Сельское хозяйство – самая коррумпированная отрасль в Казахстане

В Казахстане сложилась ситуация, когда казахстанцы зачастую вынуждены сами приносить взятки, чтобы таким образом решить свои вопросы. Этому способствуют бюрократические барьеры. При этом в функциональных обязанностях должностных лиц предусмотрены лазейки и пробелы, которые размывают ответственность.

Сельское хозяйство – самая коррумпированная отрасль в Казахстане

По данным Агентства РК по противодействию коррупции, в Казахстане за 11 месяцев зарегистрировано 1576 коррупционных преступлений. Наибольшее количество — в трех мегаполисах: Нур-Султан, Алматы и Шымкент, а также в Туркестанской, Восточно-Казахстанской и Жамбылской областях. По отраслям лидируют сельское хозяйство, образование, жилищно-коммунальное хозяйство, социальное обеспечение и здравоохранение. В коррупции изобличены 1280 лиц, из которых 159 — руководители различного уровня. В бюджет государства вернули более 20 миллиардов тенге ущерба. При этом, как отмечают в ведомстве, коррупционеры стали более изощренными и адаптировались к новым реалиям. Они намеренно создают бюрократические барьеры, что заставляет казахстанцев «платно» решать свои вопросы. И это, по словам председателя Агентства РК по противодействию коррупции Марата Ахметжанова, «превращается в привычку, в норму жизни».

Если в 2015 году всего 10 процентов всех зарегистрированных преступлений были связаны с дачей взятки, то в 2021 году этот показатель составляет уже треть от общего числа преступлений. «То есть люди осознанно идут на подкуп чиновников. Зачастую для получения различных разрешений, госуслуг, побед на госзакупах и прочего», — констатирует глава Антикора.

Сельское хозяйство — кормушка для коррупционеров

Больше всего государственные деньги разворовывают в сельскохозяйственной сфере. Там зарегистрировано 960 преступлений, более половины из них (54 процента) приходится на хищение госсубсидий. По словам руководителя антикоррупционного ведомства, проведенный анализ вскрыл вопиющие факты бесконтрольного использования бюджетных средств, многочисленные коррупционные схемы. В целом за пять лет на субсидии выделено около двух триллионов тенге, и за эти годы с регулярной периодичностью заводили уголовные дела на чиновников.

В частности, программа субсидирования обводнения пастбищ, на которую в течение пяти лет выделили более 80 миллиардов тенге. Это инвестиционные субсидии, где возмещают до 80 процентов затрат на бурение скважин, установку солнечных панелей для водонасосов и дизельных генераторов. Здесь выявлены хищения путем фиктивной поставки оборудования, субсидирования фермеров, не подпадающих под критерии, завышения в два-три раза стоимости оборудования. К этому, как оказалось, причастны сотрудники Национального аграрного научного центра при Минсельхозе, который администрирует базу идентификации сельскохозяйственных животных, которая предназначена для учета поголовья скота. Именно ее данные используют при получении субсидий. Сотрудники центра фальсифицировали данные, за что получали на системной основе незаконные вознаграждения. Более того, они сами создают коррупционные схемы. Так, в Актюбинской области выявили преступную группу, возглавляемую работником этого центра, который через ИП, оформленные на родственников, организовал хищение при поставке солнечных панелей. Он сам выходил на фермеров, вводил их в заблуждение, оформлял от их имени заявки и финансовые документы. При этом цена на оборудование завышалась в два-три раза, а разница уходила в карман коррупционеру. При обыске у «дельца» обнаружили более 400 флешек с ЭЦП фермеров и черную бухгалтерию, указывающую на получение им доходов более 300 миллионов тенге.

Подобные факты выявили также в Туркестанской, Атырауской, Жамбылской и других областях.

«Анализ ситуации говорит, что примерно половина субсидий по этой программе, то есть 40 миллиардов тенге, пустили на ветер», — констатировал председатель Агентства РК по противодействию коррупции Марат Ахметжанов,

Между тем проблема опустынивания пастбищ с каждым годом становится актуальнее.

При этом удивляют полное равнодушие и отсутствие контроля со стороны акимов. Их позиция: «Это сделали не сотрудники акиматов, и поэтому нас не касается». Хотя это бюджет области, а следовательно, это влияет на экономику и страдает население регионов.

Еще одна сфера сельского хозяйства, которая превратилась в кормушку, — развитие мясного производства. Здесь за пять лет выделили 465 миллиардов тенге. Цели были далеко идущие — удовлетворить внутренний спрос на отечественную мясную продукцию. «Однако и здесь деньги разворовываются в угоду мошенникам и коррупционерам», — заявил главный борец с коррупцией.

Для этого используются многочисленные лазейки в правилах и несовершенство базы идентификации сельскохозяйственных животных. В ней корректируют возраст, пол сельхозживотных, подделывают и дублируют учетные данные. Это делается для того, чтобы субсидировать несуществующий скот, обойти установленные критерии, дважды получить средства за одно и то же поголовье.

Кроме того, фермеры жалуются на отсутствие доступа к информации о начале приема заявок. Субсидии распределяют несправедливо по принципу «кто успел, тот и получил», а сроки приема заявок привязаны к дате выделения средств. Это позволяет продавать инсайдерскую информацию, и в итоге субсидии достаются только своим. В базе «Колдау», где подают заявки, нет прозрачности очередности. Более того, по закону бесплатная госуслуга подачи заявки на деле оказалась платной. Нормативная база написана так, что ее сложно понять простому фермеру. В правила субсидирования вносили изменения 47 раз. При этом разъяснение их норм не проводилось. В целом система субсидирования содержит многочисленные коррупционные риски, а информационные системы уязвимы для преступных схем.

Легче предупредить, чем победить

Такие коррупционные схемы, по мнению главы Антикора, становятся возможными изза того, что при создании госпрограмм не учитывают научные, экономические аспекты для выделяемых средств. Их целевые индикаторы прежде всего ориентированы не на результат, а на процессы. Отсюда и полная бесконтрольность. Никто не отвечает за рациональное использование субсидий — ни Минсельхоз, ни акиматы.

Сегодня Антикор возбудил и расследует 62 уголовных дела. И, как отмечают, «это только верхушка айсберга». По таким делам в основном проходят чиновники среднего звена и недобросовестные предприниматели. Также в «темных делишках» замешано немало фермеров. Но большинство из них стали жертвами и заложниками преступных схем. Они обманным путем подписывали фиктивные акты.

Задержание должностных лиц не решает системную проблему. Как считают в Агентстве по противодействию коррупции, нужно ломать всю систему, устранять коррупционные риски. Нормативно-правовые акты, функциональные обязанности подписаны таким образом, что они практически уводят от ответственности высших должностных лиц, руководителей акиматов областей. Ответственность перекладывают на среднее звено и рядовых специалистов.

В адрес Министерства сельского хозяйства уже внесли 170 рекомендаций, направленных на устранение системных коррупционных рисков во всех 13 приказах министерства, охватывающих 51 вид субсидий. По поручению Президента создали рабочую группу, которая работает над пересмотром всего порядка субсидирования.

Сегодня требуется переформатирование всей системы антикоррупционных мер. Задачей должно быть не просто противодействие коррупции, а ее профилактика. «То есть не только ловля жуликов, а устранение недостатков госуправления», — объяснил Марат Ахметжанов. По полочкам раскладывают все бизнес-процессы и исключаются условия для взяточничества. Будет продолжена цифровизация сферы взаимоотношений человека и государства, минимизирующая административные барьеры и бытовую коррупцию.

Определённая работа уже проделана. В частности, усовершенствована система поощрения граждан, сообщивших о коррупции, ограничена совместная работа близких родственников в государственных организациях, определена личная ответственность руководителей за коррупцию подчиненного, ужесточены санкции за коррупционные преступления, особенно для сотрудников правоохранительных органов и судей. Так, за взяточничество срок лишения свободы ужесточен и продлен до 15 лет. Также для коррупционеров предусмотрены пожизненный запрет на государственную службу и ограничение на УДО за тяжкие коррупционные преступления.

Казахстан за 10 лет улучшил свою позицию в Индексе восприятия коррупции с 133-го до 94-го места.

Одним из важных приоритетов является развитие честного бизнеса. Не секрет, что отдельные бизнесмены привыкли работать по коррупционным правилам — получают контракты через откаты и взятки, скрывают налоги. Компании, работающие честно, планируют финансово поощрять. В частности, они будут иметь преференции при госзакупках, налогообложении, получении субсидий.

Другой вопрос — это отсутствие ответственности бизнеса за коррупцию. На взятках попадаются директора, бухгалтеры и экспедиторы, которые, по сути, действовали в интересах фирмы. При этом само юрлицо нанимает других и продолжает работать по старой схеме. Здесь Антикор предлагает пойти по опыту европейских стран, установив административную ответственность компании при совершении коррупционного преступления.

Кто ищет — тот найдет

Недавно стало известно, что антикоррупционная служба определила местонахождение главных фигурантов по делу об «Астана LRT» — бывших заместителя акима города Астаны (Нур-Султан) Каната Султанбекова и руководителя «Астана LRT» Талгата Ардана. Напомним, что в октябре 2020 года антикоррупционная служба сообщила о завершении и направлении в суд уголовного дела в отношении должностных лиц столичного акимата, ТОО «Астана LRT» и других по факту хищения 5,8 миллиарда тенге при реализации проекта легкорельсового транспорта. По данным агентства, преступную схему организовали бывший замакима Астаны Канат Султанбеков и руководитель «Астана LRT» Талгат Ардан при пособничестве иностранных и казахстанских компаний. «Организаторы» успели скрыться, и их объявили в международный розыск по красному бюллетеню (с целью ареста и экстрадиции). Судебный процесс по этому делу продолжался шесть месяцев. В конце мая 2021 года специализированный межрайонный суд Нур-Султана вынес приговор семи фигурантам уголовного дела. Их приговорили к различным срокам тюрьмы и обязали вернуть в казну почти 6 миллиардов тенге. При этом антикоррупционная служба не возбуждала уголовное дело в отношении Каната Султанбекова и Талгата Ардана, поскольку они находятся в международном розыске.

Агентство по противодействию коррупции выяснило, что Талгат Ардан находится в Турции. Суд заочно выдал санкцию на его арест. Правоохранительные органы Турции пытаются установить его местоположение. Канат Султанбеков находится в США. О его задержании и экстрадиции неоднократно направляли ходатайства. «Однако по законодательству США наличие красного бюллетеня не является основанием для задержания разыскиваемого, если он не нарушил миграционного режима. Кроме того, экстрадиция нашего гражданина усложняется отсутствием двустороннего соглашения о выдаче преступников. Этот вопрос прорабатывает уполномоченный орган», — заявили в Антикоре.

Между тем в конце сентября депутаты Мажилиса Парламента обращались с запросом к Генеральному прокурору. Они отмечали, что в августе 2021 года в СМИ опубликовали информацию о том, что такие лица в списках Интерпола не значатся. При этом в социальных сетях регулярно появлялись посты членов их семей о роскошной и беззаботной жизни в Нью-Йорке. То есть фигуранты этого громкого дела особо и не скрывались.

В ведомстве пояснили, что согласно требованиям и правилам Международной организации уголовной полиции — Интерпола — сведения о розыске преступника на публичном веб-сайте Интерпола публикуются в том случае, если лица, совершившие преступления, вызвали большой общественный резонанс, а также представляют высокую общественную опасность (убийство, терроризм, экстремизм и другие). Именно эти критерии служат основанием для включения разыскиваемых лиц в общедоступный список. Окончательное решение о публикации сведений на публичном сайте принимает генеральный секретариат Интерпола, находящийся во французском Лионе. «Таким образом, отсутствие разыскиваемых лиц К. Султанбекова и Т. Ардан на публичном сайте не означает их отсутствие в базе данных Интерпола», − отметили в Агентстве по противодействию коррупции.

Сюжет:

Санкции

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру