Но, несмотря на действительный вклад каждой страны в борьбу с пандемией, кажется, что сейчас эти исследования превратились в политическую гонку, в которой участвуют крупнейшие мировые игроки. Эта гонка заворожила буквально внимание всех: вирусологов, политиков и даже «диванных критиков». Что стоит на кону?
Устройства быстрого реагирования
Одним из последних изобретений, которое обратило на себя внимание практически всего мирового сообщества, стал миниатюрный прибор, способный «в мгновение ока» обнаруживать у пациентов COVID-19 или следы антител. Авторство уникального прибора принадлежит ученым из Университета Джорджа Вашингтона в округе Колумбия.
Незатейливая на вид «коробочка», собранная из тончайших проводников и покрытая слоем золота, обнаруживает как сам вирус, так и антитела к нему. Распознавая различные вещества в газообразном состоянии, индикатор меняет цвет, а искусственный интеллект интерпретирует показания индикатора и сообщает, какое именно вещество находится в организме пациента.
Чтобы устройство работало должным образом, необходим реагент, восприимчивый к коронавирусу, а для анализа его показаний достаточно камеры и процессора обычного смартфона. Ученые полагают, что в ближайшем будущем это изобретение позволит создавать облачные базы данных с зараженными коронавирусом, на основе которых медики смогут подходить к лечению больных более тонко.
Но, как признаются сами создатели чудо-прибора, хотя он и проявляет себя с лучшей стороны, на его повсеместное внедрение потребуется неизвестное количество времени...
Особой изобретательностью в альтернативных способах борьбы с COVID-19 отличились израильтяне. С первых дней эпидемии они начали внедрять разработки, которые значительно облегчили жизнь медицинских работников: повысили их защищенность и ускорили диагностику коронавируса.
К примеру, в больнице «Шаарей-Цедек» в Иерусалиме совместно с НИИ биологии проходит проверку новый метод выявления больных COVID-19 по выдыхаемому воздуху. На первый взгляд он имеет много общего со знаменитым полицейским тестом для проверки трезвости. Сам метод работы этого прибора основан на выявлении молекул, указывающих на присутствие вируса.
Образцы выдыхаемого воздуха подвергаются масс-спектрометрическому анализу, который выявляет их химический состав. По словам заведующего неврологическим отделением доктора Рони Айхеля и инфекциониста Эли Бен-Шитрита, этот способ должен произвести переворот в диагностике заражения коронавирусом.
Помимо этого, больница «Меир» в КфарСабе совместно с особыми подразделениями полиции разработала специальную маску для медперсонала, оснащенную нагнетательным насосом, облегчающим дыхание. Как поясняет старший врач отделения COVID-19 терапевт доктор Эли Карниэль, при ее ношении не надо прилагать усилия для дыхания, как при ношении обычной маски. Насос, встроенный в устройство, сам «качает» профильтрованный воздух, что помогает избегать ощущения удушья.
И это не единственное его отличие от обычной тканевой маски или респиратора. Если обычную маску необходимо менять каждые два часа, то новое устройство можно носить часами, не снимая.
Тем не менее одно из самых запоминающихся изобретений в Израиле — это установка для дезинфекции ультрафиолетом. В больнице «Мааяней-Йешуа» в Бней-Браке работает устройство, уничтожающее вирус даже в присутствии больных в помещении. Оно излучает ультрафиолетовый свет с особой длиной волны, но не является канцерогенным, так что им можно облучать поверхности в присутствии больных, в том числе легочных. Почему для легочных больных не подходит обычная дезинфекция? Еще в 2009 году органы здравоохранения США предупредили, что некоторые виды ультрафиолетовых приборов способствуют выработке озона, который опасен для таких пациентов. А ультрафиолетовые излучатели, встроенные в новое изобретение, не образуют озон, но при этом обладают сильным дезинфицирующим эффектом, не представляя опасности для глаз и поверхности кожи человека, чем могут похвастаться не все «противокоронавирусные» ноу-хау.
Недавно в Бахрейне создали робота, с помощью которого также можно проводить дезинфекцию помещения. Однако вместе со всеми патогенными микроорганизмами его ультрафиолетовое излучение может нанести вред и человеку. Как объясняют создатели «электронного убийцы», за полчаса работы он способен убить до 90 процентов находящихся в помещении микроорганизмов. Происходит разрушение их мембраны, вследствие этого происходит распад ДНК. Наверное, этого краткого описания достаточно для того, чтобы осознать, что с этим прибором нужно проявлять особую осторожность. Но зато в отличие от других приборов он может «говорить» на 12 языках, реагировать на голосовые команды, измеряет температуру тела, а также владеет технологией распознавания лиц. В совокупности его способности, конечно, впечатляют, однако не проще ли в случае необходимости воспользоваться обычным градусником или услугами переводчика?
Первые опыты вакцинации
Помимо разработок электронных машин, облегчающих само течение болезни коронавирусом, нельзя забывать, что сегодня наиболее ожидаемо само изобретение «правильной» вакцины от этого недуга. Как уже было сказано, сегодня в мире на стадии разработки находится около 200 вакцин от COVID-19, и 15 из них уже проходят клинические испытания.
Как правило, завершающим этапом разработки вакцины является официальное ее утверждение национальным регулятором. Один из китайских препаратов в Пекине уже получил этот завершающий документ, но с ограничением: только для вакцинации военных. Поэтому мировое медицинское и научное сообщество считает это скорее третьей фазой испытаний, которая подразумевает исследования на тысячах и десятках тысяч человек.
Об этом этапе упоминали в своих интервью еще несколько разработчиков. Помимо китайской вакцины в лидерах находятся британо-шведская вакцина и одна австралийская.
И пока некоторые страны, в основном европейские, говорят о сотрудничестве в разработке вакцины и участвуют в инициированной ВОЗ кампании по сбору денег на борьбу с коронавирусом, некоторые все же решают идти своим путем. К примеру, в одиночку действуют Россия и США.
К слову, шансы России и ее конкурентов уже оценили эксперты, которые внимательно следят за мировым рынком вакцин и этой гонкой.
«Мы наблюдаем очень интересную фазу и в науке, и в клинических исследованиях в плане создания вакцин. Включиться в гонку мог буквально каждый. Китайцы заявляют, что у них есть готовые вакцины. Но это не значит, что мы не сможем со своими вакцинами войти в Китай. КНР — огромная страна, 1,5-миллиардная. Им нужно колоссальное количество доз вакцин сделать», — поделился своим мнением заведующий лабораторией геномной инженерии Московского физико-технического института Павел Волчков.
Николай Крючков, гендиректор контрактной исследовательской компании, считает, что рассуждать о том, кому достанется пальма первенства, сегодня можно лишь субъективно, однако, по его мнению, Россия в любом случае войдет в число десяти лидеров.
И, как стало известно по данным на 1 августа, российский Минздрав заявил, что прививочная кампания начнется уже в октябре этого года. Предполагается, что к этому времени первый из отечественных препаратов будет зарегистрирован. А начнется вакцинация с наиболее уязвимых слоев населения — медиков и учителей. Кстати, вакцинация будет бесплатной. Сейчас клинические испытания этой вакцины завершил центр имени Гамалеи, к испытаниям приступили в Новосибирске, и еще несколько вакцин находятся в разработке.
Между тем некоторые западные специалисты уже поспешили поставить результаты работы российских коллег под сомнение. Появляющиеся в СМИ сообщения о якобы успешных испытаниях российских вакцин против COVID-19 вызывают у них немало вопросов. Некоторые страны-конкуренты считают, что Россия, возможно, «срезает углы» на пути к созданию вакцины, ускоряя процесс тестирования.
«Очень надеюсь, что русские и китайцы все же тестируют свои вакцины прежде, чем дают их людям. Потому что когда вы говорите, что у вас есть готовая вакцина до того момента, как вы ее испытали, это, мягко говоря, проблема», — заявляет американский ученый-инфекционист Энтони Фаучи, подчеркивая, что такой подход игнорирует длинную историю использования непроверенных медикаментов в отчаянных ситуациях, например, лекарств против рака.
«Все сейчас обсуждают политический аспект, но мало кто задается вопросом, как вакцина работает. Россия выбрала самый безопасный способ доставки коронавируса в клетку человека, который называется аденовирусным вектором. Этот способ активно изучали на предмет безопасности, в том числе в США. И тщательно тестировался не только сейчас, но и в прошлом, при разработке вакцины от лихорадки Эбола», — пояснил в ответ на это заявление глава РФПИ Кирилл Дмитриев.
Однако в самой Америке, несмотря на все проверенные методы, избрали немного другой подход к разработке вакцины. Подход так называемой технологии матричной РНК. Тем не менее она пока не получила одобрения в мире в отличие от проверенного годами, а вовсе не парой недель, российского метода.
Вместе с этим и некоторые российские ученые остерегаются поспешности в «гонке за вакциной». Гонка по созданию вакцины от «короны» может создать больше проблем, чем сама болезнь, считают они.
По мнению академика РАН вирусолога Виталия Зверева, которое он высказал в интервью Общественной службе новостей, о вакцинации в ближайшее время не может быть и речи. «Должны быть получены совершенно точные данные о том, что эта вакцина, во-первых, эффективна, во-вторых — безопасна». Также академик отметил, что «надо определить продолжительность иммунитета: «Пока таких данных нет, призывать к вакцинации неправильно». Ученый считает, что всерьез о прививках от коронавируса можно будет говорить лишь через несколько лет.
Что касается тестирования вакцины от коронавируса в других странах, то на днях и в Казахстане прошло первое ее испытание.
Как стало известно, 1 августа, по данным оперативного штаба госкомиссии, вакцинацию провели в Международном центре вакцинологии при Казахском национальном аграрном университете. Первым, кому ввели вакцину, стал директор центра Кайсар Табынов. Ему ввели препарат под названием COVAX-19 производства Vaxine Pty Ltd, который разработали в Австралии, и сейчас он проходит первую фазу клинических испытаний.
По словам Табынова, вакцинацию делали по нескольким причинам. Первая — чтобы убедиться в безопасности и иммуногенности вакцины наших партнеров, которую мы рекомендуем в последующем применять у нас в стране. Вторая — оценить потенциал адъюванта Advax-CpG, входящего в состав вакцины COVAX-19, для применения в разрабатываемом нами новом способе специфической иммунотерапии аллергического ринита и бронхиальной астмы.
Что касается казахстанской отечественной вакцины, то сейчас проходят ее доклинические испытания. Над ней работает Научно-исследовательский институт проблем биологической безопасности, который находится в поселке Отар Жамбылской области. Только за последние 10 лет институт разработал технологии изготовления семи новых вакцин по особо опасным инфекциям, в том числе против «птичьего» и «свиного» гриппа, нодулярного дерматита, бруцеллеза. Последняя по безопасности и иммунобиологическим свойствам значительно превосходит имеющиеся вакцины против этой болезни. Но что касается конкретно вакцины против коронавируса, то наши разработчики заявляют: «На сегодня результаты испытаний показывают, что по всем параметрам, регламентированным ВОЗ, а именно токсичности, пирогенности, аллергенности, иммуногенности, вакцина соответствует всем требованиям».Наверное, сегодня это первая по-настоящему хорошая новость для нашей страны с начала пандемии коронавируса.