Миссия невыполнима: для согрева пяти минут хватает лишь немногим

Со сменой календарного года и очередным повышением МРП все штрафы увеличились в размере. Для тех, кто не нарушет ПДД, эти изменения остались незамеченными, и все же нарваться на штраф можно даже не тронувшись с парковочного места.

Миссия невыполнима: для согрева пяти минут хватает лишь немногим

Непоказательный пример

Речь о штрафе за прогрев автомобиля больше пяти минут, который вызвал не только волну возмущений, но и ряд мемов на данную тему. Как известно, норма эта не новая. Запросы об этом штрафе приводят нас к подпункту 5 пункта 88 ПДД РК, к которому мы вернемся чуть ниже. Сейчас укажем лишь то, что карается это «злостное» нарушение статьей 597 КоАП и штрафом в размере 5 МРП, что в пересчете составляет 19 660 тенге. При повторном нарушении сумма штрафа вырастает вдвое — до 10 МРП, или 39 320 тенге.

После того как в соцсетях была растиражирована информация о том, что в Северо-Казахстанской области «за прогрев оштрафовали первого автолюбителя», градус возмущения начал стремительно расти. Как следствие, отвечать пришлось министру экологии и природных ресурсов РК Ерлану Нысанбаеву.

На пресс-конференции в Правительстве РК 21 января он заявил, что пяти минут для прогрева вполне достаточно.

«С точки зрения экологии мы придерживаемся мнения, что очень важно соблюдать правила дорожного движения, где оговорен такой подход, как прогрев автомобиля не более пяти минут. Что касается северных регионов, то, наверное, все, кто давно пользуется автомобилями, могут сказать, что пяти минут вполне достаточно, чтобы прогреть машину и начать движение. Это применимо к любому северному региону. Поэтому с точки зрения экономии топлива многие люди в этом вопросе стали более организованными. Я сегодня обязательно поставлю машину на ночь на улицу. Утром посмотрю. О результатах своего эксперимента вам расскажу», — резюмировал глава Минэкологии.

Свое слово Ерлан Нысанбаев сдержал и на следующий день в своем Telegram-канале опубликовал результаты эксперимента, где после пяти минут прогрева начал движение. Правда, эксперимент вызвал больше критики, чем одобрения. И казахстанцы засыпали соцсети видеороликами, где запечатлели проведение аналогичной процедуры на своих собственных авто.

Суть претензии можно сформулировать одним предложением — факт того, что машина тронулась, не свидетельствует о том, что движение это безопасно. В частности, на видео отчетливо заметно, что Ерлан Нысанбаев начинает движение с замерзшим окном, и если в его случае, когда на улице было около 17 мороза, дорога хоть как-то, но просматривалась, то во многих публикациях-ответах степень оледенелости была в разы выше. В холодных регионах, где температура нередко опускается до 20-30 градусов мороза, автолюбители вынуждены прогревать машины не только утром, но и по два-три раза за ночь. «В противном случае машину завести уже не получится», — говорится в одном из видеоответов.

Другой важный момент, на который также следует обратить внимание, — это техническое состояние автомобиля. Судя по кадрам, опубликованным министром, его эксперимент проводился на среднеразмерном внедорожнике Hyundai Palisade первого поколения, то есть на автомобиле, который выпускался в период с 2018 по 2022 год. Отметим, что подавляющее большинство таких автомобилей, представленных на рынке Казахстана, оборудовано мощным мотором 3,8 литра, а пробег конкретно показанного автомобиля составил чуть более 36 тысяч километров. Это позволяет предположить, что машине около двухтрех лет. Понятно, что такой агрегат даже «на холодную» будет вести себя хорошо (аспект с замороженными окнами держим в уме). Но вся боль вопроса как раз в том, что подавляющее большинство казахстанцев передвигается на старых автомобилях. По данным Бюро нацстатистики, около 45 процентов легковых авто в РК старше 20 лет, еще 23 процента — в возрасте от 10 до 20 лет. На долю машин до трех лет приходится чуть более шести процентов автопарка страны.

На разных полюсах

На старых машинах передвигаться в «замороженном» состоянии опасно не только из-за замороженных стекол, загустевшего масла в различных агрегатах и изношенности узлов. Ими в буквальном смысле управлять сложнее: тяжело выжимать сцепление, переключать передачи и т.д.

Как утверждают автоэксперты, нередко морозы и «холодный» старт приводят к тому, что на старых автомобилях выдавливает сальники, в результате чего машины приходится ставить на ремонт. Связано это и с изношенностью авто, и с отсутствием оригинальных запчастей. Поэтому, если и проводить опыты, то, наверное, следовало бы для чистоты эксперимента делать это на таких автомобилях, на которых ездит большинство казахстанцев.

Зато министру удалось поднять рейтинг странички и в разы повысить посещаемость своего Telegram. Видео с пятиминутным прогревом за короткий срок набрало около 30 тысяч просмотров, в то время как в среднем каждая из других публикаций министра набирала в лучшем случае около 1,5 тысячи. На самом деле эта цифра является отличным маркером важности озвученного вопроса. То есть проблема есть. Она волнует многих казахстанцев, и ее нужно как-то решать.

«Во многих холодных западных странах проблема запуска авто в холодный период решается установкой предпусковых подогревателей». Такое предложение можно увидеть во многих публикациях на данную тему. И действительно, они позволяют прогреть двигатель и даже салон автомобиля, не заводя его. Есть, правда, один важный нюанс — стоят такие устройства недешево.

Если рассматривать модели, популярные в Европе, которые и ставят в пример, то стоимость предпусковых подогревателей немецкого концерна Webasto варьируется от 450 до 610 тысяч тенге. Есть, конечно, и дешевые китайские аналоги, но стоит ли рисковать? Практически все системы подогрева питаются из бензобака автомобиля, на котором установлены. Также такое вмешательство является переоборудованием транспортного средства, что влечет за собой дополнительные траты на сертификацию и узаконивание.

Если же посмотреть на стоимость авто 90-х годов производства, то она сопоставима такому вот фирменному предпусковому подогревателю либо составляет половину от ценника. Соответственно, существенная часть казахстанских автолюбителей попросту не может себе позволить установку этого модного и полезного устройства, как, собственно, и покупку нового автомобиля. А значит, решение нужно искать в другом направлении.

Накануне депутат Мажилиса Серик Ерубаев призвал пересмотреть штрафы за прогрев авто в холодное время года с учетом температурного режима и климата регионов. И здесь с чиновником сложно не согласиться, ведь территория Казахстана расположена в четырех климатических зонах с большими амплитудами температур. В северных областях преобладает западносибирская климатическая область с более влажным, умеренным климатом, на юге климатологи выделяют особый субтропический внутриконтинентальный климат, где доминируют хорошо прогретые массы сухого воздуха тропического происхождения. То есть, если в Шымкенте температура будет около пяти градусов мороза, то в это же время в Костанае может быть 40. Другими словами, ставить знак равенства между условиями эксплуатации авто в этих городах попросту нельзя.

Сплошной абстракционизм

На самом деле в текущей редакции ПДД есть явная правовая неопределенность.

В частности, в подпункте 5 пункта 88 говорится, что запрещена «стоянка механических транспортных средств с работающим двигателем в населенных пунктах, если это создает неудобства жителям». Все. Никаких временных ограничений, прописанных открытым текстом, в данном подпункте нет.

Откуда тогда взялись эти пресловутые пять минут? По наитию ответ можно найти в толковании терминов, используемых при написании ПДД. В частности, в понятие «стоянка» закладывается «преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время более пяти минут по причинам, не связанным с посадкой или высадкой пассажиров либо загрузкой или разгрузкой транспортного средства». Если машина стоит без движения менее пяти минут, то это уже не стоянка, а остановка. Собственно, за стоянку с заведенным двигателем и могут привлечь к ответственности.

Но несовершенство этого пункта в определенных условиях может и спасти от нежелательных трат. Подчеркнем, что это не рекомендация к действию, а констатация факта. Как следует из формулировки, отсчет времени идет с того момента, когда машина завелась или остановилась. Следовательно, если через пять минут совершить движение, допустим, перепарковать автомобиль на соседнее место или просто проехать взадвперед, то юридически на последующие пять минут это будет уже не стоянка, а остановка.

Значит ли это, что можно греть еще пять минут? Вопрос с подвохом, но юридически получается, что вроде бы можно. Также данное ограничение не распространяется на случаи, когда производится «посадка или высадка пассажиров либо загрузка или разгрузка транспортного средства». Получается, что, если в течение тех же десяти минут что-то загружать в автомобиль или выгружать из него, нарушения как бы и нет.

Есть в этом вопросе и еще более спорный аспект. Как говорилось выше, стоянка запрещена, «если это создает неудобства жителям». Как узнать, что какой-то процесс создает кому-то неудобства? Почувствовать фибрами души, что какому-то из нескольких десятков соседей что-то не нравится, или ждать, пока придет штраф?

Одно дело, если сосед подошел и попросил выключить авто, которое работает на протяжении получаса, а водитель игнорирует просьбу... Но ведь здесь может быть и другой сценарий, в котором самоцель доноса не какие-то неудобства, а месть, скажем, если автолюбители не поделили парковочное место. И здесь непонятно, почему при вполне конкретном наказании допускается весьма размытая формулировка «неудобство». Думается, что здесь не хватает ясности, определяющей права обеих сторон.

Кстати, тот самый штраф, который послужил триггером развития темы, был отменен прокуратурой Северо-Казахстанской области 24 января. Как выяснилось, сотрудником полиции при производстве дела об административном правонарушении допущены процессуальные нарушения при составлении протокола и не добыты доказательства вины правонарушителя. Мы будем наблюдать за тем, как будет развиваться данная тема, учтут ли чиновники месседж соотечественников или продолжат проводить эксперименты, оторванные от реалий, в которых живет большинство казахстанцев.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру