Кто станет основным поставщиком ударных БПЛА для казахстанской армии?

Казахстан и Турция продолжают работу в рамках достигнутых договоренностей относительно поставки ударных беспилотников Anka. Это разработка корпорации Turkish Aerospace Industries (TAI). Беспилотники поставляют в экспортном наборе, который включает в себя три летающие машины и необходимую инфраструктуру. Экспортная цена за такой комплект, по данным открытых источников, составляет около $80 млн. Также известно, что в рамках передачи нового вида вооружения проведут обучение личного состава.

Кто станет основным поставщиком ударных БПЛА для казахстанской армии?
Беспилотник Anka производства TUSAŞ

Стоит упомянуть, как сама Турция относится к распространению подобного вооружения в мире. Буквально на днях ряд турецких СМИ опубликовали материал, где турецкие эксперты рассматривали роль отечественных БПЛА в военной геополитике тюркского мира. Основной лейтмотив публикации за коллективным авторством Dr. Can Kasapoğlu, Aynur Asgarli говорит о необходимости более тесного сотрудничества тюркских стран, в том числе и в обoрoнной сфере. «Экспорт турецких беспилотных летательных аппаратов в страны тюркского мира сыграет важную роль в развитии военно-геополитического сотрудничества в регионе Центральной Азии. Продажа беспилотных летательных аппаратов Турции тюркским странам станет серьезным преимуществом. Беспилотные системы при управлении с помощью верных программ обoрoнных технологий превращаются в «дух времени». По этой причине поставки беспилотников Anka производства TUSAŞ (она же TAI. — Ред.) в Казахстан, а также беспилотников Bayraktar TB-2 компании Baykar в Туркменистан и Азербайджан имеют особую важность. Некоторые СМИ сообщают, что Кыргызстан также намерен войти в число импортеров Bayraktar TB-2», — отмечено в публикациях.

Напомним, что о соглашении на предмет сотрудничества Казахстана и Турции в сфере беспилотных видов вооружения, что касалось в том числе упомянутого Anka, сообщали еще в 2018 году. А именно по результатам международной выставки вооружения KADEX-2018 — она проходила в столице РК. То есть до прошлогодней войны в Нагорном Карабахе, по результатам которой особенно активно начали говорить о превосходствах беспилотников как новых видов вооружения. Напомним, что «звездой» военного конфликта стал турецкий ударный дрон Bayraktar TB2 — подобный вид вооружения показал высокую эффективность при определенных условиях, когда у противника отсутствует современная развитая эшелонированная система ПВО, способная работать по целям с потолком выше восьми километров и по боеприпасам с интеллектуальными системами наведения.

Сегодня будет неверным отрицать окончательный приход и укрепление ударных беспилотников в качестве нового, рентабельного вида вооружения. Как мы уже сказали, Anka менее раскручен в мире, чем его более легкий коллега Bayraktar. В списке зарубежных эксплуатантов, кроме нас в будущем (поставки намечены на 2023 год), находится одно государство — Тунис. Основная масса разработана для нужд Турции, и эти дроны стоят на вооружении ВВС страны (14 единиц), ВМС (три единицы) и на службе в турецкой жандармерии (четыре единицы). Ударный беспилотник в феврале и марте 2020 года применяли в Сирии. И открытые источники сообщают, что в паре с Bayraktar машины уничтожили более 20 танков, 20 артиллерийских установок, 10 БМП, пяти вертолетов и несколько сотен человек сил противника. Отмечают также, что пара вполне успешно отработала и по ЗРК «Панцирь», однако уточнений источник не дает.

Максимальная взлетная масса беспилотника составляет около 1600 килограммов (Bayraktar — 650 килограммов), при этом машина может нести около 250 килограммов полезной нагрузки, из которых 200 приходится на вооружение. Отмечено, что беспилотник способен нести восемь управляемых противотанковых ракет Roketsan Cirit или четыре управляемые планирующие авиабомбы MAM-L с лазерным наведением. Что еще интересно, машина оснащена системами автоматического взлета и посадки и способна работать в автономном режиме, ведя наблюдение или боевое дежурство на протяжении суток. При этом дальность действия дрона составляет около 250 километров. Предположительно машина обладает системами радиоэлектронной борьбы, но подробных характеристик в отрытых источниках пока не представлено.

Беспилотник Bayraktar TB-2

Вернемся к деталям сотрудничества. С нашей стороны выступает «Казспецэкспорт» от имени Министерства индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан. Со стороны Турции — Turkish Aerospace Industries. «ВВС Казахстана до 2023 года получат три единицы БПЛА (беспилотный летательный аппарат — БПЛА) Anka, две наземные базы, а также пакет логистической поддержки (техническая документация, обучение и запасные части)», — пишет ИА «Анадолу». «Поставки беспилотников Anka в Казахстан вслед за Тунисом — очень важное достижение для нас. Отрадно, что рынок экспорта дронов растет», — сообщает Темел Котил, гендиректор TAI, упомянутому агентству.

Напомним, что сегодня Казахстан является эксплуатантом шести дронов Skylark израильского производства (сборка организована на территории республики), легких Orlan-10 российского производства и двух внушительных, тяжелых, ударных (БПЛА третьего класса) Wing Loong 1 китайского производства. По некоторым версиям, Wing Loong 1 являются копиями американских MQ-1 Predator и MQ-9 Reaper, однако Китай официально заявлял, что это утверждение не соответствует действительности: Wing Loong 1 — исключительно китайская разработка.

Беспилотный летательный аппарат большой дальности Pterodactyl I (Yilong-1, Wing Loong)

Если все пойдет по обозначенным планам и условиям соглашения, к ним добавятся еще три летающие машины серии Anka. Да, Казахстан продолжает акцентировать внимание на развитии систем беспилотной авиации различных классов. Однако количество аппаратов пока не позволяет говорить о создании полноценного вида вооружения в отечественной армии. Не исключено, что специалисты обoрoннoго ведомства и других профильных организаций все еще находятся на стадии изучения нового вида вооружения. О том, что казахстанская армия еще не определилась с тем, что именно нам надо в беспилотной сфере, говорит и палитра производителей имеющихся у нас на вооружении дронов — это Китай, Израиль, Россия и вот теперь Турция. Во-первых, это машины совершенно разных стран, которые принадлежат разным, полярным блокам и, соответственно, «исповедуют» различные военные доктрины. А во-вторых, это очень не по-военному — иметь абсолютно неунифицированное вооружение. Интересно — кого выберет Казахстан в качестве основного поставщика ударных БПЛА? Или мы все еще ждем громких премьер в этой области, например, со стороны главного партнера — России?

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру