Женщины Афганистана еще пытаются бороться за свои права

Боевики движения «Талибан» (признано в Казахстане террористической организацией и запрещено) 15 августа без боя захватили столицу Афганистана Кабул. В 1996–2001 годах они уже стояли у власти в стране. Именно этот период запомнился многим как время террора и тотального бесправия женщин. За годы, прошедшие после падения режима талибов, афганские женщины начали получать высшее образование и заниматься бизнесом, вошли в парламент, смогли занять высокие государственные посты. Что их ждет теперь?

Женщины Афганистана еще пытаются бороться за свои права

В минувшие выходные дни события в Афганистане развивались со скоростью света: «Талибан» вошел в Кабул, практически без боя завоевал столицу и объявил, что теперь контролирует всю территорию страны. По сети распространились кадры захвата власти: первый — снимок талибов в президентском дворце, второй — видео афганцев в кабульском аэропорту, которые стремятся попасть на последние улетающие из страны самолеты. Еще одной популярной фотографией выходных дней из Кабула стал кадр, на котором мужчина закрашивает изображение женщин в свадебных платьях — видимо, недостаточно «приличных». Талибы сказали, что все женщины будут обязаны носить хиджаб — головной убор, покрывающий волосы и верхнюю часть тела...

Нетрадиционные ценности

Говорить о положении женщин при талибах можно, опираясь на факты недавней истории: боевики уже приходили к власти в Афганистане в 1996 году. Тогда положение женщин было близко к рабскому: девочкам запрещали учиться, а женщинам — работать, выходить из дома с открытым лицом и без мужского сопровождения, лечиться у врачей-мужчин (ведь посторонний не имеет права прикасаться к женскому телу).

Кроме того, женщинам нельзя было носить туфли на каблуке (их стук мог пробуждать у мужчин «греховные» мысли), громко говорить, появляться перед открытыми окнами или на балконе даже собственного дома. Яркую одежду сочли сексуально несдержанной, а значит, отправляющей владелицу прямиком в ад. «Талибанский» вариант шариата предполагал за такие «проступки» целый набор наказаний — вплоть до тюрьмы или публичной казни через забивание камнями. Сторонники этого движения извратили не только отношения между мужчинами и женщинами, но и основы ислама, которым они прикрывались. Массовые порки женщин и другие телесные наказания, все эти «БДСМ-утехи» талибы устраивали прилюдно, чтобы «подсадить» на садомазохистские развлечения как можно больше людей.

В особо бедственном положении оказались женщины, не имеющие родственников-мужчин: они по факту остались без средств к существованию.

«Более 30 000 женщин будут получать пособие, чтобы, не рискуя собой, жить комфортно дома», — заявил тогда лидер талибов мулла Мухаммед Омар. О том, что всего женщин в стране не 30 тысяч, а почти 17 миллионов, он умолчал. Как и о том, что девушек, работающих нелегально, нередко убивали.

Но так было не всегда...

При этом унизительное и тяжелое положение женщин в Афганистане не всегда было таким: в истории этой центральноазиатской страны есть эпизоды, когда власть расширяла их гражданские права. Например, при Аманулла-хане, который возглавлял страну с 1919 по 1929-й. Все это время он поддерживал идею важности женского образования. Возможно, ее основоположницей являлась жена Амануллы — Сорайя, которая фактически правила вместе с мужем: благодаря ее поддержке в стране открывались больницы, школы и даже журналы специально для женщин. Сорайя часто появлялась на публичных мероприятиях вместе с мужем, не надевая при этом паранджу.

Консервативная часть афганского общества, конечно, возмущалась таким переменам, но тогда, по словам историков, все эти нововведения воспринимались обществом как нечто неизбежное. И хотя преемники Амануллы-хана действовали осторожнее, каждый из них так или иначе поддерживал права женщин, постепенно предоставляя им все больше возможностей. В 1964 году в Афганистане приняли новую Конституцию, в которой было закреплено равенство женщин и мужчин, включая право избирать и быть избранными. В то время афганки могли спокойно выходить из дома поодиночке, не носить традиционные исламские наряды, при этом учиться, работать, путешествовать.

Кульминацией борьбы за равные права стал приход к власти «Народно-демократической партии Афганистана» в конце апреля 1978 года. Афганские коммунисты также декларировали гендерное равенство — например, тогдашнее правительство запретило принудительные браки. Женские движения росли и расцветали, а представительницы прекрасного пола добивались реальной власти: известная афганская коммунистка Анахида Ратебзад стала Министром культуры и возглавила Всеафганский союз женщин. Писательница Масума Эсмати, которая наряду с Ратебзад отстаивала право афганских женщин не носить паранджу, возглавила Министерство образования. Несмотря на то, что быть женщиной в Афганистане тогда все еще было непросто, коммунистическая власть добилась значительных успехов в расширении их прав.

Приход к власти исламских фундаменталистов всегда означал неминуемое поражение женщин в правах. Так случилось в конце восьмидесятых годов, когда после вывода советских войск в стране с новой силой разгорелась гражданская война. Одной из действующих сил были моджахеды — исламисты, которые боролись против советских войск (многие из тех боевиков позже пополнили ряды «Талибана»).

Женщина — не человек?

Сегодня, когда «Талибан» снова захватил власть в Афганистане, афганские женщины вновь обеспокоены своей судьбой: они не верят в то, что будут обладать какими-либо правами.

«Мы заверяем, что не будет никакого насилия в отношении женщин, — сказал

пресс-секретарь группировки Забихулла Муджахид. — Никакие предубеждения против женщин недопустимы, но исламские ценности являются нашей основой».

Еще он сказал, что женщины могут участвовать в жизни общества «в рамках исламского закона». Что это означает на практике, непонятно. Однако уже сейчас в города, которые были захвачены до Кабула, вернулись старые порядки...

Особо показательны недавние сообщения из сельских и городских районов о том, что женщинам-журналистам велели идти домой, а женщинам в офисах сказали, что их работа теперь перейдет к мужчинам.

Как сообщает англоязычный телеканал CNN, боевики движения «Талибан» избили до смерти в селе провинции Фарьяб мать четверых детей Наджию за то, что она отказалась готовить им еду. Дочь убитой Манижа рассказала, что боевики приходили в дом матери три дня подряд и требовали приготовить еду для 15 мужчин. Как сообщила дочь погибшей, после того как женщина сказала, что ей не из чего приготовить еду, потому что у нее нет средств к существованию, талибы начали ее избивать. Женщина упала в обморок, и они ударили ее своими автоматами АК-47.

Девушка крикнула боевикам, чтобы они остановились. Но они остановились, чтобы бросить гранату в соседнюю комнату и сбежать. Избитая женщина скончалась от нанесенных травм.

Как сообщает Fox News, боевики террористического движения «Талибан» застрелили жительницу провинции Тахар за то, что она находилась в общественном месте без паранджи. Рядом с убитой находились ее родители.

О своем положении в новых условиях с корреспондентами издания Los Angeles Times поделилась журналистка из Кабула Тамана Бахар. Когда «Талибан» правил Афганистаном с 1996 по 2001 год, Тамана была совсем маленькой девочкой. Несмотря на это, она никогда не сталкивалась с боевиками и не покрывала голову паранджой. Бахар выросла в Кабуле, который из-за присутствия армии США отличался от других афганских городов относительной свободой.

Однако мать Таманы не понаслышке была знакома с суровыми по отношению к женщинам правилами талибов и поэтому, узнав утром 15 августа о наступлении «Талибана» на Кабул, посоветовала дочери надеть паранджу и закрытую одежду на случай, если боевики захватят власть. Бахар не послушала ее, оделась в привычный деловой костюм и отправилась на работу.

Прибытие талибов стало неожиданностью и для Бахар, и для ее коллеги журналиста-фрилансера Фазельминаллаха Казизайи, который к началу захвата города закончил брать интервью на севере Кабула и отправился домой в маршрутном такси.

Прежде чем Фазельминаллах добрался до своего жилья, улицы заполнили талибы. По словам Казизайи, среди них в основном была молодежь.

Узнав о появлении талибов, Бахар тоже поторопилась домой и обнаружила свою улицу заполненной боевиками. Они стреляли из оружия и срывали со стен плакаты с изображениями женщин. По словам Таманы, талибы сказали местным жителям, что скоро начнут обыскивать дома. Как считает девушка, так боевики будут искать всех, кто работал на афганское правительство, особенно женщин-журналистов.

— Они говорят, что начнут с нашего дома. Все члены моей семьи подвергаются опасности только из-за меня, — считает Бахар.

Также Тамана опасается, что талибы будут забивать женщин камнями за нарушение установленных правил и принуждать девушек к бракам. О принудительном замужестве изданию Los Angeles Times рассказала Самира — активистка, борющаяся за права женщин в Кабуле. Боевики, увидев девушку на улице без паранджи, заставили ее идти домой. Закрывшись в комнате, Самира удалила все свои фотографии из инстаграма и других социальных сетей, опасаясь, что талибы могут узнать ее.

— Я изо всех сил пытаюсь найти способ защитить себя... Они сказали мне, что я обязана выйти замуж... Я плачу и боюсь, — рассказала девушка.

Соратница Самиры по борьбе за права женщин Махбуба Серадж также закрылась дома. По ее словам изданию The Journal, женщины в Афганистане вообще стараются не выходить на улицу.

— При необходимости в магазин ходят только мужчины. Все живут в страхе... Мы не знаем, что нас ждет, — сказала Серадж журналистам издания The Journal.

Кабул — не весь Афганистан

Некоторые жители страны уже попытались выступить против новых порядков. Так, 18 августа сторонники «Талибана» в городе Джелалабаде в провинции Нангахар разогнали митингующих в защиту национального флага Афганистана, который талибы меняют на свой. Как сообщает телеканал CNN, боевики обстреляли толпу. Среди раненых и убитых были и журналисты.

В то же время, пока одни пытаются договориться с талибами, другие готовятся защищаться с оружием в руках — как глава округа Чаркинт в провинции Балх Салима Мазари. Она заняла эту должность в 2018 году и с тех пор регулярно руководила военными операциями. Сумела привлечь в добровольческие отряды более 600 человек и уговорила 125 талибов сдаться. По словам Мазари, в основном это молодые люди, которым «промыли» мозги. За свою жизнь Мазари пережила несколько покушений. Если ее район будет захвачен талибами, они не потерпят женщину на руководящем посту (к тому же принадлежащую к шиитской общине). Но пока Чаркинт — один из немногих районов, не захваченных «Талибаном».

Женщины берутся за оружие и в других регионах Афганистана — например, в провинциях Гор и Джаузджан. В Джаузджане женщины собирались в ополчение еще во время Афганской войны 1979–1989 годов, затем противостояли силам талибов в 2010-х. В Горе в 2020 году 15-летняя Камар Гюль застрелила двоих и ранила еще одного боевика из числа напавших на ее дом.

«Нам не оставили выбора, — говорит 20-летняя жительница Джаузджана. — Если придется, будем драться». В борьбе с талибами у нее есть небольшое преимущество: боевики считают позором смерть от руки женщины. «Они нас боятся», — говорит она.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру