Давным-давно, на рубеже XV-XVI веков, в Китае жил сановник по имени Ван Ху. Кроме своих государственных дел он увлекался изготовлением воздушных змеев и часто смотрел в бездонное синее небо. Луна, имеющая столь большое значение в китайской мифологии, также волновала его. Однажды он приказал прикрепить к колеснице 47 пороховых ракеток, и по его команде слуги подожгли их. Вспыхнул огонь, взрыв, и... Осталась только память. Историки космонавтики предпочитают формулировку «он не вернулся из полета». Именем Ван Ху назван кратер на Луне, а 3 января 2019 года автоматическая станция Чанъэ-4 впервые в истории человечества совершила посадку на невидимой стороне Луны, где и находится этот кратер. Технологическая мощь современного Китая позволила реализовать грезы средневекового мечтателя и многие другие устремления этой страны в космосе.
На плечах гигантов
Если бы в первой половине XX века кто-нибудь предположил, что Китай, ставший посмешищем после ряда колониальных войн, через несколько десятков лет станет первоклассной научно-технологической державой, его сочли бы сумасшедшим. Тем не менее случилось то, что называется сегодня «китайской промышленной революцией». Кроме собственно экономической составляющей существенное место в ней занимал и вопрос создания собственного оборонного потенциала, прежде всего ракетно-ядерного. Китай испытал свою первую атомную бомбу в октябре 1964 года недалеко от границы с Казахской ССР на полигоне Лобнор. Но, как и перед советскими военными, у китайцев стал вопрос о средствах доставки. В период с 1948 по 1959 год в специализированных высших учебных заведениях СССР обучалось много китайских студентов, проходили переподготовку специалисты разных отраслей. По решению высшего руководства Союза Китаю передали ряд образцов оперативно-тактических комплексов Р-5 и Р-12 вместе с конструкторской документацией и производственной оснасткой. Первые китайские баллистические ракеты ведут свое происхождение именно от этих изделий. Многократно модернизированные, эти ракеты заступили на охрану интересов республики. На их базе и создали первую космическую ракету Китая.
24 апреля 1970 года Китай вывел на орбиту свой первый искусственный спутник Земли. Его созданием занимался творческий коллектив под руководством выдающегося творца космической техники Цяня Сюэсэня. Талантливый молодой человек в 1934 году попал в США, где окончил Массачусетский технологический институт, получив звание магистра, а затем Калифорнийский технологический, получив звание доктора аэронавтики. После Второй мировой войны работал в знаменитой Лаборатории реактивного движения в Пасадене, внес значительный вклад в создание американской космической программы. В 1955 году написал письмо бывшему тогда премьеру Китая Чжоу Эньлаю с просьбой о возвращении на родину. В Китае Цянь Сюэсэнь возглавил работы по созданию ракет боевого и космического назначения. Подготовил большую группу отечественных специалистов. Прожил долгую жизнь, своими глазами увидел и первый полет китайского космонавта, и первую автоматическую лунную станцию. Своим трудом и достижениями еще раз доказав, что в космонавтике все решает человек-лидер, такова уж специфика этой сферы деятельности.
Космонавтика — инструмент суверенитета
Возьму на себя смелость дать объяснение усилиям и результатам Китая в космосе. Эта страна занимается космосом по той же причине, ради чего это делал Советский Союз. Потому что космические технологии — это символ и гарантии национального суверенитета. Не бумажная или потенциальная мощь, а постоянно и публично подтверждаемая планка научно-технологических успехов страны, достигаемая с китайской усидчивостью.
Что же представляет собой китайская космонавтика?
Это прежде всего многотысячный отряд специалистов, работающий в китайском космическом управлении (агентстве), аэрокосмической корпорации, корпорации «Великая стена», двух академиях, четырех космодромах. Это орбитальная группировка спутников, насчитывающая около 200 аппаратов, системы связи и дистанционного зондирования Земли, собственная навигационная система «Бэйдоу» с торговым наименованием Compass. Работает сеть дальней космической связи.
Китай с 2003 года осуществляет свою пилотируемую программу. В ее рамках созданы корабль «Шэньчжоу» и орбитальная станция «Тяньгун». В 2020 году страна приступит к постройке большой модульной орбитальной станции с международными участниками. КНР исследует и дальний космос, его аппараты провели исследования астероидов и уже неоднократно высаживались на Луну.
Все это стало возможным благодаря прогрессу прежде всего в ракетных технологиях. Китайские носители, по сути — это становой хребет отрасли. Несмотря на ряд неудач и аварий сегодня носители КНР — образцы надежности. С 2018 года Китай занимает первое место в мире по количеству пусков со своих космодромов. Добавлю, что в арсенале китайских ракетчиков есть современные двигатели на нетоксичных компонентах топлива и водородные технологии. Построен ультрасовременный космодром Вэньчан, с которого стартуют носители тяжелого класса. Все это при сохраняющихся уже несколько десятилетий ограничениях на запуск спутников с западными компонентами. Хороший урок и пример выживания для той же России. В итоге Китай как страна занимает сегодня второе место после США по уровню развития космонавтики и не собирается уступать его никому.
Сотрудничество с позиции лидера
Сейчас появилось много исследований на тему потенциала бурно растущей китайской космонавтики. Оценки разнятся от серьезного конкурентного вызова до необходимости взять на вооружение опыт ее роста. Впрочем, и сами китайские специалисты проявляют готовность сотрудничать. Они оказали значительное техническое содействие в создании и запуске коммуникационных спутников для Венесуэлы, Бразилии, Нигерии. С Китаем сотрудничает и такая серьезная организация, как Европейское космическое агентство. Про связи с Россией стоит сказать отдельно. После получения независимости Российская Федерация активизировала контакты с китайскими коллегами. Тяжелое экономическое положение предприятий Российского космического агентства вынудило Москву пойти на продажу и передачу ряда ключевых технологий своему южному соседу. Специалисты Роскосмоса оказали содействие китайским коллегам в разработке стыковочных агрегатов «Шэньчжоу», помогли в создании скафандров для внекорабельной деятельности. При разработке пилотируемого корабля китайские конструкторы добрались до самых смелых и нереализованных версий советского «Союза». Можно сказать, что «Шэньчжоу» — это венец и предел развития базовой конструкции «Союза». Его орбитальный отсек представляет собой самостоятельный блок, способный уходить в автономный полет. А капсула экипажа сделана более габаритной, что избавляет космонавтов от необходимости продолжительного сидения в позе зародыша.
Китай активно предлагает свои услуги по разработке, запуску и коммерциализации спутников и готов платить за нужные разработки и сведения. Сегодня с ним сотрудничают и Россия, и Украина, и страны Юго-Восточной Азии, Африки, Латинской Америки, и ряд европейских государств, Израиль. При этом (внимание!) КНР не является участником и не поддерживает «Режим по ограничению ракетных технологий». Самостоятельная политика и платежеспособность этой страны перевешивают все ограничения.
Тайны китайского космоса
Однако Китай не допущен к участию в проекте Международной космической станции, и новая программа по освоению Луны, выдвинутая США («Артемида»), задумывается без него. Американские официальные лица не раз уже обвиняли китайские структуры в промышленном шпионаже. Так, создаваемые новые корабли «Шэньлунь» имеют схожий облик с американскими перспективными разработками. Но главное опасение связано с военным космосом. В январе 2007 года китайская ракета продемонстрировала свой противоспутниковый потенциал — ее прямым попаданием уничтожен спутник «Фэньюнь-1С». Его уничтожение привело к формированию облака космического мусора. В последние годы китайцы активно занимаются созданием спутников-инспекторов, развивается система контроля космического пространства. Как считает ряд аналитиков, КНР сегодня — самое готовое к конфронтации в космосе государство в мире. Автору материала довелось беседовать со специалистом-ветераном, работавшим в 70-е годы в системе предупреждения о ракетном нападении СССР. Он рассказал, что однажды им удалось зафиксировать необъявленный пуск ракеты на высоту 1000 километров из района г. Кунминь, там, где по имеющимся данным, никаких стартовых объектов не было. Только после подтверждения агентурной разведки новый объект внесли в реестр целей. Вокруг Пекина, в северном направлении, развернули батареи противоракет. Сегодня, как считают эксперты, идут интенсивные работы по созданию лазерного оружия и средств поражения на новых физических принципах. Впрочем, не исчезли и традиционные угрозы. Демонтаж Договора о ракетах средней и малой дальности приоткрыл для общественности тот факт, что на прилегающей к странам СНГ территории размещено несколько сотен ракет, обладание которыми было под запретом для России и США. Хотя, возможно, все эти угрозы преувеличены. Китай последовательно выступает против милитаризации космического пространства.
Писатель-фантаст Артур Кларк предложил свою версию экспансии Китая в космосе. В его романе «2010: Одиссея Два» власти в Пекине объявили своей собственностью спутник Юпитера Европу после посадки на него китайского исследовательского корабля. Фантастика в наши дни грозит стать реальностью: повышенную активность США по возвращению на Луну также объясняют скрытыми планами по ее захвату.
Новые вызовы
Есть ряд ключевых технологий, за которыми идет охота. Уже несколько лет Китай и Россия обсуждают совместное использование керосиново-кислородных двигателей РД-180 с продажей документации и прав на их производство в КНР. Так это видят коллеги в Пекине. Роскосмос видит сотрудничество как создание нового двигателя на базе РД-180 и использование его в новой ракете. Справедливо полагая, что, продав права на двигатель, РФ перестанет интересовать Китай с технологической точки зрения.
Китай очень обеспокоенно следит за бумом частных космических компаний на Западе. Он приложил серьезные усилия, чтобы из кадрового резерва собственной космической отрасли были сформированы свои, китайские, стартапы, собственные гибкие частные фирмы, способные усилить и дополнить общий потенциал отрасли. И здесь уже есть серьезные успехи. Начали летать сверхлегкие носители, отрабатывают по образцу SpaceX возвращаемые ступени ракет, разработка нано- и микроспутников растет взрывообразно. Китайцы умудрились за два года построить свой Морской старт, в этом году с него уже запланированы три пуска. И это на фоне фактической ликвидации проекта Sea Launch!
Перед китайской космической отраслью стоит серьезнейшая задача по строительству сверхтяжелого носителя. Здесь будет совсем иной класс решаемых задач, и возможный путь их решения — международное сотрудничество.
Что нам ждать от китайских космических амбиций? Неоднократно доводилось слышать от руководителей казахстанских космических предприятий, что их приглашают китайские коллеги, что они готовы сотрудничать и даже оказать помощь. Но что-то останавливало наших специалистов. Возможно, боязнь испортить отношения с нашим ключевым партнером — Российской Федерацией. Сохранение их в нормальном состоянии действительно важная задача. Но в свете преобразования космодрома Байконур в международный космопорт возникает целая гамма новых возможностей, не затрагивающих старые надежные направления кооперации. На космодроме возможно возрождение идеи создания центра международной космической индустрии, расширения числа участников пусковой деятельности. Это могут быть и государственные корпорации Китая, и новые фирмы-стартапы. Пора провести соответствующий обмен мнениями. Байконур, как и всякий порт, заинтересован в расширении числа тех, кто будет пользоваться его услугами и возможностями. А для наших китайских коллег это расширит горизонт освоения космоса, при котором международное сотрудничество действительно будет плодотворным.