Новые возможности электронного правительства Казахстана

На портале электронного правительства появится новая услуга — корректировка личных данных. Об этом заявил Багдат Мусин, Министр цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности РК. С подобной просьбой в последнее время обращается довольно много граждан. И это прямое следствие создания электронных баз данных в сжатые сроки — человеческий фактор никто не отменял.

Новые возможности электронного правительства Казахстана

Как правило, конфликты возникают в одной системе, но в базах разных ведомств. И это всплывает в самый неподходящий момент — при оформлении документов на изменение права собственности или на получение документа, удостоверяющего личность, паспорта. Министр привел пример, когда разночтение информации существенно осложнило и без того непростую жизненную ситуацию. Это когда родители планировали вывезти своего ребенка за рубеж на медицинское обследование, но в процессе оформления паспорта возникли сложности с некорректными данными — в свидетельстве о рождении обнаружили ошибку. Сотрудники ЦОНа действовали по инструкции и, скорее всего, поэтому оформлять документ с неточностью отказались. По словам министра, которые приводит inform.kz, родителям пришлось в срочном порядке искать выход на знакомых в государственных органах, чтобы максимально ускорить процесс корректировки.

Проблема абсолютно реальна. Мы не знаем, какие это были знакомые в государственных органах, но можем предположить, что вполне влиятельные, раз о случае узнал курирующий отрасль министр. Более того, аппарат министерства не только обратил внимание на проблему, но и предпринял для ее решения все шаги. Ведь, насколько известно, «зеленый свет получен» и возможность предоставления такой услуги уже одобрена Премьер-Министром. Срок оказания — три дня.

Но что же было до этого момента? С личными данными решали довольно непросто — чтобы сделать это быстро, приходилось идти по пути упомянутых выше родителей. То есть искать знакомых. А такое положение дел — идеальная причина возникновения коррупции. Ну а где коррупция, там и формирование отрицательного имиджа государства через призму механизма, который вроде как задумывался для облегчения получения госуслуг. Обиднее всего было осознание безальтернативности электронной системы документооборота. Вот и получалось, что в технической ошибке гражданин виноват не был, а «двигаться» должен. И вот это ощущение творящейся несправедливости накладывалось на и без того непростую жизненную ситуацию — понятно, что позитива такое положение дел не добавляло. Мусин, к слову, не стал обходить момент с возможной в этой ситуации коррупцией, мздоимством, а также бюрократией. «Этот процесс не регламентирован, не урегулирован, а это поле для бюрократии и коррупции. Чтобы этого не было, мы корректировку в базе данных оформляем как государственную услугу. И если человек выявил, что данные о нем неправильные, он может нажать одну кнопку в e-Gov и отправить информацию в государственный орган», — так рассказал о функционале новой услуги Мусин.

Стоит отметить, что проблема актуализации государственных баз данных известна, и процесс уточнения информации не прекращается на протяжении всего времени работы портала электронного правительства и реализации программы перехода на цифровой документооборот. И похожая услуга уже учреждена в отношении корректировки данных, которые касаются недвижимости. Она именуется как «Корректировка ошибочных сведений объектов недвижимости в информационной системе «Государственная база данных «Регистр недвижимости». Сегодня корректировка производится в течение одного рабочего дня. Надо сказать, что направление очень популярно. По словам министра, возможностью исправления уже воспользовалось более миллиона человек. «Одна из основных проблем нашего цифрового государства на сегодня — это корректировка личных данных. Мы проанализировали, за прошлый год только по недвижимости люди обратились 1,4 миллион раза из-за некорректных данных», — отмечал в одном из интервью Мусин. К слову, услуга для портала электронного правительства довольно свежа, так как внедрили ее в июле 2020 года. Однако с ней есть некоторые нюансы: не всегда абсолютно понятно взаимодействие с системой, а также необходимость «прикладывания» к услуге сканированных копий документов. Да, приложить сканы, цифровые копии бумажных документов (договор купли-продажи и прочего), может быть, и не так сложно, как выделить время и отстоять очередь в ЦОНе. Но для чего? Ведь для доступа ко всей необходимой для корректировки информации достаточно ИИН заявителя, который подтвержден цифровой подписью. Опять же, если мы говорим о полной информатизации сектора.

Впрочем, это поправят в ближайшем будущем. Когда, наконец, полностью откажутся в том числе от, как это принято говорить, «цифровых документов на бумажном носителе». На наш взгляд, сегментировать услугу корректировки данных на личные, данные по недвижимому, движимому имуществу, то есть разносить по разделам оказания услуг на портале, было бы не совсем удобно для пользователя. Надеемся, что услуга корректировки со временем все же будут оказываться централизованно и охватывать все сферы — выбирай нужное в одном месте. То есть по принципу одного, теперь уже цифрового окна.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру