Мертвая зона Казахстана

В Казахстане сохранилось много уникальных мест природы, которые восхищают и поражают сознание в первую очередь своей девственной неприкосновенностью. Но есть в стране и безжизненные территории, буквально выжженные пятна, которые изуродовал сам человек.

Мертвая зона Казахстана

Грозный враг

Авария на Чернобыльской атомной электростанции (АЭС) навсегда вошла в историю как крупнейшая техногенная катастрофа человечества. Уже в ХХI веке подобный сценарий, пусть и с меньшими последствиями, повторила в 2011 году японская АЭС «Фукусима-1». Объединяет эти аварии форс-мажор в совокупности с нелепой чередой обстоятельств, которые в итоге привели к утечке радиации.

Увы, но история человечества до сих пор хранит и другие сценарии, когда взрывы, наполненные смертоносным атомом, производили целенаправленно. В Казахстане такой мертвой зоной является Семипалатинский ядерный полигон. Он был открыт в 1949 году, и за 40 лет своего существования там было произведено не менее 468 ядерных испытаний, в которых взорвано не менее 616 ядерных и термоядерных устройств, в том числе произошло 125 атмосферных и 343 испытательных ядерных взрыва под землей.

О том, к каким смертельным последствиям приводят ядерные взрывы, человечество хорошо знало еще с 1945 года, когда военные самолеты США сбросили атомные бомбы на японские города Хиросима и Нагасаки. Тогда в результате атомных бомбардировок мгновенно погибли 80 тысяч человек. К концу 1945 года общее количество погибших и умерших от онкологических заболеваний и лучевой болезни в Хиросиме составило от 90 до 166 тысяч человек и от 60 до 80 тысяч человек — в Нагасаки.

Ужасающие последствия не оттолкнули людей от работы с атомом, а наоборот, ускорили процесс создания аналогичного оружия. В СССР и до начала Второй мировой вели подобные разработки, однако после того как 24 июля 1945 года во время Потсдамской конференции Президент США Гарри Трумэн сообщил Сталину, что у Америки появилось новое оружие невиданной разрушительной силы, приоритеты сместились. У Советского Союза появилась необходимость ускорения работы по атомному проекту, ведь уже через две недели после конференции прогремели эти первые и единственные в истории человечества взрывы атомных бомб, примененных во время боевых действий.

Началась та самая гонка вооружений, которую можно наблюдать и сегодня на разных площадках во время парадов военных мировых держав. Но на тот момент США были монополистами, и Советскому Союзу нужно было что-то противопоставить. Разрабатывать принципиально новое оружие времени не было, поэтому изначально все силы были брошены на агентурную сеть. Внедренным и завербованным агентам удалось выкрасть чертежи американской атомной бомбы «Толстяк» (Fat Man), сброшенной на город Нагасаки. На тот момент об индивидуальности и уникальности оружия никто не думал, ведь речь шла о государственной безопасности.

Но какой ценой далось создание ядерного щита...

И мир содрогнулся трижды

Испытание первой советской атомной бомбы РДС 1 (по сути, «двойника» американской) были проведены ранним утром 29 августа 1949 года на Семипалатинском полигоне. Ее мощность составила 22 килотонны в тротиловом эквиваленте.

Всего же суммарная мощность ядерных зарядов, испытанных в период с 1949 по 1963 год на Семипалатинском ядерном полигоне, в 2500 раз превысила мощность атомной бомбы, сброшенной на Хиросиму.

Испепеляющие взрывы выжигали не только землю самого полигона. Смертельная опасность для всего живого выходила далеко за его границы. По официальным данным, за пределы полигона вышли радиоактивные облака как минимум 55 воздушных и наземных взрывов и газовая фракция 169 подземных испытаний. Именно эти 224 взрыва обусловили радиационное загрязнение всей восточной части территории Казахстана.

Стоит отметить, что испытания проходили не только под Семипалатинском. В середине 1950-х СССР остро нуждался в полигоне, где можно было бы проверять атомное оружие не только в воздухе и под землей, но и на море. К этому времени американцы уже несколько лет проводили ядерные испытания на атоллах Бикини и Эниветок в Тихом океане. В руководстве Союза пришли к выводу о том, что Семипалатинский ядерный полигон не может обеспечивать заданную интенсивность и мощность испытаний, после чего приняли решение об открытии другого полигона на архипелаге Новая Земля.

Именно там испытали самую мощную в мире термоядерную бомбу АН602, известную как «Кузькина мать», или «Царь-бомба» мощностью 58 тысяч килотонн (для сравнения, мощность бомбы, уничтожившая Хиросиму, составляла около 15 килотонн). Супербомбу сбросили со специально подготовленного бомбардировщика Ту-95 — заряд сработал на высоте четыре километра. Взрыв был такой силы, что сейсмическая волна обогнула земной шар трижды, облако поднялось вверх почти на 70 километров, а вспышка была видна за тысячу километров от эпицентра.

Всего с 21 сентября 1955 года по 24 октября 1990 года (официальная дата объявления моратория на ядерные испытания) на полигоне Новой Земли произвели 132 ядерных взрыва: 87 в атмосфере, три подводных и 42 подземных.

Но от того, что атомы разрываются где-то еще, казахстанцам было не легче, и в 1989 году известный казахстанский общественный деятель Олжас Сулейменов создал движение «Невада–Семипалатинск», объединившее жертв ядерных испытаний по всему миру.

Маршем по бомбам

Одним из активистов и соавторов антиядерного движения был гость нашей редакции Амантай Хантемирулы Асылбек, более известный как Амантай-кажи — лидер движения «Аттан Казахстан», главной задачей которого было формирование общественного мнения о необходимости мирного сосуществования мирового сообщества, а главное — окончательное запрещение испытаний ядерного оружия.

В своем рассказе о происходящем в те годы Амантай-кажи делает основной акцент на том, что закрыть полигон удалось именно народным способом.

«На первом митинге 28 февраля 1989 года во время выступления Олжаса Сулейменова я был поражен мастерством его ораторского искусства и тем, насколько яро он бьется за освобождение Казахстана от ядерной «заразы». У нас в стране проживают представители 125 наций, что говорит о борьбе за чистое небо не только в Казахстане, но и во всем мире», — подчеркивает Амантай-кажи.

Амантай Хантемирулы вспоминает, как после той встречи он собрал более 1000 водителей автоколонны, в которой он сам работал, на мирную акцию за закрытие полигона. Позже им удалось организовать автопробег по пяти областям Казахстана: Алматинской, Карагандинской, Семипалатинской, Павлодарской и Усть-Каменогорской — действие, которое получило отражение не только в отечественной, но и зарубежной прессе. Этот шаг позволил привлечь внимание к происходящему на Семипалатинском полигоне всего мирового сообщества и создать в КазССР большой общественный резонанс.

Тогда итог агитационной работы привел к невероятным результатам: в 1989 году из 18 запланированных взрывов произвели только семь. То есть благодаря народному противостоянию 11 взрывов было отложено, а позже и вовсе отменено. Последний взрыв на полигоне был произведен 19 октября 1989 года, после чего полигон затих.

Осколки прошлого

«Взрывы прекратились, но полигон не был закрыт полностью. Мы знали, что за забором проводятся подготовительные работы. Еще в мае 1991 года Верховный Совет Казахстана принял постановление о прекращении ядерных испытаний в стране. Но Горбачев и его команда взяли измором начальство Семипалатинской области, настаивая на том, чтобы было произведено еще как минимум два атомных взрыва. Но им не суждено было случиться. Народ требовал полного и безапелляционного закрытия. В тот период я неоднократно выходил на пикеты, порой даже на одиночные. Некоторых из наших ребят уводили сотрудники КГБ, но тогда точка кипения уже была доведена до предела и на место одного арестованного выходили двое протестующих. В ряда скандирующих за закрытие полигона были не только аттановцы, но и просто неравнодушные люди, представители мечети и церкви, ослепшие от взрывов семипалатинцы-инвалиды», - вспоминает Амантай-кажи.

В августе 1991 года прошло собрание командования Семипалатинского полигона, где вопреки приказу из Москвы инициативу Амантая Хантемирулы поддержали высшие должностные лица: генерал-лейтенант А.Д. Ильенко, генерал-майоры И.Е. Парфенов и Ф.Ф. Сафонов.

«Исходя из сложившейся в стране обстановки и требований общественных организаций марша мира «Аттан», «Невада-Семипалатинск» и всех других общественных сил Казахстана однозначно заявляем, что никаких ядерных взрывов на полигоне не будет и полностью согласны с объявлением 29 августа 1991 года последним днем работы полигона. С заявлением ознакомлен лично и участвовал при его составлении председатель общественного комитета марша мира «Аттан», руководитель народного штаба по ликвидации ядерного полигона А.Х. Асылбеков», — говорится в документе, опубликованном в городской общественно-политической газете «Голос народа».

Конечно, на этом история полигона и многострадальной семипалатинской земли, которая была истерзана взрывами, длившимися десятки лет, не закончилась. Ведь после сотен атомных и ядерных реакций на территории полигона остались фрагменты радиоактивных веществ, которые не только представляли опасность для окружающей среды, но и могли бы быть использованы радикальными элементами в террористических целях. В результате с 1996 по 2012 год на полигоне проходила совместная секретная операция Казахстана, России и США по сбору и захоронению около 200 килограммов плутония.

Три десятилетия назад, 29 августа 1991 года, Первый Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев своим указом закрыл Семипалатинский полигон и таким образом положил начало прекращению испытаний на других ядерных полигонах по всему миру.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру