Почему Запад резко отреагировал на привлечение в Казахстан войск ОДКБ

Главный аргумент — сохранение прав «митингующих», свобода слова и «неуместность» команды «огонь на поражение». Действительно ли США и страны ЕС так пекутся о жителях Центрально-Азиатского региона или этим нападкам «цивилизованных» чиновников есть другое логичное объяснение?

Почему Запад резко отреагировал на привлечение в Казахстан войск ОДКБ

Отряд шакалов

Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев 5 января заявил, что обратился к главам государств — членов ОДКБ (Организация Договора о коллективной безопасности) за помощью в преодолении террористической угрозы.

«Террористические банды являются по сути дела международными, они прошли серьезную подготовку за рубежом, и их нападение на Казахстан можно рассматривать и нужно рассматривать как акт агрессии», — сказал Токаев в своем обращении.

Договор о коллективной безопасности предполагает, что в случае агрессии против одного из участников организации остальные должны незамедлительно предоставить ему необходимую помощь, включая военную, и оказать поддержку находящимися в их распоряжении средствами. Так и вышло — Совет коллективной безопасности ОДКБ молниеносно принял решение направить в Казахстан коллективные миротворческие силы для нормализации обстановки в стране, в число миротворцев вошли спецподразделения из России, Армении, Белоруссии, Киргизии и Таджикистана.

Уже тогда было ясно, что начавшийся 2 января мирный митинг трансформировался в гибридную атаку чужаков, хорошо спланированную и продуманную до мелочей спецоперацию.

Днем 5 января редакция «МК» готовила первый выпуск 2022 года, но оказалась в эпицентре событий. Из окон здания мы наблюдали за шествием, быстро переросшим в кровожадную бойню, которая была в том числе и на улице Богенбай батыра. Термин «гибридное столкновение» используется неслучайно, ведь среди митингующих, большинство из которых тогда еще не понимали, что происходит, и считали, что участвуют в мирном шествии, были и немаленькие группы террористов. Все было организовано очень профессионально, ведь, если бы боевики выдвинулись отдельной группой, то их быстро отсекли бы и ликвидировали, однако, смешавшись с толпой, они лишили силовиков возможности организовать точечную операцию.

Анализируя десятки и сотни видео, снятых очевидцами в разных частях города, можно увидеть одну общую картину, которую наблюдали и мы: на передовой находились настоящие бойцы-террористы. Они пытались отбить одного-двух сотрудников МВД, после чего сначала сдергивали с несчастного все средства спецзащиты и только потом начинали избивать. Во всех случаях применяли палки или другие ударные орудия, при этом избивали, как правило, впятером одного. Избиение продолжалось даже тогда, когда лежащий на асфальте солдат и не пытался как-то защититься.

Когда сотрудники органов правопорядка проводили контратаки, боевики разбегались, укрываясь за спинами мирных жителей, которые к тому моменту только начинали подходить и не видели всего беспредела, который на самом деле проходил на передовой. Такая тактика напоминает охоту шакалов, которые всегда стараются напасть со спины, действуют стаей, нападая только тогда, когда чувствуют численное и физическое превосходство.

По количеству полицейских щитов, дубинок, шлемов и прочего спецооборудования можно подсчитать, сколько сотрудников МВД оказалось в лапах этих монстров.

Ничего не вижу, ничего не слышу

В районе пересечения улиц Богенбай батыра и Сейфуллина (где и расположена редакция «МК». — Ред.) силовики попытались организовать кордон, поскольку за их спинами было расположено здание Генпрокуратуры города Алматы, а напротив — оружейный магазин. Но долго сдерживать натиск они не смогли, и уже через короткий промежуток времени мы увидели столб черно-серого дыма — «мирные» митингующие подожгли один из автомобилей и здание прокуратуры, завладели огнестрельным оружием.

Тем временем в ближайшую больницу БСМП (Городская больница скорой неотложной помощи) уже начали поступать первые жертвы: в большинстве своем молодые солдаты, у которых были не только следы избиения, но и ножевые, и огнестрельные ранения. Эту информацию мы получили от первоисточника, поскольку одному из сотрудников редакции срочно потребовалась медицинская помощь и коллеги отвезли его в БСМП. Там на их глазах врачи пытались спасти жизни людей и оказывали реанимационные действия непосредственно в коридоре больницы. Раненые поступали практически без остановки, причем привозили их не только бригады скорой помощи, но и непонятные люди в масках на машинах без номеров. Они волоком притаскивали ко входу в БСМП раненых, выкрикивая: «Огнестрел!», и быстро уезжали, сказав при этом, что якобы случайно подобрали человека на дороге и никаких сведений о его личности не знают.

Напомним, на тот момент полиция и силовики вели лишь сдерживающую тактику, не применяя огнестрельного оружия. В ход шли только дымовые шашки и светошумовые гранаты.

По всему городу 6 января виднелись столбы дыма — горели как полицейские и военные автомобили, так и кареты скорой помощи, и гражданский транспорт. Были подожжены банки и магазины, редакции СМИ, здания различных госструктур. Это была реальность, в которой находились алматинцы. Выстрелы как в районе центральной площади, так и в отдельных районах раздавались круглосуточно.

И в этот момент США заявляют, что... не знают, было ли приглашение сил ОДКБ легитимным. С таким заявлением выступили представитель Белого дома Джен Псаки и госсекретарь Блинкен.

«Мы внимательно следим за сообщениями об отправке объединенных миротворческих сил ОДКБ в Казахстан. У нас есть вопросы по поводу такого запроса и того, насколько он легитимен. Мы этого сейчас не знаем», — сказала Псаки.

И это при условии, что в тот же день, несколькими часами ранее, глава МИД Казахстана Мухтар Тлеуберди провел телефонный разговор с госсекретарем США Энтони Блинкеном, в ходе которого детально рассказал обо всем происходящем в стране. По всей видимости, американские политики слушают лишь то, что хотят услышать. К слову, и во время того телефонного разговора чиновник из США призывал к «мирному урегулированию кризиса с уважением к правам человека».

Демонстрант и террорист — не одно и то же

На следующий день, 7 января, Токаев заявил, что власти Казахстана не намерены вести переговоры с террористами.

«В нашей стране продолжается антитеррористическая операция. Силами полиции, Национальной гвардии и армии проводится масштабная и слаженная работа по наведению правопорядка в соответствии с Конституцией... Правоохранительным органам и армии мною дан приказ открывать огонь на поражение без предупреждения», — сказал Президент в обращении к народу страны.

Также 7 января США вновь выступили с заявлением против Казахстана, посчитав, что республика может справиться с ситуацией и без помощи ОДКБ.

«Мы очень обеспокоены режимом ЧС в Казахстане, мы предупредили власти, что отвечать нужно пропорционально, подходящим образом, таким, который согласуется с правами протестующих», — заявил госсекретарь США Энтони Блинкен.

Касым-Жомарт Токаев отреагировал моментально и попытался открыть глаза так называемым западным партнерам на совершенно очевидные факты.

«За рубежом высказываются призывы к сторонам провести переговоры для мирного решения проблем. Какая глупость! Какие могут быть переговоры с преступниками, убийцами?! Нам пришлось иметь дело с вооруженными и подготовленными бандитами», — обозначил Токаев позицию Казахстана.

На тот момент всему миру было понятно, что мирным митингом, начавшимся 2-3 декабря на западе страны, воспользовались внешние силы, целью которых было устроить государственный переворот. Есть предположение, что был заговор с участием высших должностных лиц, поэтому ни о каком диалоге тогда не могло быть и речи.

США — не единственные, кто, находясь за пределами этого хаоса, убийств и мародерства, пытался научить Казахстан основам демократии. В МИД ФРГ заявили, что внимательно изучат все сообщения о действующем в Казахстане приказе силовикам и армии «стрелять на поражение».

«С точки зрения Правительства Германии, необходимо четко заявить, что применение смертоносной силы, боевого оружия против гражданских лиц, тем более когда задействованы вооруженные силы, должно быть самым последним средством», — заявил официальный представитель германского МИДа.

«Кто стреляет без предупреждения в демонстрантов, чтобы убивать, тот покинул круг цивилизованных государств», — смело заявил в своем микроблоге в Twitter Министр юстиции ФРГ Марко Бушман.

Несмотря на то, что в те дни практически по всей стране был отключен интернет, в сети было много фото- и видеоматериалов того, как грабили магазины, забивали до смерти представителей органов правопорядка, поджигали торговые помещения. И сложно поверить в то, что спикеры, делающие столь громкие заявления, не были осведомлены обо всех деталях реальности.

Волнуют лишь ресурсы

США 9 января запросили у Казахстана разъяснения по поводу того, почему власти приняли решение обратиться за помощью в ОДКБ.

«У нас есть реальные вопросы о том, почему они оказались вынуждены обратиться в эту организацию, в которой главенствует Россия. Мы просим разъяснений по этому поводу. Но, что сейчас наиболее важно — это то, чтобы все решалось мирным путем и при уважении прав тех, кто желает, чтобы их голоса были услышаны», — заявил Энтони Блинкен. Помимо этого он в хамской форме намекнул на то, что российские войска могут закрепиться на территории Казахстана после того, как спадет острая фаза.

«Один урок из прошлой истории — когда в твоем дома оказались русские, их бывает сложно заставить уйти», — сказал Блинкен.

К прекращению насилия в Казахстане призвали также председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен и Президент Франции Эммануэль Макрон. И даже Украина, которая на протяжении нескольких лет не может прийти к мирному решению вопроса внутри своей страны, попыталась вставить свои пять копеек.

Можно ли допустить хотя бы мысль о ведении переговоров с террористами? Однозначно — нет. Это фундаментальная основа и норма, принятая во всем мире. Весь Запад критически отреагировал на ввод ОДКБ, при этом не предложил ни одного конструктивного решения, которое могло бы быстро остановить мародерство и убийства, свидетелями и заложниками которого стали жители крупнейшего города Казахстана.

В свою очередь, присутствие миротворцев помогло стабилизировать ситуацию в стране, поскольку они взяли на себя охрану стратегических объектов, тем самым высвободили казахстанских правоохранителей для проведения спецоперации по ликвидации террористов.

Судя по той линии, которую выбрал Вашингтон, там, за океаном, оказались не готовы к тому, что в ОДКБ в столь короткий срок отреагируют на происходящее в Казахстане. Скорее наоборот, можно предположить, что США были заинтересованы в раскачивании ситуации. Далеко не секрет, что американская оборонка зарабатывает миллиарды на продаже военной техники и оружия, а для того, чтобы его было куда реализовывать, нужны действующие горячие точки. Но дело может быть не только в оружии. Причина столь агрессивной реакции на прибытие большого числа войск ОДКБ может лежать в нефти и других ресурсах.

«На самом деле все немного глубже. Нужно понимать, что Казахстан и его экспортная экономика, а 90 процентов казахстанского экспорта — это энергоносители, нефть и газ, почти вся принадлежит западному капиталу, крупнейшим американским, европейским энергетическим компаниям. В этом случае, когда появились войска ОДКБ, Вашингтон боится, что эти огромные западные активы, которые частично кормили борющиеся за власть кланы, понемногу переведут под контроль России. Вот в чем дело, это и есть главная причина сдержанного недовольства, которое проявил Блинкен», — прокомментировал происходящее в Казахстане политолог Андрей Суздальцев.

В заключение остается упомянуть ответ МИД РФ на неуместную цитату Блинкена про «урок из прошлого».

«Если Энтони Блинкен так любит уроки истории, то пусть имеет в виду следующий: когда в твоем доме оказались американцы, бывает сложно остаться в живых, не быть ограбленным или изнасилованным», — подвела черту официальный представитель МИД России Мария Захарова.

Казахстан уже восстанавливает прежний ритм жизни, ОДКБ перебрасывает миротворцев на родину, и, как бы Запад ни ершился, а «российской оккупации» не случилось.

Тема «неуместного» введения ОДКБ уже скоро потеряет актуальность, и теперь, вероятно, акцент сместится в сторону тех, кого задержали в процессе проведения спецоперации. Уже в процессе подготовки материала, 12 января, стало известно, что представитель Управления ООН по правам человека Лиз Троссел призывала отпустить задержанных за участие в мирных протестах.

Здесь «МК» полностью согласен с формулировкой, что «...те, кто был задержан исключительно за то, что воспользовались своими правами, должны быть немедленно выпущены на свободу», только вся проблема в том, что город Алматы этих самых мирных митингов практически не видел.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру