Новый космодром: последний штурм

11.09.2019 в 06:06, просмотров: 2491

Президент Российской Федерации Владимир Путин совершил ранее анонсированный визит на космодром Восточный в Амурской области России. Помимо инспекции руководитель государства ознакомился с планами Роскосмоса по созданию перспективных носителей, вводу их в строй. Было сказано много нового. Старое не вспоминали, хотя стоило бы.

Новый космодром: последний штурм

Восточный: новая надежда

Президент России Владимир Путин 6 сентября прибыл на космодром Восточный. Он посетил строительную площадку второй очереди космодрома, предназначенную для перспективной ракеты «Ангара», а также осмотрел ряд объектов, построенных в рамках возведения первой очереди. Генеральный директор Роскосмоса Дмитрий Рогозин и руководитель дирекции Роскосмоса по строительству космодрома Восточный Евгений Рогоза заверили главу государства, что отклонения по срокам возведения объектов второй очереди нет, более того, по ряду объектов есть небольшое опережение.

Рогозин и гендиректор Центра эксплуатации наземной космической инфраструктуры (ЦЭНКИ) Андрей Охлопков продемонстрировали Путину монтажноиспытательные корпуса ракеты-носителя и космического аппарата, где готовят и испытывают космические аппараты, разгонный блок и блоки выведения, а также происходит сборка головной части ракеты. Рогозин на схеме продемонстрировал президенту расположение пусковых объектов, необходимых для запуска ракеты-носителя «Союз 2-1.а» и «Ангара». «Это не Байконур, где 40 километров сюда, 40 километров туда, там не наездишься. Здесь все очень компактно ложится», — отметил он. Подчеркнул, что уже существующий монтажно-испытательный корпус пригоден для сборки ракет обоих типов.

Гендиректор Центра имени Хруничева Алексей Варочко добавил, что первую ракету «Ангара» поставят на космодром Восточный в 2022 году. «Сейчас запущено, идет изготовление на омской площадке», — уточнил он.

Владимир Путин на строительной площадке второй очереди космодрома

Президенту рассказали об особенностях возведения новых объектов. «К стройке приступили фактически 30 мая этого года. Сегодня мобилизовано подрядчиком 619 человек», — доложил Рогоза. Представители Роскосмоса заверили, что уже в октябре группировка строителей будет насчитывать 1200 рабочих и 140 единиц техники. Пик нагрузки придется на период с марта 2021 года по март 2022 года. В это время численность задействованных на стройке рабочих будет от 2500 до 5000 человек.

Руководители Роскосмоса отметили, что строительство самого стартового стола под «Ангару» обойдется в 38 миллиардов рублей, а технологическое оборудование — еще в 27,5 миллиарда рублей. Это оборудование изготавливает ЦЭНКИ в кооперации с 12 российскими предприятиями. «По пяти инженерным системам оборудование уже на площадке, по двум до конца года будет здесь, по 20 — в течение следующего года и по восьми оставшимся — до середины 2021 года, — отчитался Рогоза. — Оборудование идет с опережающими темпами, в том числе часть — по Северному морскому пути».

Президент потребовал загрузить мощности космодрома Восточный. «С космодрома Восточный уже произведено пять пусков. Теперь мощности Восточного могут и должны быть загружены более серьезным образом», — сказал Путин на совещании по вопросам развития инфраструктуры космодрома. Путин также заявил, что Россия должна быть на шаг впереди других стран в освоении космоса. «На мировом рынке космических услуг, как вы знаете, конкуренция растет, увеличивается число стран, реализующих собственные космические программы, — отметил президент. — Чтобы оставаться в лидерах, в том числе в области пилотируемых программ, России необходимо последовательно наращивать свои конкурентные преимущества, грамотно использовать имеющийся научный, технологический, кадровый потенциал, а также эффективно решать задачи по дальнейшему совершенствованию собственной космической инфраструктуры».

«В числе приоритетов здесь — создание ракеты-носителя нового поколения среднего класса. Предполагаемый срок начала ее летных испытаний — 2022 год. Она необходима для запусков автоматических космических аппаратов на околоземную орбиту, а также как ключевой элемент в создании ракеты-носителя сверхтяжелого класса», — сказал Путин, говоря о развитии космической отрасли РФ.

Носитель "Ангара"

Изнанка событий

Оптимизму руководства космической отрасли РФ можно позавидовать. Восточный уже давно стал синонимом масштабного разворовывания государственных средств. По фактам хищений при строительстве космодрома Восточный возбуждены десятки уголовных дел в разных регионах страны. В хищениях обвинены глава «Дальспецстроя» Юрий Хризман, его сын Михаил Хризман, главный бухгалтер предприятия Владимир Ашихмин и экс-спикер Хабаровской краевой думы Виктор Чудов.

По данным следствия, в 2006-2009 годах обвиняемые, действуя в составе организованной группы, похитили около 106 миллионов рублей, принадлежавших этому предприятию. Как утверждает следственный комитет, Юрий Хризман и главный бухгалтер предприятия Владимир Ашихмин злоупотребили должностными полномочиями при использовании авансов по 11 государственным контрактам на цели, не связанные со строительством объектов космодрома Восточный, что повлекло причинение ущерба РФ в 5,2 миллиарда рублей. И это всего лишь часть того криминала, который сопровождал весь процесс строительства космодрома до сегодняшнего дня. В 2018 году выяснили, что заливку бетоном стартового стола космодрома Восточный выполнили с браком, из-за чего образовались пустоты под основанием стартового комплекса для ракет-носителей «Союз-2». Пришлось в каждую образовавшуюся полость бурить скважины и заливать в них спецраствор. И все это на фоне постоянного срыва сроков сдачи объектов первой очереди. Ветераны вспоминают, что строительство аналогичной площадки на Байконуре началось в 1955 году, а уже в 1957-м там состоялись первые пуски.

Сейчас начинается возведение второй очереди космодрома для другого легендарного долгостроя — носителя «Ангара», создание которого было инициировано указом президента РФ в далеком 1995 году. В 2014-м с космодрома Плесецк состоялись первые пуски легкой и тяжелой версии носителя, и с этого времени все застыло. Что происходит с носителем, идут ли его доработки или возникли трудности с производством, неизвестно. Сейчас создание модулей ракеты сосредоточено на омском заводе «Полет». Ближайший пуск «Ангары» из Плесецка заявлен на конец текущего года. Ждать осталось недолго.

Количество ракет растет, сроки отодвигаются

Космические новости продолжили поступать и на следующий день. Глава Роскосмоса не исключил возможности более раннего начала строительства третьей очереди. «Возможно, нам потребуется раньше начать третью очередь, по крайней мере, если мы получаем «отработанную» на Байконуре ракету «Союз-5» и новую ракету «Союз-6» в классе, близком к «Союзу-2», которая пойдет на замену, то надо с точки зрения технологического резервирования создавать стол здесь». Он также добавил, что создание этих объектов на Восточном очень важно, потому что ракета «Союз-6» с двигателем РД-180 является прототипом второй ступени ракеты сверхтяжелого класса, а ракета «Союз-5» с двигателем РД-171 МВ является прототипом бокового блока первой ступени ракеты-носителя сверхтяжелого класса.

Позднее Рогозин и министр цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Казахстана Аскар Жумагалиев на совместной презентации перед президентом Путиным и Первым Президентом Казахстана Назарбаевым сообщили, что начало летных испытаний новой российской ракеты-носителя «Союз-6» на Байконуре запланировали на 2025 год. Что же касается «старой» ракеты «Союз-5», краеугольной основы казахстанско-российского сотрудничества, то ее первый старт отодвинули на 2023 год.

В одном из предыдущих материалов мы уже затронули тему появления новой российской ракеты среднего класса на базе двигателя РД-180. Эта идея возникла не на пустом месте. Задержки и трудности с созданием российско-казахстанской «Союз-5», невозможность обеспечить обещанный ранее дебют носителя в 2022 году и вынудили Роскосмос искать более простые пути решения проблемы. В итоге предложили новую ракету, легче, с полезной нагрузкой в девять тонн вместо 17, двигателями и другими компонентами, находящимися в серийном производстве, с летной историей. Вот только дата первого пуска снова ушла направо, на 2025 год.

Что объединяет ракеты, предложенные для сотрудничества казахстанской стороне? То, что они, все до единой, от «Ангары» до новых «Союзов», представляют собой долгоиграющие опытные конструкторские проекты, где работам конца и края не видать. Причем даже в случае появления их в «железе», нам, казахстанской стороне, нет возможности узнавать и осваивать технологии создания носителей. Это «ноу-хау» российских партнеров. Мы отвечаем лишь за наземную инфраструктуру.

Что же в «сухом остатке»?

С июня 2018 года казахстанский бюджет ежегодно тратит около полутора миллиардов тенге на содержание объектов «правого фланга» космодрома Байконур. Совершенно ясно теперь, что эти средства в условиях простаивания объектов без работы будут чистыми расходами как минимум до конца 2023 года. Не исключено, что к тому времени появится проект «еще более лучшей ракеты» и история с переносом сроков повторится вновь. Напомню, что решение о создании нового носителя Россия и Казахстан приняли еще в 2004 году, скоро ему будет 15-летний юбилей. Много раз говорили, что казахстанской стороне гораздо важнее и выгоднее сосредоточиться на использовании уже созданных и работающих носителей. Это позволило бы накопить опыт работы, освоить пусковые технологии, обеспечить своей стране доступ в космос. Но мы продолжаем покупаться на туманные перспективы и получаем в итоге вполне реальное отсутствие результата. На 2022-2023 годы приходится наступление нормативных сроков полного физического износа технологического оборудования значительной части объектов космодрома Байконур. Возможно, вопрос о нашем дальнейшем участии в космической деятельности чуть позже отпадет сам собой.

Старт Chandrayaan-2

Индия на Луне

Совершенно невозможно пройти мимо выдающейся миссии — полета индийской исследовательской станции Chandrayaan-2. Запущенная 22 июля 2019 года, она 20 августа вышла на окололунную орбиту. От орбитального аппарата 2 сентября отделился посадочный модуль Vikram с луноходом Pragyam на борту. Модуль начал спуск на поверхность Луны 6 сентября 2019 года. В полночь, 7 сентября, во время заключительного этапа торможения аппарата на высоте около 400 метров от лунной поверхности связь с посадочным модулем была утеряна. Позднее его обнаружили с орбиты. Специалисты индийского космического агентства будут пытаться наладить связь с модулем. Орбитальный аппарат Chandrayaan-2 продолжит свою работу на лунной орбите в течение года. Увы, ряд последних проектов окончился неудачами. Разбились при посадке на Марсе и Луне европейский аппарат Schiaparelli и израильский Beresheet. Теперь вот авария на заключительном этапе с Vikram. Дороги космоса трудны и непредсказуемы. Но готовят новые миссии. Надеюсь, их ждет удача.