Мы наш, мы новый мир построим!

О чем говорилось на полях заседания саммита ШОС

В Астане во Дворце независимости 3 и 4 июля состоялось глобальное политическое событие — XXIV заседание саммита Шанхайской организации сотрудничества. Казахстан посетили лидеры 16 стран и руководители ключевых международных организаций.

О чем говорилось на полях заседания саммита ШОС

По мнению экспертов, ШОС сегодня — это растущая сила, бросающая серьезный вызов однополярному миру, за который «цепляются западные державы». При этом «Шанхайская пятерка», а теперь уже и «Шанхайская десятка», стала центром притяжения изначально, поскольку принципы, которые провозглашает ШОС, заинтересовали значительную часть континента.

— То есть вектор развития ШОС охватывает практически все пространство Евразии. И речь идет о формировании глобального сообщества, основанного на взаимном уважении национальных интересов и обеспечении безопасности. Тем более это актуально сейчас, когда Запад под либерально-демократическими лозунгами продвигает своего рода новую колониальную модель. Немаловажным плюсом является и то, что ШОС — это активное экономическое сотрудничество, развитие логистики, обмен технологиями и привлечение инвестиций. Организация, которая изначально возникла как проект по демилитаризации зоны бывшей советско-китайской границы, в итоге стала площадкой для развития отношений между Центральной Азией, Россией и Китаем по целому ряду вопросов военно-политического, экономического, гуманитарного сотрудничества. А с течением времени вышла за первоначальные рамки, включив в свой состав Индию, Пакистан, Иран и Беларусь, не считая множества наблюдателей. Что касается Казахстана, то он в ШОС видит прежде всего эффективную модель региональной безопасности, основанную на уважении целостности друг друга, — считает казахстанский политолог Данияр Ашимбаев.

Между тем первым из глав государств-членов ШОС в столицу Казахстана прибыл российский лидер Владимир Путин. Его опередил только председатель КНР Си Цзиньпин, и то лишь потому, что у него состоялся государственный визит, который оказался совмещен с заседанием на XXIV саммите ШОС.

— Я не могу не отметить огромный вклад России в усиление потенциала Шанхайской организации сотрудничества. В этой связи на правах председателя ШОС хотел бы выразить вам благодарность, — заявил Президент Казахстана во время двусторонних переговоров с российским лидером, которые состоялись в зале для переговоров в столичном отеле «Ритц Карлтон».

Кроме того, глава государства также высказался о нынешнем состоянии и перспективах развития казахстано-российских отношений стратегического партнерства и союзничества. Подчеркнув, что «после исторического визита Владимира Путина в Казахстан в ноябре прошлого года двустороннее сотрудничество развивается по восходящей линии».

— Я сам лично контролирую ход реализации ранее достигнутых договоренностей. Проекты, согласованные во время вашего визита, по сути, олицетворяют стратегический характер взаимодействия наших государств. Поэтому у меня нет никаких сомнений в том, что они будут реализованы, так как они соответствуют интересам и Казахстана, и Российской Федерации, — отметил КасымЖомарт Токаев. Одновременно Президент РК пригласил Владимира Путина посетить Казахстан с государственным визитом в ноябре, совместив его с участием в заседании Совета коллективной безопасности ОДКБ. Напомним, что до нынешнего мероприятия ШОС оба президента встречались в мае, когда Касым-Жомарт Токаев приезжал в Москву на День Победы и саммит ЕАЭС.

— Полагаю, это просто необходимо, чтобы поддерживать набранный темп сотрудничества между нашими странами. Надеюсь еще раз увидеть вас, теперь уже с государственным визитом, в нашей стране, — подчеркнул Президент РК.

В ответ Президент России поблагодарил за приглашение, которое, безусловно, принимается, и заявил, что, конечно, наиболее рационально это сделать в связи с саммитом ОДКБ.

Также Владимир Путин подчеркнул значительные усилия Казахстана по подготовке к столь важному мероприятию, как ШОС.

Возвращаясь к саммиту, стоит отметить, что его первая часть — встреча глав государств собственно стран-участников ШОС — началась с давно ожидаемого включения Беларуси в состав организации. При этом Президент Беларуси Александр Лукашенко выступил со словами благодарности и рассказал о планируемом вкладе республики в ШОС.

— Глубоко убежден, что в XXI веке необходимо выстраивать подлинную и неделимую глобальную безопасность. При этом инициативу должны взять на себя страны глобального большинства, поскольку самовлюбленный, эгоистичный Запад на такое оказался не способен. Там сегодня нет лидеров, способных принимать ответственные решения самостоятельно, — заявил он.

Хозяин саммита Касым-Жомарт Токаев напомнил участникам, что в ШОС проживают три миллиарда человек, а совокупная экономика составляет треть мирового ВВП. Также, по его мнению, «ШОС показала себя как уникальная платформа, где в равной степени учитываются голоса и интересы всех ее стран-участниц». Президент Казахстана сообщил, что в период его председательства «копилка» пополнилась такими проектами, как «Духовные святыни стран ШОС» и музыкальный фестиваль «Шелковый путь ШОС».

Кроме того, Касым-Жомарт Токаев отметил, что «Шанхайская организация сотрудничества имеет исключительные возможности, чтобы выступать в качестве гаранта обеспечения мира и безопасности на всем Евразийском континенте». В связи с чем Казахстаном была предложена реализация инициативы ШОС «О мировом единстве за справедливый мир, согласие и развитие», которая была всеми поддержана. Глава государства отметил, что также неплохо было бы разработать и принять соглашения о мерах доверия в военной сфере с фокусом на борьбу с «силами трех зол» — терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом. Плюс призвал «координировать инвестиционные проекты, развивать торговлю и технологическое сотрудничество».

На что и.о. Президента Ирана Мохаммад Мохбер призвал исключить доллар США из торговых операций стран ШОС, положить конец военной операции Израиля в секторе Газа и создать сеть совместных свободных зон. Также он заявил о готовности к реализации программы научно-технического сотрудничества по таким направлениям, как новейшие медицинские технологии, биотехнологии и искусственный интеллект.

Главный гость саммита Си Цзиньпин заявил, что мир вновь стоит на перепутье истории, призвал страны ШОС «защищать право на развитие перед лицом реальных рисков маленького двора и высокого забора», отметив, что «должно укреплять единство и сообща противостоять внешнему вмешательству перед лицом реальных вызовов вмешательства и раскола».

Садыр Жапаров в свою очередь напомнил, что Кыргызстан вновь и вновь подчеркивает необходимость создания специального института для финансирования проектов, таких как Банк развития ШОС или Фонд развития ШОС. Кроме того, он традиционно упомянул о больной для себя теме — создании благоприятных условий для международных автомобильных перевозок. Тогда как Премьер Пакистана Шахбаз Шариф заявил, что «достижение прочного мира в Афганистане является главным условием обеспечения мира и экономического развития в регионе. Международное сообщество должно осмысленно взаимодействовать с афганским Правительством, чтобы удовлетворить его подлинные экономические потребности».

К слову, накануне на встрече с российским лидером Владимиром Путиным, Шариф заметил, что хотел бы развивать бартерную торговлю. В свою очередь Президент России напомнил о давнем российском предложении заняться созданием в ШОС собственного платежно-расчетного механизма. Он выразил уверенность в том, что ШОС и БРИКС являются «основными опорами нарождающегося нового миропорядка. И именно эти объединения выступают мощным локомотивом процессов глобального развития и утверждения подлинной многополярности». Также российский Президент напомнил о своей инициативе, касающейся создания в Евразии «новой архитектуры сотрудничества, неделимой безопасности и развития, призванной прийти на смену отжившим евроцентричным и евроатлантическим моделям, которые давали односторонние преимущества только отдельным государством».

Президент Республики Таджикистан Эмомали Рахмон, кстати, единственный из участников саммита, участвующий в работе ШОС со дня основания, не стал вдаваться в частности, а просто отметил, что «организация должна твердо поддерживать свой статус важного участника международных отношений и адаптироваться к меняющемуся миру в русле текущих тенденций общемирового развития». Параллельно выразив удовлетворение решением об открытии Антинаркотического центра ШОС в Душанбе.

Шавкат Мирзиеев напомнил о своих предложениях: в частности, Самаркандской инициативе солидарности во имя общей безопасности и процветания и о Кодексе добрососедства, доверия и трансграничного партнерства ШОС. Президенту Узбекистана также были интересны вопросы создания фонда и банка развития ШОС, видимо, в связи с тезисом, что «многовариантность транспортных коридоров — это важнейшее условие устойчивого развития всего региона». Тут, как известно, у Ташкента есть свои идеи, но нет средств на их реализацию.

Высшее руководство Индии на саммит не приехало, зато после его окончания отправилось с официальным визитом в Россию. Хотя технически никто не помешал бы пообщаться индийскому Премьеру с российским Президентом и на полях саммита в Астане.

Между тем в принятой Астанинской декларации было отмечено, что «страны ШОС выступают против использования конфронтационного мышления для решения международных и региональных проблем, решительно осуждают действия, приводящие к массовым жертвам среди гражданского населения и гуманитарной катастрофе в Газе. А также подтверждают приверженность строительству международных отношений нового типа и сообщества единой судьбы человечества». Более того, в данном документе было отмечено, что «стремление к безопасности за счет безопасности других неприемлемо, а одностороннее неограниченное наращивание глобальной системы ПРО ставит под угрозу международную безопасность и стабильность».

Более расширенно об этом говорилось в принятой по предложению Касым-Жомарта Токаева инициативе ШОС «О мировом единстве за справедливый мир, согласие и развитие», которая гласила, что «международная система, ядром которой является ООН, сталкивается с многочисленными угрозами и вызовами, беспрецедентными в современной истории. Так, усиливаются геополитическое соперничество и гонка вооружений, а устав ООН, общепризнанные основные принципы и нормы международного права систематически подрываются. Торговые системы и цепочки поставок, создававшиеся десятилетиями, разрушаются. Односторонние санкции нарушают международное право и наносят ущерб интересам развивающихся стран. Существующая архитектура международного мира и безопасности, система международных отношений и глобальной торговли постепенно разрушаются. ШОС призывает страны ООН провести всеобщее полное разоружение под эффективным международным контролем, укрепить глобальный режим ядерного нераспространения и противостоять гонке вооружений в космическом пространстве». Кроме того, было отмечено, что климатическая повестка дня не должна использоваться в качестве предлога для ограничения торговли, инвестиций и технического сотрудничества.

После чего саммит ШОС закончился и начался саммит ШОС+, на котором выступило 16 делегатов, 10 из которых держали слово утром. При этом основным камертоном прозвучали слова генсека ООН Антониу Гутерриша, который подчеркнул, что «миру нужен мир — от Судана до Сахеля, от Конго до Сомали, от Мьянмы до Гаити». Сделав упор на то, что «особенно нужен мир на Ближнем Востоке, Украине и в Афганистане».

Насчет последнего сообщил с оговорками: «Нам нужен мир в Афганистане — инклюзивное правительство, которое уважает права человека и интегрировано в мировое сообщество. Все страны должны объединиться, чтобы не допустить того, чтобы Афганистан стал рассадником терроризма».

По завершении и итогам саммитов председательство в ШОС перешло к Китаю, пост генсека достался Казахстану, а пост главы региональной антитеррористической структуры — Кыргызстану. К слову, ранее эти должности занимали представители КНР и Узбекистана. Всего же в рамках саммита было подписано 25 документов.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру