Казахстанский ученый выступил против включения каспийского тюленя в Красную книгу

Министерство экологии, геологии и природных ресурсов РК одобрило включение каспийского тюленя в Красную книгу Казахстана. «Это будет дополнительной мерой, которая будет способствовать его сохранению, а также одним из важных аргументов для создания особо охраняемой природной территории в будущем. Каспийский тюлень уже включен в Красную книгу в других прикаспийских странах», — написал на Facebook пресс-секретарь комитета Сакен Дилдахмет. Однако не все согласны с этим решением.

Казахстанский ученый выступил против включения каспийского тюленя в Красную книгу

Директор института гидробиологии и экологии, ученый-эколог Миргалий Баймуканов, на протяжении 15 лет занимающийся исследованием каспийского тюленя, привел серьезные аргументы, согласно которым внесение этого уникального животного в Красную книгу было поспешным.

Комитет лесного хозяйства и животного мира Министерства экологии посредством видеоконференц-связи провел заседание с участием представителей Института гидробиологии и экологии и Центрально-Азиатского института экологических исследований. Там и рассмотрели вопрос о включении каспийского тюленя в перечень редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений и животных. После этого заседания директор института гидробиологии и экологии Миргалий Баймуканов и заявил, что он против включения каспийского тюленя в Красную книгу Казахстана. Все свои доводы ученый привел в посте, опубликованном на личной странице в Facebook. Он подробно объяснил, почему сейчас нельзя заносить каспийского тюленя в Красную книгу.

— Будучи не в составе зоокомиссии, состоявшейся на днях, а в качестве приглашенного исследователя каспийского тюленя, я был и остаюсь против включения вида в перечень редких и исчезающих видов животных до решения ряда вопросов. Как легко решалась судьба уникального вида животных! Порыв сохранить вид только включением его в Красный перечень без разработанных и утвержденных мероприятий по его сохранению в действительности не приведет к желаемому результату. К примеру, отмечу виды каспийских рыб из Красной книги. Что делается для сохранения каспийской миноги, волжской многотычинковой сельди, каспийского лосося, белорыбицы, кутума? Практически ничего — даже нет их искусственного воспроизводства в Казахстане, не говоря уже о сохранении мест обитаний. А почему? Потому что нет планомерных действий по сохранению. Поскольку таков закон. Занесли в Красную книгу, и теряют доступ к виду в первую очередь исследователи, ведь все исследования должны вестись легально с соответствующими разрешениями.

Чтобы получить разрешение, ученым каждый раз придется делать запросы через соответствующее постановление Правительства РК. На деле получается замкнутый круг: нет исследований — нет рекомендаций. Нет рекомендаций — нет сохранения.

Как вспоминает Миргалий Баймуканов, на протяжении всех 15 лет, пока он был занят исследованиями каспийской нерпы, даже при том что вид не был краснокнижным, получить разрешение на научный лов для целей мечения было также проблематично. Действовать приходилось через соответствующий комитет, и только несколько раз за все время удалось вовремя получить желанный документ. В то время как у ученых были на руках все необходимые документы: биообоснования подготавливались, госэкспертизу они проходили вовремя.

Теперь, когда каспийского тюленя внесут в Красную книгу, каждый раз для проведения исследований нужно будет дожидаться постановления правительства (поясним, что исследования проводят прижизненными методами — поймал, исследовал, отпустил). Но утвержденных правил, на основании чего, как и в какие сроки выходит это постановление, нет.

Как поясняет ученый-эколог, все зависит от мнения и расторопности чиновников, зачастую — от указаний свыше и настырности исследователя. Следовательно надо пройти еще испытания, сравнимые с кругами ада, чтобы получить разрешение на исследовательский лов.

— В нашем случае под угрозой стали исследования возрастной, половой структуры популяции каспийского тюленя, его распределения по Каспийскому морю. А без этих исследований нет объективной оценки состояния популяции, нет объективной оценки — не будет и должной охраны. Далеко ходить не буду — если утвердится это решение зоокомиссии в ближайшее время, то запланированные осенние (2020 год) исследования популяции каспийского тюленя находятся под угрозой срыва! Ситуацию с внесением каспийского тюленя в перечень редких и исчезающих видов животных необходимо рассматривать со всей тщательностью, к такому важному шагу надо готовиться.

Как говорит ученый, без должной проработки законодательной основы изучения и сохранения краснокнижных объектов внесение каспийского тюленя в красный перечень грозит уходом в тень реальной картины этого вида. И попытки сохранить этот вид морского млекопитающего могут дать обратный эффект.

К слову, Институт гидробиологии и экологии еще в 2017 году разработал биообоснование по повышению правового статуса каспийского тюленя в экологическом и природоохранном законодательстве РК, предлагал и предлагает мероприятия по сохранению вида, разработку соответствующих подзаконных актов. Но ни одно из этих предложений не было принято во внимание уполномоченным органом. А ведь именно в казахстанской части моря каспийский тюлень сравнительно многочислен в сравнении с зонами других прикаспийских стран. И именно Казахстану принадлежит ведущая роль по сохранению этого вида...

Красная книга - не гарантия защиты

— Если бы законодательство реально ограждало и сохраняло животных из Красной книги, то, конечно, каспийский тюлень давно был бы под самой строгой охраной, — говорит ученый, — состояние каспийского тюленя вызывает огромную тревогу. Кто помнит и знает, что существует план действий по сохранению каспийского тюленя, рассмотренный и согласованный всеми прикаспийскими странами еще в 2007 году, что существует документ от 2012 года о сохранении мест обитания тюленя, также согласованный Казахстаном? Но до сих пор рекомендованные в этих документах практические мероприятия по сохранению вида не были осуществлены.

На каком основании те или иные виды животных заносят в Красную книгу РК? Для большинства читателей ответ на этот вопрос очевиден. Вид стал редок или исчезает — вот и заносят, и, на первый взгляд, это является правильным решением. Но достаточно ли этого?

В Экологическом кодексе РК есть статья, в которой говорится, что «Перечень редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных утверждается Правительством Республики Казахстан и включает редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды (подвиды, популяции) животных (позвоночных и беспозвоночных), обитающие в состоянии естественной свободы...».

Другой Закон РК «Об охране, воспроизводстве и использовании животного мира» гласит, что «Отнесение видов животных к категориям и их перевод из одной категории в другую производятся по рекомендации межведомственной зоологической комиссии на основании биологического обоснования в целях сохранения видового разнообразия животного мира, его охраны, воспроизводства и устойчивого использования».

Как утверждает Миргалий Баймуканов, зоокомиссия действительно опиралась на биообоснование по включению каспийского тюленя в число редких и исчезающих видов (оно даже прошло госэкспертизу, хотя, по вышеприведенной статье, необходимости в этом не было). Но, как выяснилось на заседании зоокомиссии, разработчики биообоснования не провели учет каспийского тюленя, не была проведена оценка состояния популяции согласно установленным правилам разработки биообоснований. Возникает вопрос: на что тогда опирались те, кто рекомендовал принять решение о включении каспийского тюленя в Красную книгу РК?

Исходя из этого казахстанский ученый задался вопросом: существуют ли в казахстанском природоохранном законодательстве критерии занесения того или иного вида в Перечень редких и исчезающих видов?

— К сожалению, таких разработанных и утвержденных критериев нет. Хотя аналогичные критерии давно разработаны и применяются при обосновании и составлении Красного листа Международного союза по охране природы (МСОП). Критерии МСОП опираются на изменения численности, структуры популяции и ареала того или иного вида за определенный промежуток времени. Этот положительный опыт нельзя игнорировать. Ведь как раз, имея критерии, мы можем затем судить об эффективности внесения в Красный перечень того или иного вида животных. Только при наличии критериев можно будет предоставить объективные данные учета за много лет, а также предложить мероприятия по реальному сохранению вида.

Если же рассматривать конкретно сохранение каспийской нерпы, то нужно учитывать следующие критерии: если восстанавливать или сохранять численность каспийского тюленя, то до какого количества, до какого состояния популяции, за какой промежуток времени, чей бюджет, какие мероприятия должны быть при этом проведены, какие документы должны быть изданы до и после судьбоносного решения? А главное — с чем сравнивать: идет восстановление вида или нет?

Сегодня Красная книга Казахстана насчитывает три издания и вмещает в себя список редких и находящихся под угрозой исчезновения в РК животных, растений и грибов.

Современное ее издание включает: 129 видов и подвидов позвоночных, 18 видов рыб и круглоротых, три вида земноводных, 10 видов пресмыкающихся, 58 видов птиц, 40 видов млекопитающих. Списки из категорий Красной книги печатаются на бумаге разного цвета. Виды из первого пункта (исчезающие) — на красных листах, из второго (редкие) — на желтых, из третьего (сокращающиеся) — на белых, из четвертого (неопределенные) — на серых, а из пятого (восстановленные) — на зеленых.

Законодательно им всем присвоен охранный статус, и с более-менее крупными, заметными, легко узнаваемыми видами этот вопрос решается проще. К примеру, снежный барс, являясь визитной карточкой Казахстана, запрещен к добыванию и занесен в нашу Красную книгу. Запрещены отлов (без специального разрешения) краснокнижных видов птиц, рыб и насекомых, выкапывание растений, сбор грибов.

Но как и от кого охранять те виды, которые чрезвычайно малы или неприметны, или вообще не определяемы без специальных исследований? Зачем их вообще заносить в Красную книгу? Как правило, такие виды заносят в нее по причине того, что они тесно связаны с определенным ценным природным биотопом и не могут существовать ни в каком другом. Когда такой вид обнаруживается, это является поводом для проведения подробного экологического обследования окружающей территории. Как в случае с каспийским тюленем.

Это все к тому, что даже в Советском Союзе, когда учет различных видов животных был организован намного лучше, чем сейчас, проблем с приданием животному статуса краснокнижного было немало, так же допускались ошибки. Как считает ряд ученых, сегодня учет животных носит в основном «экспертный» характер. То есть, если кому-то из исследователей покажется что то или иное животное стало реже попадаться на глаза, то и этого может быть достаточно, чтобы у него возникла мысль внести его в Красную книгу.

Но сама по себе книга, какого бы цвета она ни была, не способна кого-то от чего-то спасти или защитить. Спасают и защищают животных даже не законы, а люди. Правильно мотивированные и имеющиеся в достаточном количестве.

Поэтому, как считает ученый-эколог Института гидробиологии и экологии, одними призывами и приданием краснокнижного статуса тюленей не спасти. Напротив, вероятно, что после того, как каспийского тюленя занесут в Красную книгу РК, мы только перевернем страницу, захлопнем книгу и преисполненные чувством выполненного долга забудем об обитании этого удивительного эндемика — морского млекопитающего самого большого озера в мире.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру