Что ожидает Байконур: совместные планы России и Казахстана

В Нур-Султане прошел Международный форум «Дни космоса в Казахстане: Байконур — колыбель мировой космонавтики»

Форум с участием международных экспертов состоялся в столице Казахстана вот уже в седьмой раз. В этом году основное внимание уделяли теме развития колыбели космонавтики Байконуру. Кроме того, на мероприятии постоянно подчеркивали необходимость взаимовыгодного партнерства и кооперации в космической деятельности.

Одновременно несколько панельных сессий предлагали участникам и более узкоспециализированные темы, например, дистанционное зондирование земли с пользой для сельского хозяйства, лесной и водной промышленности. А вот лунной экспансии человечества уделили не столь много внимания, как об этом говорят на Западе и как она, пожалуй, того заслуживает сегодня.

Тем не менее в кулуарах журналистам глава российской делегации и Роскосмоса Дмитрий Рогозин в очередной раз подтвердил, что согласно российским планам освоения Луны «в 2029−2030 годах состоятся пилотируемые полеты к Луне. А на 2029 год запланированы летные испытания и комплексное исследование Луны с помощью автоматического лунохода. На 2030 год запланированы высадка человека на Луну, а также установка на лунной поверхности лунного взлетно-посадочного комплекса. После 2030 года начнет функционировать модуль лунной базы, пригодный для жизни и работы космонавтов».

Будет ли участвовать в этих исследованиях Казахстан, пока доподлинно не известно. Однако подписанное республикой в далеком уже 1997 году «Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах» дает надежду и возможность казахстанским ученым и специалистам принять в этом участие. Хотя бы на уровне того, что для запуска может потребоваться космодром Байконур. По крайней мере, проблемы космодрома Восточный периодически дают знать о себе до сих пор, так что только время покажет, какие перемены могут произойти у россиян в выборе места для запуска космических исследовательских комплексов к Луне через 10 лет.

Поэтому пока все внимание, в том числе и на форуме, было приковано к космической гавани на земле Казахстана. Тем более что, по словам премьер-министра Аскара Мамина, «сегодня первый космодром в мире находится в преддверии нового этапа своего развития, требующего консолидации силы, идей и партнерской поддержки, а залогом успешного развития космических технологий является стабильное и тесное международное сотрудничество». И действительно, Казахстан сегодня имеет двусторонние соглашения о сотрудничестве в сфере космической деятельности различного уровня с 21 страной мира, попутно являясь участником всех международных ключевых конвенций и соглашений ООН, устанавливающих основные принципы мирного исследования и использования космического пространства. Потому-то, в соответствии с международным соглашением о развитии и сотрудничестве по эффективному использованию комплекса «Байконур», подписанным Первым Президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым и Президентом России Владимиром Путиным, срок аренды комплекса Байконур продлили до 2050 года.

«Байконур является одним из крупнейших и самых активных космодромов в мире — с его территории ежегодно осуществляют до 15 пусков ракетоносителей. Казахстан уделяет особое внимание его развитию, а также самого города, его инфраструктуры, экономики, привлечению инвестиций, качеству жизни населения», — заметил Аскар Мамин.

Кроме того, он рассказал, что в рамках кооперации казахстанских и французских предприятий в столице Казахстана завершают создание сборочного испытательного комплекса космических аппаратов, который позволит проводить сборку и испытание спутников различного назначения. «Этот проект рассчитан на стабильную и долгосрочную казахстанско-французскую промышленную кооперацию. Также активно идет работа ведомств и организаций в сфере космоса с ОАЭ, Турцией, США, Иорданией, Южной Кореей, Великобританией, Украиной, Японией и Китаем. В ближайшем же будущем ожидается развитие сотрудничества по обмену данными дистанционного зондирования земли, в совместном производстве и коммерциализации спутниковых группировок ДЗЗ (дистанционное зондирование Земли)», — подтвердил Мамин.

Добавим, что наряду с этим Казахстан открыт и для промышленной кооперации по производству спутников связи, обладая пока только двумя собственными. Посредством их обеспечивается доступ к телевещанию и в сети интернет на всей территории страны. Есть у республики также два спутника дистанционного зондирования Земли, которые обеспечивают потребности экономики в космических снимках и аналитических данных на их основе.

Вот только проблема с кадрами, которые могли бы «читать» эти данные спутников, до сих пор остается актуальной. Впрочем, достаточное количество профессиональных кадров за последнее время стало проблемой в стране не только в сфере космоса, но и в других отраслях экономики. Просто космические исследования требуют в этом отношении более скрупулезного подхода. Правда, в перспективе планируют выделить на решение всех вышеперечисленных целей до 300 миллионов долларов с привлечением государственного и частного финансирования.

Такое же финансирование, только в размере 330 миллионов долларов, запланировано на реализацию проекта по созданию на космодроме «Байконур» экологически безопасного космического ракетного комплекса «Байтерек», которому предложили по инициативе российской стороны дать название «Назарбаевский старт». А также проработку проекта по модернизации стартовой площадки No 1 «Гагаринский старт», расположенной там же.

«Безусловно, расширение масштабов практического использования результатов космической деятельности, активное внедрение информационных технологий отрасли в национальную экономику будет способствовать динамичному развитию Казахстана, одновременно укрепляя международное сотрудничество в этой сфере», — подчеркнул премьер-министр.

Об этом же заявил и министр цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Аскар Жумагалиев, поделившийся с «МК» тем, что сегодня Казахстан вошел в число первых 15 стран с развивающейся космической отраслью. Кроме того, в следующем году в стране приступают к созданию спутника KazSat-2R, что потребует точек соприкосновения и раз вития совместной деятельности с международными спутниковыми орбитальными группировками. «Мы понимаем, что лишь совместное продвижение в этой сфере даст хороший результат в развитии космической отрасли спутниковых исследований. Потому как космическая отрасль в целом многогранна и обширна, и заниматься ею надо только в кооперации», — подчеркнул он.

Кстати, о спутниках. У Казахстана в этой области дела идут ничуть не хуже, чем у некоторых зарубежных партнеров, а в чем-то даже и лучше. Примером могут служить слова генерального секретаря Airbus Defense and Space Хьюго Лапорт-Вейвады:

— Десять лет назад Казахстан и Франция заключили соглашение о совместном производстве спутников на территории РК. С тех пор многое изменилось, однако данные исследований подтверждают, что в стране процесс движется быстрее, чем это происходило во Франции в свое время. У нас это заняло 15 лет — от первого государственного задания до первого запуска спутника, тем более что первый опыт в этом секторе был неудачным. И только запуск «Астерикса» в 1965 году стал стартовой площадкой для более благоприятного покорения французами космического пространства. Казахстан же, используя опыт своих французских коллег, успешно избежал их первоначальных ошибок. Плюс для производства казахстанского KazSat потребовалось 10 лет вместо 15.

Но казахстанские специалисты уделяют пристальное внимание не только спутникам, спутниковой связи и всему, что с ними связано. Космическая отрасль в стране, а особенно космическая наука занята изучением ближнего и дальнего космоса, а также изучает из космоса Землю. Этими исследованиями казахстанские ученые занимаются уже многие десятки лет. Об этом «МК» рассказал председатель правления АО «Национальный центр космических исследований и технологий» Чингис Омаров:

— В состав нашего «Национального центра космических исследований и технологий» входят три института — Институт астрофизики со своими тремя высокогорными обсерваториями, Институт ионосферы и Институт космической техники и технологий. Плюс два департамента — дистанционного зондирования Земли и космического материаловедения и приборостроения. Все это позволяет нашим ученым решать достаточно широкий спектр научных задач для научно-технического обеспечения космической отрасли, которая развивается в республике весьма интенсивно. Кроме того, у нас, в Казахстане, есть геостационарные спутники, спутники ДЗЗ, наноспутники. Например, в этом году силами нашего института изготовили и запустили один такой наноспутник, который измеряет магнитное поле Земли, и это, к слову, одно из наших последних достижений, так же, как и установка нового современного высокоскоростного телескопа на нашей обсерватории Ассы-Тургень совместно с Назарбаев Университетом. Так что космические исследования в области космической науки занимают сегодня лидирующее положение, и не только в Казахстане, но, думаю, и в мире. Мы изучаем и околоземное космическое пространство, и дальний космос. И делаем это с помощью трех обсерваторий, которые находятся в Алматинской области. Кстати, они фактически перекрывают географический разрыв между обсерваториями запада и востока. Это позволяет нам находиться в потоке международного сотрудничества для постоянного мониторинга за космическими объектами — от космического «мусора», спутников, астероидов, комет и до глубин дальнего космоса. Кроме того, интересные открытия у нас связаны еще и с гравитационными волнами, которые зафиксировала совсем недавно большая группа ученых из разных стран. Казахстанские ученые принимали в этом процессе непосредственное участие. Результаты опубликовали в американском журнале Nature, ведь космическая наука развивается как результат широкого международного сотрудничества. Появляются новые спутники, строят и отправляют в космос новые телескопы, развивается научно-технологическая база космической отрасли в целом. А значит, скоро будут получены новые знания и результаты исследований о ближнем и дальнем космосе, о том, что происходит во Вселенной, а значит, и с нами, на Земле...