На сайте «Открытые НПА» для публичного обсуждения размещен консультативный документ регуляторной политики к проекту конституционного закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые конституционные законы РК». В документе обозначены пункты, по которым изменятся полномочия президента Казахстана.
Как отмечают разработчики документа, в Казахстане сложилась суперпрезидентская модель правления. Таким образом, «в стране буквально все замыкается на президенте, и это в корне неправильно. Нужно постепенно отходить от такой практики». На начальном этапе развития страны она была оправданна. Но меняется общество, меняется страна. И наша политическая система должна постоянно адаптироваться к новым реалиям.
Также отмечается, что крайне нежелательно сращивание партийных структур с государственным аппаратом. Монополия в политике неизбежно приводит к различным социальным болезням и деградации государства. В связи с чем предлагается переформатировать ветви власти и внести следующие изменения в законодательство.
О полномочиях президента РК
· установить законодательный запрет на членство президента РК в политических партиях в период осуществления им своих полномочий;
· исключить положения, предусматривающие право президента РК по отмене или приостановлению актов акимов областей, городов республиканского значения и столицы;
· исключить нормы, предусматривающие право президента РК освобождать от должности акимов районов и городов областного значения, района в городе, города районного значения, села, поселка, сельского округа;
· установить законодательный запрет для близких родственников президента занимать руководящие должности в государственных органах и субъектах квазигоссектора;
· предусмотреть нормы об обязательном выходе из партии председателей и членов Центральной избирательной комиссии РК, Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета, Конституционного совета РК.
Переформатирование представительной ветви власти
· в Конституционном законе «О Парламенте РК и статусе его депутатов» предусмотреть полномочия Сената Парламента на право согласования кандидатур на посты председателей Конституционного совета РК и Высшего судебного совета РК;
· пересмотреть положения законодательства, определяющие состав и структуру Парламента РК;
· пересмотреть положения законодательства, регулирующие законотворческие процедуры в республике;
· пересмотреть положения конституционного, бюджетного, финансового законодательства в части осуществления парламентского контроля за бюджетными процедурами, в частности, за качеством исполнения республиканского бюджета.Совершенствование избирательной системы
Для внедрения смешанной пропорционально-мажоритарной модели выборов депутатов Парламента и органов местного самоуправления пересмотреть положения выборного законодательства.
Модернизация выборного процесса
Пересмотреть положения выборного законодательства касательно:
· возможности агитации в соцсетях в период предвыборной агитации;
· деятельности и правового статуса наблюдателей;
· принципов деятельности территориальных избирательных комиссий, их перевод на профессиональную основу;
· установления предельных размеров пожертвований в избирательные фонды;
· недопущения иностранного вмешательства на выборах;
· обеспечения максимальной финансовой прозрачности всех участников избирательных кампаний: кандидатов, наблюдателей, доверенных лиц и СМИ.
Как ожидается, предложенные меры в итоге приведут к:
1. модернизации политической системы страны за счет исключения некоторых президентских полномочий;
2. усилению самостоятельности местных исполнительных органов;
3. повышению политической конкуренции, обеспечению равных условий для развития всех партий;
4. укреплению механизмов сдержек и противовесов в политической системе;
5. упрощению законотворческих процедур;
6. усилению парламентского контроля за исполнением республиканского бюджета;
7. повышению электоральной активности граждан и их вовлеченности в процесс всесторонней модернизации страны;
8. совершенствованию выборных процедур и контроля за их соблюдением.