Экологи все чаще борются не «за», а «против»

В борьбе за чистую Землю от экологов достается не только тем, кто причастен к загрязнению окружающей среды. Зеленые все чаще стали переходить грань разумного, из-за чего страдают их же зеленые инициативы, а также беззащитные и главное, непричастные люди.

Экологи все чаще борются не «за», а «против»

Любоваться — можно, равняться — нет

Человечество совершило невероятный технологический прыжок, когда научилось перерабатывать углеводороды, получая из них как энергию, так и различные виды материалов. Но сегодня некоторые считают, что все те блага, которых добились ученые и специалисты в самых разных областях, являются губительными, а потому подлежат чуть ли не ликвидации. В том, что на планете нужно снизить уровень выбросов углекислых газов, нет никаких сомнений. Но другой вопрос в том, насколько радикально можно подходить в столь деликатном вопросе...

Разберем на конкретных примерах, ведь сейчас складывается впечатление, что зеленые готовы идти даже на безрассудные поступки, лишь бы создавать видимость того, что они активно продвигают свои постулаты.

Итак, чуть ли не главным источником загрязнения планеты борцы за чистый воздух называют именно автомобили. Пожалуй, наиболее ощутимой (что не означает реализуемой) идеей на поприще экологических инициатив является отказ от автомобилей с классическими двигателями (ДВС), которые работают на бензине или дизельном топливе. Впереди планеты всей, естественно, Европа, которая хочет избавиться от этого «пережитка прошлого» уже в ближайшее десятилетие.

В диалогах на эту тему зеленые первым делом ставят в пример Амстердам, в котором уже с 2030 года будет запрещено ездить по городу бензиновым и дизельным авто. В почете и Ирландия, где готовы реализовать аналогичные меры еще раньше. Но насколько объективно проводить хоть какое-то сравнение как в одном, так и в другом случае? Ведь тот же Амстердам — уникальный город, в котором и без всяких зеленых с экологией уже давно все наладилось. Там велосипедизация началась еще в 1970-х годах, причем не для того, чтобы снизить парниковый эффект (тогда о нем еще ничего не знали), а из соображений безопасности. Таким образом, своего рода деавтомобилизация продолжается уже более полувека, в то время как современные экологи предлагают все запретить практически в одночасье, дав дорогу электромобилям.

И здесь Амстердам тоже находится в лидерах, поскольку в первую очередь создание необходимой инфраструктуры в стране было начато свыше десяти лет назад. Столица Нидерландов имеет самую высокую плотность зарядных станций в мире — более 2,5 тысячи пунктов, и это всего на 800 тысяч населения. То есть на каждую электрозаправочную точку по 320 человек. Для сравнения, во всем Казахстане подобных станций около 120, то есть на каждую приходится примерно по 156 тысяч (!) человек. Неудивительно, что и автопарк в РК несоизмеримо мал: чуть более 300 электроавто на всю страну (по состоянию на 2022 год) против 300 тысяч автомобилей в Нидерландах, и это по состоянию на 2020 год.

Конечно, гораздо справедливее сравнивать Амстердам с какими-то европейскими городами или странами, где схожие система налогообложения, уровень дохода населения, да и качество жизни в целом. Правда, результат этот будет неутешительным, поскольку сравнивать практически не с чем. К примеру, в столице богатой Германии, где покупка электрокаров поощряется солидными выплатами, а государство регулярно вливает в отрасль миллионы евро, зарядных станций чуть более 1000, что в пересчете составляет 3600 человек на станцию. В странах ЕС победнее ситуация еще плачевнее.

Европа катится по наклонной

Исключением можно считать Норвегию, но, опять-таки, здесь тоже действуют особые условия, не свойственные мировым трендам. В стране викингов уже более 12 лет полным ходом идет процесс электрификации транспорта, причем не методом кнута, то есть запретов, а пряника — создавая для жителей страны комфортные условия.

Когда численность электрокаров в стране только достигла пяти процентов от общего автопарка, правительство Норвегии запустило специальную программу, которая действует до сих пор: покупателей освободили от ввозной пошлины (составляющей вплоть до 100 процентов от цены автомобилей с ДВС) и дорожных налогов. Парковка и зарядка электромобилей бесплатные, использование платных магистралей — тоже. Помимо этого EV на законных основаниях могут передвигаться по выделенным полосам для общественного транспорта. Инициативы распространяются как на чистые электромобили, так и на PHEV (Plug-in Electric Vehicle). Это далеко не все блага, которые получает норвежский владелец электромобиля, отсюда и такая «нелюбовь» к авто с классическими двигателями. Для примера, в Норвегии один только дорожный налог в среднем составляет примерно 350 долларов в год за автомобиль с ДВС. Хороший бартер?! Ответ очевиден.

В свою очередь, вместо того чтобы придумать проекты, в которых автолюбители сами желали бы избавиться от авто с ДВС, экологи избрали путь прессинга, причем тотального.

По мнению защитников окружающей среды, переход на альтернативные двигатели происходит недостаточно быстро. Поэтому, к примеру, руководители немецкой экологической неправительственной организации подали в суд на автопроизводителей BMW и Daimler (выпускает автомобили Mercedes-Benz) за отказ сократить выбросы углерода и полностью отказаться от автомобилей, работающих на ископаемом топливе, к 2030 году, сообщает немецкая газета Handelsblatt.

Неправительственная организация Deutsche Umwelthilfe подтвердила изданию, что иски поданы в региональные суды Мюнхена и Штутгарта. Однако автоконцерны проигнорировали сообщение и не стали устанавливать дату окончания производства автомобилей с двигателями внутреннего сгорания. BMW и Daimler подтвердили Reuters, что не приняли требования неправительственной экологической организации. Гринпис и климатические НПО в Германии угрожают судебными исками не только Daimler и BMW, но и VW, а также нефтяной компании Wintershall Dea, если те не активизируют свою политику по борьбе с изменением климата.

К слову, прецедент уже был, англоголландская Shell проиграла суд, и экологи фактически вынудили компанию взять обязательства сократить выбросы двуокиси углерода на 45 процентов уже к 2030 году. Но повезет ли экологам и в этот раз — вопрос открытый. Дело тут не только в том, хотят автопроизводители вкладывать колоссальные средства в переоборудование или нет. Проблема ведь гораздо шире, чем просто остановка конвейера.

Давно не секрет, что электромобили можно считать «чистым» транспортом весьма условно. Да, непосредственно во время движения машина не выделяет вредных веществ, но какой ценой дается эта псевдозабота об экологии?

Для производства электробатарей, способных долго держать заряд, активно используют литий, кобальт, графит, марганец и ряд других химических элементов, запасы которых на планете сегодня в большом дефиците либо труднодобываемы. При этом способы их добычи просто уничтожают всю экосистему не только в зоне добычи, но и на десятки километров в радиусе от нее. Можно ли считать такую энергию чистой? Но здесь экологи почему-то отводят взгляд в сторону и как будто не замечают этой проблемы.

Помимо этого сохраняется дефицит редких металлов, необходимых для производства все тех же батарей. Какова будет цена комплектующих, когда окажется, что на всех желающих электромобилей попросту не хватает?

Здесь же нависают и социальные проблемы, ведь в автопроме заняты сотни тысяч рабочих, которых придется сокращать, так как электрокары устроены проще. Отсюда безработица, которая с течением времени неминуемо приведет к росту преступности. Причем речь идет в первую очередь о развитых странах, ведь в развивающихся и отстающих нет ни финансовых, ни ресурсных запасов, чтобы реализовать подобный план даже к 2050-м годам.

И жить будем в лесу

Между тем зеленые вновь предпочитают не видеть всех этих аргументов и практически приступным путем начинают давить на тех, кто не с ними. Недавно в Великобритании некая группа экологов, которые называют себя Tyred of SUVs (уставшие от SUV), устроила «облаву» на владельцев внедорожников. Активисты спускали шины на джипах и вешали на ветровые стекла авто листовки о «нарушении климата», в которых осуждали автомобилистов за то, что они являются частью «ненужного выбора роскошного образа жизни».

Под раздачу попали и те, кто не относится к «элите». В одночасье на весь Евросоюз прославилась Люси Конн — мать двоих детей, которая обнаружила спущенные колеса утром, когда собиралась везти детей в садик. Трагикомедия в том, что эти псевдоэкологи, которые по факту занимались вандализмом, попросту не разбираются в марках автомобилей. Ведь объем двигателя авто Люси составляет всего 1,6 литра, то есть, как у простенькой легковушки. Просто это седан с вместительным салоном, что, собственно, и нужно для семьи с двумя детьми. Но из-за размеров активисты сочли этот автомобиль «вражеским».

Отсюда можно сделать вывод, что эти самые экологи понятия не имеют, сколько и какой автомобиль может нанести вреда, да и в целом, как устроена экосистема планеты и что ей во вред.

Самое удручающие, что это гораздо больше, чем просто ошибка каких-то тинэйджеров — проблема в системе. Если внимательно изучить предложения той же экоорганизации Deutsche Umwelthilfe, то можно найти такие инициативы, где они предлагают закрыть проекты, за которые не так давно сами же и боролись. В частности, сейчас они требует прекратить продвижение агротоплива. Причина необходимости введения запрета поражает: пищевые культуры, которые выращивают на полях, не дают пищу, а в стране ожидается продовольственный кризис, вызванный отказом от углеводородов... АЭС закрыли, с газом сложности по политическим соображениям, угольные шахты под запретом и даже биотопливо становится излишеством. Чем заправляться будете, господа зеленые? Такой вот замкнутый круг, в котором голова кусает свой хвост.

В заключение остается поставить точку в теме продвинутой Норвегии. В первую очередь это маленькая и богатая страна, в которой любые инициативы реализовывать гораздо проще, чем где бы то ни было. Во вторую — Норвегия является чистым импортером транспорта, то есть автомобильное производство в стране отсутствует. Уход от ДВС никак не сказывается на наличии рабочих мест и экономике страны. Соответственно, экология страны действительно улучшается, но... за чей-то чужой счет. За счет стран, где производят автомобили, где выпускают литий-ионные батареи, где добывают и перерабатывают полезные ископаемые, необходимые автопрому. И потом, далеко не все в Европе согласны с запретом на продажу автомобилей с ДВС. Например, Премьер-Министр Чешской Республики Андрей Бабиш высказался против, назвав сторонников идеи «зелеными фанатиками» и заявив, что правительство не вправе навязывать рынку чье-либо мнение. Позиция четкая и прозрачная, ведь автомобильная промышленность Чехии — это крупнейший сектор экономики. Она составляет более 25 процентов чешского производства и чешского экспорта. Отказ от ДВС попросту убьет экономику страны.

Самое любопытное в этой ситуации то, что, собираясь не различные симпозиумы, проводимые в разных частях мира, эко-активисты при передвижении не пользуются велосипедами и надувными лодками, отдавая предпочтение самолетам и наземному транспорту... Как нам кажется, если активисты начали применять к окружающим жесткие меры, то и сами должны их же придерживаться: весла в руки — и на байдарках через Атлантику на очередной форум, где уже с чистой совестью можно будет говорить о вреде авиакеросина.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру