональный экипаж. На станции, где нет государственных границ.

В прошлом году, находясь в командировке, посчастливилось, благодаря вниманию и компетенции друзей, увидеть пролетающую с хорошей скоростью яркую звезду на небосклоне. Международная космическая станция уже давно стала заметным небесным объектом. Еще бы — размеры в два футбольных поля, огромные крылья солнечных батарей. При удачном освещении Солнцем зрелище для людей с хорошим зрением феерическое.

Для меня вся история с МКС началась в далеком ноябре 1998 года, когда газета «Новое поколение», с которой я уже тогда сотрудничал, командировала меня на Байконур. Предстоял запуск первого модуля станции, функционально-грузового блока «Заря», изготовленного растущим российским предприятием — Центром имени Хруничева. Сейчас трудно себе такое представить, но модуль, созданный опытными российскими конструкторами, был оплачен американскими налогоплательщиками. Советский опыт строительства и эксплуатации орбитальных станций оказался востребованным на самом высоком уровне. Носителем для модуля стал «Протон-К», успешно дебютировавший на мировом рынке пусковых услуг. И вот вечернее небо осветилось пламенем, и ракета пошла ввысь. Напряжение отпустило присутствующих, и всех спустя некоторое время пригласили на пресс-конференцию. К слову, только там нам стала ясна значимость происходящего — около 300 журналистов со всего мира, руководители NASA, европейского, японского, канадского космических агентств, Росавиакосмоса, военные, официальные лица, политики. Казахстан скромно обошелся четырьмя представителями СМИ — Алевтиной Донских из «Казахстанской правды», Екатериной Латыповой из «Панорамы», Сарой Нургалиевой с телевидения Байконура и мной. Обилие знакомых лиц — рядом сидит космонавт Алексей Леонов, в фойе встретили главу компартии РФ Геннадия Зюганова, Министра обороны России Игоря Сергеева. Глава NASA Дэн Голдин объявил о старте проекта МКС. За давностью лет подробности стерлись, но запомнилось чувство сопричастности к великим событиям века. Событиям космического масштаба.

Международный формат

Американские инициаторы проекта располагали серьезным техническим потенциалом для решения поставленной задачи. В апреле 1981 года начал летать многоразовый транспортный космический корабль «Колумбия», созданный в рамках программы «Спейс Шаттл». Он имел объемный грузовой отсек, манипуляторы для внекорабельной деятельности, разгонные блоки для вывода полезных нагрузок на целевую орбиту. Стали реальностью недоступные прежде операции на орбите, сборка и ремонт спутников, возвращение их на Землю. Но у американцев отсутствовали опыт долговременных экспедиций, их медицинское и техническое обеспечение.

Единственная их орбитальная станция «Скайлэб» приняла три экспедиции в 1973 году и сошла с орбиты, упав на западе Австралии. Многолетним опытом создания орбитальных станций в полной мере обладал тогда только Советский Союз. Но привлечь к проекту участников из социалистического лагеря было невозможно. Тем не менее международная кооперация с партнерами из Европы и Японии позволяла NASA использовать их немалый технический потенциал и сэкономить значительные финансовые ресурсы. Появился проект станции под названием Freedom («Свобода»), которому суждено было остаться на бумаге.

В 1986 году с Байконура был запущен базовый блок будущей легендарной станции «Мир». Она стала постепенно обрастать новыми модулями, на ней работали сменные экипажи. NASA было озабочено своим отставанием. В целях получения уникального советского опыта в 1993 году была инициирована программа «Мир — Шаттл», а в феврале 1995-го «Дискавери» совершил маневры рядом с «Миром». Первый старт по программе состоялся 27 июня 1995 года. Было осуществлено семь кратковременных экспедиций посещения на шаттле «Атлантис», одна — на «Индеворе», одна — на «Дискавери», во время которых на станции побывали 44 астронавта и космонавта.

Но главным результатом сотрудничества стало решение США привлечь к созданию будущей международной космической станции российские предприятия. В 1996 году была утверждена конфигурация станции, состоящая из двух сегментов, российского и американского, включающих модули Канады, Японии, Европейского космического агентства (ESA).

Анатолий Киселев, глава Центра имени Хруничева, рассказывал автору, что одним из самых проблемных и обсуждаемых вопросов стала логистика — доставка на орбиту модулей, грузов и экипажей на МКС. Европейцы летали с экватора, это обеспечивало максимальные значения для вывода на орбиту грузов. Американский космодром на мысе Канаверал запускал тяжелый «Шаттл», который мог совершать маневр плоскостью орбиты и летать, условно говоря, ко всем возможным точкам нахождения МКС. «Протоны» и «Союзы», стартующие с находящегося севернее Байконура, не имели такой возможности без значительной потери выводимой массы. Зато роль наших носителей и кораблей была исключительно важной для проекта с точки зрения обеспечения грузопотока и смены экипажей. Нужна была орбита, на которую могли бы летать все участники проекта. В итоге согласились на широту 51.6, родную, байконурскую трассу выведения. Как называют на Западе, «великую красную дорогу в Космос». Так что будем помнить, МКС летает прямо над нами, старт с Байконура — самый короткий путь на нее.

Перипетии сотрудничества

Только ленивый не критиковал долгострой на станции. Причин для задержек было много. Прежде всего перебои с финансированием. Причем это касалось всех участников. США отказались от создания двигательного модуля. Япония не стала строить возвращаемую капсулу для своего модуля «Кибо». Наиболее острые споры были связаны с судьбой спасательного корабля X-38, создававшегося совместно NASA и ESA. В связи с планами иметь на станции постоянный экипаж в шесть человек возникла необходимость обеспечить при возникновении кризисной ситуации возможность спасения людей на первом витке с комфортными условиями посадки. Этим требованиям отвечал разрабатываемый аппарат X-38, имеющий конфигурацию летающего крыла, оснащенный парашютом-парапланом. Было построено несколько экспериментальных образцов аппарата. Проведены бросковые испытания. Однако в середине 2002 года NASA из-за значительного перерасхода средств объявило о прекращении всех работ. К тому времени понесенные затраты оценивались в 1,3-1,5 миллиарда долларов США. NASA проинформировало партнеров о целесообразности эксплуатации станции с экипажем из трех человек. Александр Шумилин, российский эксперт по космонавтике, отметил, что решение NASA вызвало негативную реакцию у европейцев. По его словам, объем незаконченных работ по изделию составлял сумму всего в 50 миллионов долларов. Для выведения аппарата в космос, проведения орбитального полета с возвращением на Землю требовалось изыскать еще около 80 миллионов долларов. В связи со сложившейся ситуацией ESA выразило готовность принять на себя значительную часть расходов. В ходе состоявшихся переговоров европейская ставка была доведена до 500 миллионов долларов. Однако американская сторона не приняла этого предложения. По мнению Шумилина, об истинной мотивировке принятого NASA решения однозначно судить затруднительно. Возможно, американцы не придавали тогда большого значения проводимым на борту МКС исследованиям. Нельзя исключить и того, что значительный финансовый вклад Европы наложил бы на NASA весьма серьезные обязательства, чего американцы решили избежать. В общем, политики в этом грандиозном проекте хватало. Порой она становилась главным тормозом для развития станции. Но неожиданно все ускорила беда.

Только «Союзом» можно долететь

При возвращении на Землю 1 февраля 2003 года гибнет шаттл «Колумбия» с семью астронавтами на борту. Корабль не стыковался с МКС, он выполнял другую задачу, но теперь не только продолжение строительства станции, но само ее выживание оказалось под вопросом. Доставить людей на станцию и вернуть их обратно могли только российские «Союзы». Задача обеспечения топливом, продовольствием, коррекции орбиты легла на транспортные корабли «Прогресс». Экипаж был сокращен до минимума, одного российского космонавта и одного американского. Принимали все меры по ускорению постройки штатных и резервных кораблей. Это время все участники проекта до сих пор вспоминают с ужасом. Отсутствие резервирования обострило ситуацию до предела, но российские корабли не подвели. Не подведут они и после 2011 года, когда уже по заранее принятому решению шаттлы уйдут на покой. До мая 2020 года, когда полетел пилотируемый «Дракон» от компании SpaceX, «Союзы» были единственным средством смены экипажей на МКС. По мнению специалистов, они еще не один год полетают. Хотя, кроме «Дракона», в полет готовятся «Старлайнер» от «Боинга», «Орион», новый корабль NASA, много говорится о перспективном российском корабле «Орел». Вместе с «Прогрессом» на станцию доставляют продовольствие и оборудование еще один американский грузовик «Лебедь», грузовая версия «Дракона», японский HTV. Станция как международный проект снова продемонстрировала живучесть. Совместными усилиями транспортный кризис был преодолен.

МКС сегодня и завтра

Станция построена по модульному принципу. ВсоставМКСвходят15основных модулей: российские — «Заря», «Звезда», «Пирс», «Поиск», «Рассвет»; американские — «Юнити», «Дестини», «Квест», «Гармония», «Транквилити», «Купол», «Леонардо»; европейский «Колумбус»; японский «Кибо»; экспериментальный модуль BEAM, разработанный частной компанией. В состав станции также входят роботехнические манипуляторы канадского производства. В 2021 году планируется запуск российского многофункционального лабораторного модуля (МЛМ) «Наука».

Масса МКС — более 417 тонн, а ее внутренний объем — около 1000 кубических метров пространства. Некоторые модули станции летают уже больше 20 лет. Проводят регулярную дефектацию, оценку состояния, тем не менее порой происходят сбои типа утечки воздуха или выброса аммиака из систем охлаждения. Все эти поломки ремонтопригодны. Эксплуатация станции продлена до 2024 года.

Что же дальше? Ближайшие годы для МКС обещают быть интересными. Будут возобновлены полеты космических туристов. Планируется съемка художественных фильмов американскими и российскими кинематографистами. На станции скоро обоснуется лазерная пушка, предназначенная для сбивания опасного космического мусора. Дистанция ее поражения составит около 100 километров. Но станции больше угрожают опасности другого порядка. Продолжение конфронтации между Россией и западными партнерами. Нежелание сохранить и развивать бесценный опыт международного сотрудничества. С технической стороны препятствий для дальнейших работ нет. Несущая конструкция станции имеет ресурс 99 лет, замены потребуют только модули и панели солнечных батарей. Со всех точек зрения все эти работы проще и безопаснее вести на функционирующей станции, имеющей уникальный масштаб. Именно поэтому частная американская Axiom Space приняла решение пристыковать в 2024 году к станции три своих новых модуля. Возможно, такой сценарий и обеспечит МКС новую жизнь. А мы сможем любоваться рукотворной звездой еще многие годы.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру