Экологи Казахстана и Узбекистана решили объединиться против строительства АЭС на границе двух стран

Напомним, что в 2033 году Узбекистан планирует ввести в эксплуатацию атомную электростанцию, которую уже сегодня начинают строить на маловодном и соленом озере Тузкан, что на границе с Казахстаном.

Вот только в нескольких десятках километров от будущей АЭС располагается самое крупное водохранилище юга Казахстана – Шардаринское, которое служит источником потребления воды для целого города.

Что и послужило поводом для того, чтобы председатель Антиядерного общества Татарстана Альберт Гарапов подчеркнул – «строительная площадка Узбекской АЭС располагается недалеко от Казахстана, практически на границе, да еще в густонаселенном районе».

- В случае аварийной ситуации Казахстан пострадает не меньше, а скорее всего, даже больше, чем Узбекистан. Видимо, это одна из причин беспокойства казахстанского экологического движения по поводу строительства Узбекской АЭС. Потому-то именно казахстанские экологи организовали недавно в Интернете круглый стол по строительству данной АЭС, так как требуются солидарные действия экологического движения Казахстана и Узбекистана против ее возведения, – заявил Альберт Гарапов.

Специалист по инфраструктуре ОО «Береке» Бауыржан Аширбаев в свою очередь отметил, что, «согласно конвенции об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте ООН, страна, намечающая строительство атомной станции, обязана проинформировать о планах соседние государства, которые могут выступать в качестве «затрагиваемой стороны». Причем сделать это не позднее, чем она проинформирует общественность собственной страны».

- Но такие общественные слушания в трансграничном контексте не проводились, – уверяет представитель общественности.

На что в Министерстве энергетики РК пояснили – «Узбекистан не является стороной конвенции ЭСПО – то есть, оценка воздействия на окружающую среду, поэтому не имеет таких обязательств».

- В связи с этим, уведомления со стороны Узбекистана Казахстану о планах по строительству АЭС не было, — сообщили в пресс-службе министерства.

Добавим, что при этом любая АЭС отличается большим водопотреблением, особенно много воды расходуется в конденсаторах, где отработавший в турбине пар превращается в жидкую фазу в результате охлаждения.

- В случае с АЭС в Узбекистане это будет не менее 480 тысяч кубометров в час. Кроме того, вода, вышедшая из градирен, нарушит тепловой баланс озер Тузкан и Айдарколя, что сильно и неминуемо отрицательно скажется на экологии и биоразнобразии всего региона. Кроме этого, эксплуатация АЭС сопровождается выделением в воздушный бассейн огромного количества тепловой энергии в виде пара, что приведет к локальным изменениям температуры и микроклимата, – посетовал Бауыржан Аширбаев.

Эксперт Альберт Гарапов добавил, что существует еще риск теплового загрязнения, то есть получения землей дополнительной энергии от АЭС.

- В последние годы все более осознается пагубность теплового загрязнения планеты. Уже сейчас эта энергия примерно равняется энергии живой природы, что не может не оказывать возрастающее воздействие на природные процессы, к примеру, на климат, который ведет к потеплению, – подчеркнул ученый.

Его поддержал российский инженер-физик Андрей Ожаровский, который напомнил о рисках, связанных с атомными реакторами вообще.

- В самых распространенных сегодня, так называемых, водяных реакторах горячая вода под давлением удерживается стальным корпусом реактора. Но если в случае аварии начнется подъем температуры, то при этом возрастет и давление, а значит, и нагрузка на корпус и трубопроводы. Последние могут не выдержать. При этом неважно, чьей разработки окажутся реакторы с водой под давлением – российские, итальянские или французские, потому что никто не поменяет законов физики. Самый близкий по времени пример – авария на фукусимской АЭС, где проблема была не в инженерных недоработках и ошибках, а в физических основах работы реакторов. Да, вероятность аварии на таком реакторе мала, но последующая цена огромна. И, в случае аварии на расстоянии примерно в 100 километров могут возникнуть условия, чтобы срочно эвакуировать население. На расстоянии в 500 километров понадобятся временные укрытия и йодная профилактика. Радиус в 1000 километров – это зона потенциального воздействия на сельское хозяйство, то есть создадутся условия, когда продукты сельского хозяйства нельзя будет использовать, – заключил Андрей Ожаровский.

А учитывая, что на расстоянии меньше чем в 100 километров от строительства будущей АЭС проживает более двух миллионов казахстанцев, становится понятна тревога жителей Туркестанской области и города-миллионника Шымкента.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру