Археология является не просто наукой. Это своего рода ключ к прошлому человечества, который открывает дверь в будущее. Ко всему это очень захватывающая и интересная профессия. Она позволяет совершать интереснейшие экспедиции, проводить раскопки могильников и городов, открывая и давая возможность соприкоснуться с тайнами прошлого, зачастую делать уникальные открытия.
Именно благодаря археологам, да и в целом развитию археологии в республике, особенно в последние два десятка лет, сегодня в музеях столицы и не только можно наблюдать, изучать, любоваться поистине уникальными артефактами из таких курганов, как «Берель», «Тасарык», «Аулиекол», «Туйетас», «Каракаба» и «Аян».
Например, реконструкция захоронения женщины IV-III веков до н.э. под названием «Урджарская жрица», которую совсем недавно выставили в залах Национального музея РК, произвела настоящий фурор в научном мире. Сенсационную находку сделала в 2013 году в Урджарском районе Восточно-Казахстанской области археологическая экспедиция под руководством археолога Тимура Смагулова. Говорят, что открытие «Урджарской принцессы» может оказаться ключевым в процессе восстановления истории Срединной земли Казахстана. Кстати, эти элементы духовной культуры отсюда потом попадут в Западную Европу и будут считаться там реликтами рыцарского периода. А золото всегда было предназначено «дорогим женщинам», и больше всего его доставалось духовным лидерам, тем же жрицам Урджар, ответственным за связь с Небом и Землей через Мировое Древо. Да и найдена принцесса была необычно.
Так, на глубине 1,7 метра от поверхности сначала обнаружили плиты перекрытия, которые до того времени не были никем потревожены. Под ними находились останки молодой женщины знатного происхождения. В захоронении также нашли деревянную и глиняную посуду и кости овцы. На костях человеческого скелета сохранились остатки ткани одежды синего и зеленого цветов. У головы погребенной оказались найдены золотые серьги и каменный жертвенник — непременный атрибут женских захоронений того времени. Но наибольшую ценность, по мнению археологов, представляет остроконечный золотой головной убор, богато украшенный растительными узорами и зооморфным орнаментом, который обнаружили в захоронении. Для того, чтобы его воссоздать и сохранить, единственно возможными путями могли стать так же, как и для других памятников археологии, консервация и реставрация находок, а также реконструкция древних предметов и даже целых комплексов.
Именно этим и занимается реставрационная лаборатория Крыма Алтынбекова, которая является ведущим научно-исследовательским центром в республике в области археологии, реставрации и консервации культурных ценностей. Кстати, благодаря высокому профессионализму и большому научно-практическому опыту этого коллектива удалось не только сохранить истлевшие находки, но и воссоздать костюм жрицы и ее необычный головной убор...
Или ставший уже классическим пример: в 1970 году в окрестностях города Иссыка в ходе археологических раскопок сакских курганов обнаружили уникальное нетронутое захоронение молодого царя-жреца, известного как «Алтын Адам» — «Золотой человек». Его роскошное облачение представляет собой аллегорию сакральной модели мира древних кочевников. Священные для номадов золотые животные и птицы, украшавшие костюм воина, создавали самобытную анималистическую проекцию Мирового Древа. Золото здесь — символ божественной власти и высшего статуса. Сегодня Золотой воин успел посетить музеи нескольких зарубежных стран, в планах — его дальнейшее продвижение как символа духовной культуры Казахстана древних времен.
Добавим, что на той же выставке представили и другие находки, прошедшие консервацию и реставрацию и свидетельствующие о богатой истории Казахстана разных эпох — от сакской до средневековой. Среди них — шелк с золотой вышивкой XIV века, сабля IX-XII веков, колчаны VIII века, седло VIII века, серебряная сбруя коня и многое другое.
Как отметили организаторы выставки, все перечисленные предметы из археологических раскопок являются важнейшим носителем информации о материальной и духовной культуре древнего населения Казахстана. А археологические источники позволяют реконструировать процесс формирования современной казахской культуры, уходящей корнями в глубину веков.
Любопытно по этому поводу мнение доктора философии, заслуженного деятеля Казахстана Андрея Хазбулатова:
— Для меня как ученого любая археологическая находка — это не просто уникальное материальное свидетельство, но и бесценная возможность заглянуть в прошлое. За каждой такой находкой стоят не один полевой сезон, долгая, кропотливая работа и намного больше вопросов, чем ответов. Но если уж говорить об артефактах, которые узнаваемы не только в Казахстане, но и в мире, о находках, которые стали своего рода брендами, то это, безусловно, сокровища сакских курганов Иссыка, Шиликты, Береля, Жалаулинский клад.
Тот же иссыкский «Золотой человек» по уникальной сохранности захоронения, философско-эстетической сложности и цельности образного языка, высочайшего уровня художественного мышления для меня занимает ту же ступень, что и сокровища Тутанхамона. Полагаю, невозможно вот так, в двух словах, рассказать сегодня историю каждой из этих удивительных находок. Но зато вполне реально говорить об их влиянии на нас. Например, для научного сообщества звериный стиль, который так явно выражен в иссыкской находке, — это вечная загадка, постоянная тема для размышлений и исследований. Согласитесь, что без мощно развитой политической, экономической, социо-культурной системы, натурфилософии и мифопоэтики этот и другие феномены не смогли бы сформироваться, поскольку в них содержатся все культурные коды. Их основной материал — металл, его уникальная степень обработки, плюс его нужно было отыскать, добыть, очистить, их иконография — феноменальный по стилю и смыслу дизайн в символике модели мира, география распространения — живой, свободный, постоянно динамичный кочевой мир с устойчивыми связями и взаимодействием культур. Нам есть чему поучиться у древних. Все это наше бесценное наследие, которое позиционирует страну и ее народ во всем мире. Так же, как и археологические раскопки древних городищ на территории республики. Например, городище Культобе, что в переводе с казахского означает «Холм пепла», о котором хотелось бы сказать отдельно.
Культобе, а также несколько других мощных городищ кангюйского времени открыли в долинах рек Арысь, Бадам и Сырдарья еще в 30-х годах прошлого века. Но только в 1992 году в ходе археологических работ у кромки старого русла реки Арысь обнаружили первый фрагмент письменности, который наделал много шума в научных мировых кругах исследователей древности. Это аморфной формы фрагмент от крупного жженого кирпича-таблицы, на лицевой поверхности которого зафиксировали два с половиной десятка полностью и частично прорисованных знаков, которые объединены в шесть «строк». Плюс еще в прошлом году в ходе археологических раскопок на городище Культобе также нашли немало ценнейших артефактов, которые подтвердили, что древний город пережил не одну эпоху.
Так, по словам археолога Серика Акылбека, одна из монет, которые они нашли, датируется VIII веком. На одной стороне написано «господин Тюргешский каган», на второй — «тамга тюргешей» в виде стилизованной буквы рунического алфавита. Отчеканенную из бронзы монету нашли в стратеграфическом слое одной из улиц.
Ученые считают, что эта находка дает основание полагать — городище действительно являлось столицей и центром торговли, было одним из пунктов Великого Шелкового пути, который заложил основу международных отношений Востока и Запада.
«Я уверен, что дальнейшие раскопки дадут еще много доказательной базы того, что Культобе имеет более древнюю историю», — считает и Андрей Хазбулатов.
Добавим, что также важной находкой является обнаружение облицовочных плиток, аналогичных тем, которыми был облицован мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави, а это свидетельствует о том, что именно в Культобе находились мастерские по производству таких плит.
Между тем городище Культобе по праву претендует на статус одной из исторических жемчужин южного региона, так как является ядром древнего Туркестана. Каждый день раскопок открывает новые страницы, скрытые под поверхностью земли. Напомним, что ученые обнаружили не только остатки строений XIX века, свойственные периоду Кокандского ханства, но и под ними, на глубине 70 сантиметров, нашлись жилища XVI-XVII веков, которые датируются эпохой еще Казахского ханства. Причем все это сохранилось в лучшем виде. Любопытно, что раскопки в непосредственной близости от мавзолея Ходжи Ахмеда Ясави дали основание считать, что в южной части городища Культобе когда-то был храм. Так оно и случилось. Вот только ученые пока затрудняются сказать, какую религию исповедовали его строители. Найти ответ на этот и многие другие вопросы помогут дальнейшие раскопки крупного культового сооружения уникальной сохранности и сложности.
И еще. При раскопках в Культобе в трех курганах обнаружили останки 12 человек эпохи загадочного и малоизученного государства Кангюй. А также более 100 артефактов, среди которых предметы быта и драгоценные украшения — ожерелье из бисера, золотая подвеска с рубином, браслеты из слоновой кости и невероятной красоты украшение из горного хрусталя. Как оказалось, найденным украшениям более двух тысяч лет. Плюс в одной из катакомб ученые обнаружили останки тела знатной женщины-сарматки, рядом с которой лежали зеркало и другие предметы культа.
«Учитывая столь роскошные находки, здесь планируют создать археологический музей под открытым небом на базе городища, тогда как полное завершение работ по созданию археологического парка запланировано на 2021 год», — сообщили в Министерстве культуры и спорта РК.