Арал – от трагедии к возрождению

Известному казахстанскому ученому, доктору географических наук, профессору, долгие годы возглавлявшему лабораторию ландшафтоведения и проблем природопользования Института географии Министерства образования и науки РК, Галине Викторовне Гельдыевой исполнилось 80 лет. Она внесла значительный вклад в развитие теоретических основ физической географии, участвовала в создании отечественной школы ландшафтоведения и геоэкологии, продолжает заниматься научной деятельностью и сегодня.

Арал – от трагедии к возрождению

Ландшафтными исследованиями Галина Викторовна начала заниматься в 1962 году, когда в секторе географии АН Казахской ССР организовали первую тематическую ландшафтную группу под руководством известного ученого, профессора Виктора Михайловича Чупахина. Начав работу старшим лаборантом, Галина Викторовна прошла все ступени научного роста, возглавив лабораторию ландшафтоведения и проблем природопользования, защитив сначала кандидатскую, затем — докторскую диссертации. Основными направлениями ее научной деятельности стали исследования проблем физической географии — ландшафтоведения, геоэкологии, ландшафтно-экологического картирования, прикладных и целевых аспектов природопользования. Галина Гельдыева является одним из составителей серии ланшафтно-экологических карт, опубликованных в трехтомном монументальном издании Института географии «Национальный Атлас Республики Казахстан».

С того же года Галине Викторовне доверили руководить многочисленными международными, всесоюзными и республиканскими программами по комплексным географическим направлениям. И с 70-х годов начались ее экспедиционные ландшафтные исследования равнинных и горных территорий Казахстана, в частности, Северного, Центрального и Восточного Казахстана, гор Юго-Восточного Казахстана, Тургайского прогиба, Прикаспийской низменности, бассейна Аральского моря, давшие серьезные научные результаты по оценке устойчивости природных систем к отношению к антропогенным нагрузкам. Подобные исследования легли в основу масштабного проекта по переброске части стока сибирских рек в Казахстан и Среднюю Азию. С 1974 года научные интересы профессора сосредоточились на проблеме Аральского моря и Приаралья. Приоритет в исследованиях был отдан изучению процессов формирования природных комплексов осушенного дна Аральского моря, вопросам оценки устойчивости природно-сельскохозяйственных систем долины реки Сырдарьи.

Об этом и говорим с ученым.

— Галина Викторовна, что случилось на самом деле с Аральским морем? Почему важны постоянные исследования Аральского региона, что мы теряем или уже потеряли сегодня, что еще можно восстановить?

— Это практически вся моя жизнь — изучение проблем Аральского моря и всей котловины его бассейна. Начну с того, что приехала в Алма-Ату в 1961 году по распределению Государственного университета геолого-географического факультета Ростована-Дону и сразу была направлена на работу в отдел географии в Академию наук Казахской ССР. В моем становлении как молодого ученого огромную роль сыграл президент АН КазССР академик Каныш Иматаевич Сатпаев, по рекомендации которого я стала первым казахстанским стажером кафедры геохимии ландшафтов и географии почв Московского государственного университета. Вернувшись из Москвы, начала работу как самостоятельный исследователь-аспирант по изучению геохимических особенностей ландшафтов Центрального Казахстана.

А когда я стала заниматься исследованием Аральского моря, его трагедия только начала развиваться. Впоследствии ей присвоили статус катастрофы. Мы приезжали на море в составе первых экспедиций. Тогда еще оно было прекрасным. Водохозяйственная политика, основанная на полном использовании водных ресурсов рек и не учитывающая необходимость сохранения Аральского моря, крайне негативно отразилась на состоянии всей водной системы и привела к необратимым ландшафтно-экологическим изменениям и широкомасштабному развитию процессов опустынивания. Сейчас можно с полной уверенностью утверждать, что первопричиной развития экологической катастрофы в бассейне Аральского моря являются хозяйственная деятельность человека и, прежде всего, орошаемое земледелие. Сегодня Аральское море — это система отдельных водоемов, а осушенное дно моря представляет территорию интенсивного развития процессов опустынивания.

— Но какие-то меры по изменению ситуации принимают в стране?

— Да, в Казахстане в течение нескольких десятилетий большое внимание уделяют разработке мероприятий по нейтрализации и предотвращению негативных последствий антропогенного опустынивания в бассейне Аральского моря. Определены и сформулированы основные приоритетные направления, имеющие важное социально-экономическое значение и способствующие улучшению экологической ситуации в Приаралье, созданию условий экологической безопасности. Следует отметить положительный эффект от строительства гидротехнического сооружения — плотины, разделяющей Малое и Большое Аральское море. В результате в пределах Малого моря уже успешно развивается рыбоводство и налажен рыбный промысел. Крайне необходимым следует определить продолжение работ по закреплению осушенного дна Аральского моря для снижения солепылевых выносов на сельскохозяйственные земли, прилегающие к осушенному дну. В ландшафтах Приаралья установлена тенденция выхода из сельскохозяйственного оборота значительных площадей земель вторичным засолением, но в то же время осуществляется комплекс предупредительных природоохранных мероприятий по снижению площадей засорения, дальнейшего снижения продуктивности пастбищных угодий.

Все эти проекты, конечно, не дают надежды на восстановление моря, но все же несут положительный эффект. Закреплять дно моря необходимо и далее, чтобы избежать дальнейшей катастрофы. И этой темой я занимаюсь по сей день, считая ее своим самым важным научным интересом.

— В чем его особенная ценность?

— Несмотря на то, что решению проблем Аральского моря и Приаралья посвящены многочисленные международные и республиканские проекты и я была научным руководителем многих из них, мой более узкий научный интерес лежал в области изучения процессов на осушенном дне Аральского моря. Я изучаю всю жизнь процессы, происходящие на осушенных территориях, чтобы избежать дальнейшей экологической катастрофы.

Иллюстрация Алены Веселовой «Трагедии Арала». Дигитальная графика.

— Как сформулировать правильно для обывателя — для чего важны научные исследования, связанные с Аралом?

— В результате экологической катастрофы мы получили огромные территории осушенного дна моря с очагами солепылевых выносов. От них страдают сельскохозяйственные угодья, в частности, уменьшается кормовая база пастбищ, понижаются урожайность сельскохозяйственных культур и продуктивность земель. Сейчас проводят широкомасштабные работы по фитомелиорации для закрепления осушенного дна моря. Опустынивание тянет за собой огромный негативный шлейф на все сферы жизнедеятельности человека, в том числе и на его здоровье. И сегодня, опираясь на современные технологии, мы даем рекомендации по восстановлению этого аграрного региона для улучшения условий проживания в нем. И эти изменения уже заметны — здесь построен, к примеру, модернизированный медицинский центр, появились рыболовные хозяйства, закрепляется дно моря. Совместно с другими учеными я разрабатывала концепцию по улучшению экологической обстановки в Приаралье, и она вошла в тройку лучших предложений по предотвращению дальнейшего развития негативных проявлений в Аральском бассейне.

— Что бы вы сказали по поводу гипотез некоторых уфологов: якобы дно Арала является стоянкой для НЛО, линии и знаки на дне моря — это символы для инопланетных кораблей?

— Мы много лет работали в экспедициях на территории Приаралья, вблизи космодрома Байконур и много всего видели, но ни разу не встретили неопознанных летающих объектов!

— Сегодня туристам можно бывать на Аральском море? Это не опасно?

— Организация рекреационно-туристической деятельности в бассейне Аральского моря приобретает в последние годы все большую актуальность. Создание сети туризма в Приаралье уже сейчас имеет хорошую научную базу для организации туристических мероприятий целевого направления. Предприимчивые люди давно уже возят туда туристов. И Арал, конечно, вызывает любопытство у людей. Но я бы рекомендовала развитие туризма в Приаралье в двух направлениях — научного и экологического. Процессы опустынивания затронули всю планету, и мы сегодня теряем многое, потому важно привлекать к изучению проблемы ученых со всего мира.

Справка МК: Галина Викторовна Гельдыева подготовила 15 кандидатов и докторов наук. По результатам научных исследований опубликовано более 280 монографий и научных статей в зарубежных и отечественных изданиях Франции, Германии, Швейцарии, России и других стран. За научную деятельность Галину Гельдыеву награждали почетными дипломами Национальной академии наук РК, а за достигнутые успехи в области развития науки в Казахстане — нагрудным знаком «За заслуги в развитии науки в Республике Казахстан».

Многие годы была членом диссертационных советов по защите кандидатских и докторских диссертаций, в последнее время — диссертационного совета PhD Казахского Национального университета имени аль-Фараби при географическом факультете. Продолжает заниматься изучением природно-хозяйственных систем по их отношению к различным видам и формам антропогенного воздействия. В области прикладных исследований большой научный интерес сегодня представляют разработки профессора в области ландшафтной архитектуры, в частности ландшафтного планирования и ландшафтного проектирования городских агломераций.

В 1979 году авторский коллектив в составе В.М. Чупахина, Л.К. Веселовой и Г.В. Гельдыевой опубликовал первую ландшафтную карту Казахстана масштаба 1:2 500 000.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру