В Самарканде представители Евросоюза и пяти государств Центральной Азии сообщили о «новой эре двусторонних отношений». В мероприятии впервые приняли участие председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен, глава Евросовета Антониу Кошты и президенты Казахстана, Узбекистана, Кыргызстана, Таджикистана и Туркменистана. Итог — выделение Евросоюзом 12 миллиардов евро на развитие инфраструктурных и экономических проектов региона.
Кстати, за предыдущие несколько лет взаимоотношения стран ЕС и ЦА весьма активизировались, в том числе на высоком уровне. Так, шесть лет назад ЕС принял новую стратегию по Центральной Азии, которая, согласно документу, «подчеркивала растущее стратегическое значение региона для интересов ЕС и основывалась на позитивных изменениях в региональном сотрудничестве за последние годы».
Сегодня ЕС является вторым крупнейшим торговым партнером всего Центрально-Азиатского региона, а также крупнейшим инвестором, на долю которого приходится более 40 процентов всех инвестиций в государствах ЦА. Для дальнейшего углубления двусторонних связей ЕС также согласовал соглашения о расширенном партнерстве и сотрудничестве со всеми странами Центральной Азии за исключением Туркменистана.
— Сегодня мы живем в мире хаоса и фрагментации, где единственно возможным решением для ЕС является укрепление партнерства ради мира и процветания. В многополярном мире необходимо более активное и адресное взаимодействие. Первый саммит «ЕС — Центральная Азия» укрепит нашу приверженность совместной работе во имя мира, безопасности и устойчивого развития с полным соблюдением норм международного права, — заявил накануне прошедшего мероприятия президент Евросовета Антониу Кошта. Добавив, что «изначально ЕС планировал нынешние переговоры в 2024 году, но затем они были перенесены на 2025-й». Однако причины переноса названы так и не были.
Выступление председателя Еврокомиссии Урсулы фон дер Ляйен было более содержательным, но оттого не менее прямолинейным.
Во-первых, Евросоюз, по ее словам, «планирует расширить сотрудничество со странами Центральной Азии в приоритетных сферах, таких как транспорт, сырьевые материалы и чистая энергетика». Для ускорения чего и был подготовлен инвестиционный пакет в рамках инициативы «Глобальные ворота» на сумму 12 миллиардов евро. Не забыли бросить камень в огород «возникающих новых глобальных препятствий, которые перенаправляют или сдерживают инвестиции», назвав их «ведущими силами мира».
Тогда как «стратегическое положение Центральной Азии может открыть новые маршруты для глобальной торговли и потоков инвестиций».
— Мы, европейцы, хотим стать вашими партнерами на этом новом этапе вашей тысячелетней истории. Поэтому сегодня формируем новое стратегическое партнерство между Европой и Центральной Азией, — заявила она. Добавив, что «в прошлом году ЕС обязался инвестировать 10 миллиардов евро в Транскаспийский международный транспортный коридор, и в этом году снова в Узбекистане запланировано проведение инвестиционного форума, посвященного финансированию коридора и оценке достигнутого прогресса».
Также, по ее словам, в планах ЕС — обеспечение беспрепятственного пересечения границ между странами Центральной Азии и Южного Кавказа для доступа к Черному морю, а еще «перспективы углубления сотрудничества ЕС и стран Центральной Азии в сфере критически важных сырьевых ресурсов». Ни больше, ни меньше.
— Ваши страны обладают колоссальными природными богатствами. В регионе сосредоточено около 40 процентов мировых запасов марганца, а также значительные объемы лития, графита и других ресурсов. Эти материалы жизненно важны для будущей глобальной экономики. Однако они также вызывают интерес у глобальных игроков. Некоторые стремятся только к их добыче и эксплуатации. Европа предлагает другой подход. Мы хотим быть вашими партнерами в развитии местной промышленности. Добавленная стоимость должна оставаться на местах, — заключила председатель ЕК.
Иными словами, по ее мнению, «ЕС и страны Центральной Азии обладают огромным потенциалом для сотрудничества в области транспортных коридоров, сырья, чистой энергетики и цифровых решений».
Что касается Президента Казахстана, то в рамках саммита «Центральная Азия — Европейский союз» в Самарканде Касым-Жомарт Токаев провел встречу с президентом Европейского совета Антониу Коштой, во время которой, по сообщению Акорды, «обсудил укрепление многопланового сотрудничества в различных секторах экономики, а также подчеркнул важность динамичного развития партнерства между Казахстаном и ЕС, основанного на взаимном доверии, стратегических интересах и долгосрочных перспективах».
В разговоре с Урсулой фон дер Ляйен Касым-Жомарт Токаев подчеркнул, что соглашение о расширенном партнерстве и сотрудничестве остается основой взаимодействия с ЕС, попутно обозначив при этом четыре приоритетных направления, в которых Казахстан имеет потенциал для углубления сотрудничества. А именно энергетику, инфраструктурные и промышленные проекты, развитие транспортных и логистических сетей, цифровые инновации, передовые технологии и искусственный интеллект.
Фон дер Ляйен предпочла заострить внимание на реализации проектов в сфере транспорта и логистики, в том числе Транскаспийского международного транспортного маршрута, а главное — не забыла поздравить с открытием крупного месторождения редкоземельных металлов в Казахстане.
Кроме того, на полях саммита Президент РК встретился с президентом Европейского банка реконструкции и развития Одиль РеноБассо. (Напомним, что в прошлом году Правительство Казахстана и ЕБРР договорились о финансировании 25 проектов на сумму 935 миллионов долларов.) А также провел встречу с президентом Узбекистана Шавкатом Мирзиеевым, выступив накануне на саммите и упомянув некоторые направления. Казахстан готов нарастить экспорт в страны ЕС по 175 товарным позициям на сумму более 2 миллиардов долларов. На долю РК приходится около 13 процентов импорта нефти ЕС, основная часть которой идет через Каспийский трубопроводный консорциум. При этом «Казахстан высоко ценит поддержку ЕС для стабильного и долгосрочного функционирования КТК и параллельно развивает альтернативные маршруты транспортировки сырья».
РК совместно с Узбекистаном и Азербайджаном приступает к работе над масштабным проектом строительства линии передачи зеленой энергии через Каспий на рынок ЕС.
Поскольку Казахстан производит 19 из 34 видов сырья, необходимых для экономики ЕС, включая уран, титан, медь, литий, кобальт, вольфрам и т.п., глава РК предложил создать региональный исследовательский центр по редкоземельным металлам.
Плюс Президент Токаев выдвинул инициативу по разработке образовательной программы «Erasmus+ для Центральной Азии» с акцентом на подготовку специалистов в области ИИ, управления водными ресурсами, биотехнологий.
— Казахстан продвигает давнюю идею по созданию центральноазиатского водноэнергетического партнерства. Но необходима поддержка международного сообщества в развитии водосберегающих технологий, умного полива и гидрологического мониторинга. При этом важно сохранить биоразнообразие и экосистемы региона. Для чего Казахстан создаст международный фонд биоразнообразия. Кроме того, в РК реализуется специальная программа по защите и сохранению лесов, проводится экологическая кампания «Таза Казахстан», направленная на формирование экологической культуры, особенно среди молодежи. А еще Казахстан и Узбекистан совместно работают над озеленением дна высохшего Аральского моря, — подчеркнул казахстанский лидер. Добавив, что «в климатические цели необходимы значительные государственные и частные инвестиции, потому что только совместные усилия помогут странам построить устойчивую и экологичную экономику».
Своим мнением о прошедшем саммите в социальных сетях поделился казахстанский политолог Данияр Ашимбаев.
— Хозяин саммита Шавкат Мирзиеев анонсировал «историческое решение об установлении стратегического партнерства между ЦА и ЕС». Приоритетными изменениями этого взаимодействия, по его словам, должны стать инвестиции в экономическую и технологическую модернизацию, углубление сотрудничества и инвестициях в сферу критических минеральных ресурсов, инвестиции в зеленую энергетику и экологическую устойчивость, в человеческий капитал.
Лидер таджикской нации Эмомали Рахмон начал с расширения «экспорта продукции таджикских производителей на европейские рынки», потом перешел к необходимости «участия ЕС в финансировании проектов в области энергетики, сельского хозяйства, промышленности, транспорта и коммуникационной инфраструктуры».
Садыр Жапаров призвал европейский бизнес принять активное участие в развитии «растущего транзитного потенциала» Кыргызстана, «масштабных проектах в сфере гидроэнергетики» и «разработке критически важных сырьевых материалов».
Пресс-служба главы Туркменистана, «занимающего сегодня ключевые позиции в Центрально-Азиатском регионе», сообщила о «программном выступлении президента Сердара Бердымухамедова», но подробностей на данный момент еще не привела.
В ответ Антониу Кошта напомнил, что ЕС «является одним из основных инвесторов в Центральной Азии и вторым по величине торговым партнером». Он быстро прошелся по изменению климата, воде, наркотикам, афганским террористам и принялся пугать слушателей угрозой российской агрессии, заодно упомянув «рост дезинформации, используемой в целях политического манипулирования». Тут он явно имел в виду не только Россию, но вдаваться в подробности не стал.
Президент РК стал, пожалуй, единственным президентом, который не стал весь диалог сводить к вопросам привлечения инвестиций. Напротив, он упомянул, что Казахстан сам активно инвестирует в цифровые технологии и развитие ИИ. И сделал очень прозрачный намек на последние события: «Мы высоко ценим поддержку Евросоюза, направленную на обеспечение стабильного и долгосрочного функционирования данного консорциума», — подчеркнул эксперт.
При этом, по словам Ашимбаева, «Токаев всем своим видом демонстрировал, что Казахстан не просит денег, а предлагает разумным людям вести разумные дела, выгодные обеим сторонам».
— Говоря о геополитической сфере, Президент напомнил, что «Казахстан твердо привержен сбалансированной внешней политике» (в контексте «мы со своими традиционными союзниками отношений портить не будем»). А еще он воспользовался трибуной саммита, чтобы приветствовать начало переговоров по Украине, выразил надежду на благоприятный итог, «хотя полностью понимаем всю сложность проблемы». Остальные президенты сложность международной повестки предпочли не упоминать, — заключил Ашимбаев.
И — да, вопрос «сотрудничества в области важнейших видов сырья, обеспечение безопасных, устойчивых и диверсифицированных цепочек поставок», то есть то, что интересует всех президентов ЦА, оказался только на 12-й позиции из 20 пунктов декларации. Таким образом, «вопросы, которые действительно имеют значение, не получили должного отклика от гостей саммита».