Вакцинация не открыла казахстанцам доступ за пределы границы

Несмотря на внедрение массовой вакцинации и другие противоковидные меры, казахстанцы по-прежнему ограничены в своих передвижениях - большинству из них практически невозможно выехать за границу, даже в Россию, не говоря уже о других государствах ЕАЭС и особенно странах Евросоюза.

Эта давно назревающая проблема в обществе послужила поводом для депутатского запроса мажилисмена Альберта Рау, который подтвердил, что его обращение к заместителю Премьер-Министра РК Ералы Тугжанову связано “с многочисленными обращениями сограждан по поводу ограничений в пересечении сухопутных границ со странами - членами Евразийского экономического союза. И которые для большинства казахстанцев и их гостей все еще остаются закрытыми”.

И это несмотря на то, что постоянно меняющиеся и несогласованные между странами-участницами правила создают серьезную социальную напряженность в обществе. Более того, сложившаяся ситуация, говорит депутат, позволяет развиваться теневому рынку услуг по пересечению границы.

«Так, во-первых, правоохранительные органы неоднократно выявляли факты выдачи поддельных медицинских направлений. Во-вторых, грузовые автомобили берут пассажиров под видом напарников за приличную плату. В-третьих, появились мошенники, которые переводят через сухопутную границу всех желающих, если просто выслать им на WhatsApp свое фото, пункт перехода и оплату», - утверждает Рау.

Что не может не вызывать вполне закономерных вопросов. Почему можно пересекать границу самолетом, а на все остальные виды транспорта больше года действуют ограничения? И конца этому не видно.

Немаловажный факт, который создает дополнительную социальную напряженность, и чем дальше, тем больше, - это факт продажи авиакомпаниями билетов, чтобы купить которые население вынуждено брать кредиты (!).

«Например, авиаперелет из Нур-Султана до Москвы за месяц до даты вылета стоит 250-300 тысяч тенге ($580-$700). Но даже при завышенной их стоимости наблюдается острый дефицит прямых рейсов!» - отмечает Рау.

И, к слову, почему-то в Россию официально можно попасть только таким путем, хотя в этом государстве давно открылись аэропорты многих регионов. Непонятно, чем руководствуются при этом власти, поскольку ограничения можно было понять в период дефицита тестов и отсутствия вакцины. Однако сегодня, когда идет массовая вакцинация, работает большая сеть аккредитованных лабораторий, установлены стандарты безопасного поведения, найдены IT-решения для учета статуса пассажиров, почему-то границы Евразийского экономического союза, в том числе подразумевающего свободное перемещение людей, по-прежнему закрыты для большинства казахстанцев!

Возможно, на первом этапе решением этих проблем могло бы стать мобильное приложение “Путешествуй без COVID-19”, которое является интегрированной базой данных о статусе граждан, созданной для упрощения их передвижения. Однако сегодня даже это приложение, давно работающее для граждан Армении, Белоруссии, Кыргызстана и России, казахстанцам остается недоступно.

Впрочем, не так давно в госорганах - или под давлением общественности, или исходя из требований сопредельных государств - наконец-то пообещали, что “Казахстан будет подключен к этой системе к концу июля”, то есть когда два месяца отпусков и школьных каникул уже закончатся. И хотя РК считается одной из самых развитых в отношении цифровизации стран Центрально-Азиатского региона, получается парадокс - казахстанцы оказываются менее мобильными, чем граждане этих самых стран.

И потому остается непонятным, отчего Правительство РК до сих пор не может или не хочет (?) решить с партнерами по ЕАЭС вопрос восстановления прежнего порядка пересечения сухопутных границ хотя бы для вакцинированных граждан и граждан с отрицательным ПЦР-тестом. Почему до населения не доводят в оперативном порядке актуальную информацию о правилах пересечения границ, своевременно синхронизированную с соответствующими решениями стран-участниц ЕАЭС?

И, наконец, может, стоит серьезно задуматься об авиабилетах для граждан республики, точнее о снижении их стоимости, а не оставлять казахстанцев один на один с авиакомпаниями, которые после перенесенных локдаунов тоже “злые и голодные”?

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру