Ученые Казахстана активно участвуют в изучении дальнего космоса

Казахстанские ученые готовы к новым научным открытиям

В ноябре этого года в НурСултане прошел уже ставший традиционным Международный форум «Дни космоса в Казахстане-2019». Активным участником этого знакового мероприятия с первого дня является Национальный центр космических исследований и технологий, представляющий научную составляющую космической отрасли страны. Беремся утверждать, что космическая наука в РК находится на весьма высокой ступени развития и мало в чем уступает своим зарубежным коллегам.

Казахстанские ученые готовы к новым научным открытиям

О том, чем заняты казахстанские астрофизики, инженеры и конструкторы сейчас и какие планы лелеют на будущее — в эксклюзивном интервью журналисту «МК» рассказал руководитель научной организации Чингис Омаров.

— Чингис Тукенович, что представляет собой АО «Национальный центр космических исследований и технологий» сегодня?

— Наше учреждение было создано постановлением Правительства РК в 2008 году. Мы являемся большой организацией, в которую входят три института — Астрофизический институт имени Фесенкова, Институт ионосферы и Институт космической техники и технологий. Также в наш центр входят два научных департамента — дистанционного зондирования Земли и космического материаловедения и приборостроения. Так что сегодня наш центр — самый крупный в Казахстане, который выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования в космической области. Хотел бы заметить, что в проектах у нас участвуют и академики, и члены-корреспонденты, и доктора наук, которых насчитывается более двух десятков человек, и кандидаты наук — 75, и доктора PhD. Фактически вместе с инженерно-техническим персоналом у нас работает около 500 человек.

Основных направлений деятельности у нашей компании несколько. Это прежде всего развитие научной и опытно-экспериментальной базы астрофизических исследований. Направление развивается и в теоретических научных разработках, и имеет под собой мощный инженерно-технический фундамент — три астрофизические обсерватории в Алматы и Алматинской области. Две из них, высокогорные Тянь-Шаньская и Ассы-Тургеньская, располагают самыми современными наблюдательными приборами — телескопами с цифровым дистанционным управлением, которые позволяют работать с ними из любой точки мира. Тем самым мы являемся полноценными и незаменимыми участниками самых серьезных международных проектов, например, такого как «Всемирный телескоп». Здесь играют важную роль и высокий уровень наших ученых, и наше географическое положение — мы заполняем долготный пробел между обсерваториями Европы и России и наблюдательными базами Китая и Японии.

Также занимаемся созданием и развитием казахстанской многоуровневой системы мониторинга и прогноза космической погоды, что очень важно для безопасного функционирования космических аппаратов. В первую очередь наших, отечественных, ведь Казахстан сегодня имеет на орбите две полноценные спутниковые группировки — связи и дистанционного зондирования.

Также очень важным для страны является создание системы наземно-космического, геодинамического, геофизического мониторинга земной коры Казахстана, учитывая, что у нас много сейсмоопасных регионов, есть крупные гидротехнические сооружения, газо- и нефтепроводы. И уже много десятков лет ведем работу по оперативному приему и технической обработке данных дистанционного зондирования Земли.

— Чингис Тукенович, что было самым любопытным или самым необычным в вашей практике за время существования центра?

— Нужно казать, что некоторые из перечисленных мной направлений работы, которыми мы занимаемся в составе центра, в нашей стране проводят уже более 70 лет. В частности, астрофизические исследования. Некоторым, таким как разработка космической техники и приборостроение, немногим более десяти лет. Но и здесь уже есть весомые результаты. Например, в прошлом году запущен спутник научного назначения, разработанный специалистами нашего центра.

Конечно, за это время сделано множество открытий, проведено много исследований. Вообще, в науке появились новые направления, течения, связанные с исследованием дальнего космоса, Солнечной системы, планет, нашей и других галактик, в целом Вселенной. Появились новые понятия — темная материя и темная энергия. В прояснении этой научной проблемы участвовали и наши ученые, зафиксировав сигналы, связанные с гравитационными волнами на телескопах Тянь-Шаньской обсерватории.

Так что работа проводилась колоссальная по всем направлениям. И, кстати, вот интересный факт, о котором мы уже говорили раньше. Еще в 1969 году, 23 октября, в нашей обсерватории, которая находится на Каменском плато, открыли комету, получившую имя первооткрывателей — Чурюмова-Герасименко. Комета стала знаменитой на весь мир в 2014-м. Именно к ней в 2004 году Европейское космическое агентство запустило космический аппарат «Розетта», который спустя 10 лет успешно вышел на ее орбиту и «опустил» на ее поверхность зонд «Фила». Это высочайшее достижение, по моему мнению, дало очередной толчок развитию мировой космонавтики.

Еще хотел бы сказать о наших исследованиях в теоретической астрономии, звездной динамике, по которым опубликованы научные работы в лучших мировых специализированных изданиях, и таких работ сегодня у нас скопилось достаточно много. А именно это определяет уровень научных исследований в стране.

— Чем вас привлекает космос? Вы всегда о нем мечтали?

— Наверное, с рождения, как любой мальчишка. Но у меня был еще один козырь — мои родители тоже ученые, и мой отец — один из видных казахстанских ученых-астрофизиков, астроном. И, воспитываясь в такой семье плюс вращаясь в научной среде, практически живя в обсерватории, совершенно естественно, что и я тоже мечтал стать астрономом. Но сначала я закончил факультет прикладной математики и механики Национального университета имени аль-Фараби (тогда он назывался имени Кирова), затем успешно прошел стажировку в NASA в центре управления полетами, а в 2000-х годах поработал в Германии в астрономическом вычислительном институте. У нас до сих пор замечательные рабочие отношения с этим учреждением, развиваем мы также контакты с Китаем, Кореей, США, другими странами, Россией, конечно... Так что все просто — космическая наука меня привлекала практически с рождения.

— Есть ли работы, связанные с практической космонавтикой?

— Да, безусловно. Мы ведь являемся организацией, которая отвечала за разработку и выполнение научных программ всех трех казахстанских космонавтов. Мы в содружестве с другими институтами выполнили пять научных программ на орбитальном комплексе «Мир» и на Международной космической станции (МКС) с участием Тохтара Аубакирова, Талгата Мусабаева и Айдына Аимбетова. Все программы в 1991, 1994, 1998, 2001 и 2015 годах мы выполнили успешно по физико-техническому направлению, по мониторингу природных ресурсов, по геофизическим исследованиям, по направлениям, связанным с космическими биотехнологиями, биомедициной.

Сейчас мы готовим уже шестую по счету программу, которая будет проходить снова на борту Международной космической станции. Полагаем, что ее будут выполнять тоже наши, уже следующие, казахстанские космонавты. Программу готовили в уникальных условиях — с микрогравитацией, с большими перепадами температур, так что создана она была на стыке астрономии, астрофизики и многих других направлений, которые развиваются в нашем центре.

— Вы упомянули об исследованиях дальнего космоса...

— Мы сотрудничаем со специалистами из Германии и других стран по поводу исследований активных ядер галактик, ведем работы по моделированию динамических и физических процессов в центральных частях галактик, где есть супер-массивные черные дыры, звездные кластеры. Говоря простым языком, я бы объяснил это так — мы не можем наблюдать даже в самые крупные телескопы то, что происходит далеко во Вселенной. Даже космические телескопы не дают нужной информации. Так что с учетом того, что у нас есть, мы моделируем на суперкомпьютере те процессы, которые происходят от нас так далеко. Например, исследуем упомянутые супер-массивные черные дыры, у которых масса — десятки и сотни миллионов солнечных масс, и это очень интересно, ведь при этом может проявлять себя новая физика, где законы работают чуть по-другому... Конечно же, ни в одной земной лаборатории таких экспериментов провести невозможно.

— Например?

— Я имею в виду, что пространство и время текут там по-другому, идет их искривление. И нам помогает осознать все это Общая теория относительности. Помогает понять, как все протекает, каким законам может подчиняться, и мы исследуем эволюцию и динамику этих объектов. Там происходят интереснейшие физические процессы, например, аккреция (падение вещества на космическое тело под действием сил тяготения, сопровождаемое выделением гравитационной энергии). И температуры, которыми все это сопровождается, излучение, которое доходит до нас, до Земли — они намного больше, чем излучение даже всей нашей галактики.

— Какие направления вы применяете, рекомендуете в более приземленном варианте, тому же народному хозяйству?

— У Казахстана огромная территория — почти три миллиона квадратных километров, с разнообразными климатическими условиями, неоднородным распределением природных ресурсов, низкой плотностью населения. Поэтому для нашей республики особый интерес представляют исследования земной поверхности из космоса методом дистанционного зондирования земли (ДЗЗ). И потому наши специалисты на протяжении многих лет разрабатывают и совершенствуют комплексы современных космических технологий для мониторинга сельскохозяйственных угодий, объемов растениеводческой продукции — например, мы сегодня применяем оригинальные технологии для прогноза урожайности зерновых культур, ведем картирование площадей ярового сева, убранного урожая. Наблюдаем из космоса за районированием площадей сельскохозяйственного назначения, причем с учетом многолетней продуктивности, ведем мониторинг земель, поврежденных вредителями. То есть, как видите, охватываем достаточно широкий круг вопросов, связанных с сельским хозяйством. Работаем мы и для структур ЧС — «мониторим» пожары, прохождение паводковых вод, особенно в весенний период.

— И в заключение — каковы перспективы развития вашего центра?

— Великие открытия иногда происходят один раз в столетие, тем не менее к ним надо быть готовыми, иначе они не состоятся! Потому и планы наши на ближайшее и отдаленное будущее учитывают это.

Конечно же, мы будем продолжать исследование ближнего и дальнего космоса, проводить наблюдения за космическим «мусором» — сегодня это очень актуально, причем эта работа ведется совместно с другими странами. Будем изучать и дальше космическую погоду, солнечно-земные связи, вести геофизические и геодинамические исследования, а также связанные с космическими технологиями и ДЗЗ.

Но главное — мы хотим решить задачу строительства и установки большого телескопа близ Алматы, в Ассы-Тургеньской обсерватории, которая становится международным научным хабом. Там уже сейчас установлены новые приборы в интересах международных научных программ. Новый телескоп — диаметр его зеркала будет около четырех метров — позволит будущим поколениям заниматься астрономией, наукой «на равных» с самыми современными зарубежными институтами. Надеюсь, нам это удастся.