Началось создание отечественной российской орбитальной станции

Новость о завершении работ России на Международной космической станции взбудоражила общественность. Одновременно официально подтвердились планы по созданию национальной российской станции. Ее облик нетрадиционен. Новый проект будет серьезным вызовом для российской космической отрасли. Вызовом, который нельзя не принять.

Началось создание отечественной российской орбитальной станции

«Россия выйдет из проекта Международной космической станции (МКС) через четыре года — с 2025 года и приступит к созданию новой национальной орбитальной станции... И честно их (международных партнеров) предупредит о выходе из МКС с 25 года», — заявил в эфире телеканала «Россия 1» в программе «Москва. Кремль. Путин» в интервью Павлу Зарубину вице-премьер РФ Юрий Борисов.

«Россия планирует создать свою национальную космическую станцию. МКС серьезно устарела, и в правительстве предлагают заранее поговорить с иностранными партнерами», — было сказано в эфире телеканала. В аппарате вице-премьера также отметили, что сроки эксплуатации ее давно истекли, а состояние оставляет желать лучшего. В последнее время часто случаются неисправности. Поэтому нужно провести техническое обследование. В «Роскосмосе» уточнили, что МКС прекратит свою работу в 2024 году. После этого решение о судьбе проекта будут принимать исходя из технического состояния станции.

Рождение МКС

МКС — пилотируемая орбитальная станция, эксплуатируется с ноября 1998 года по настоящее время. Станция — совместный международный проект, в котором участвуют 14 государств: Россия, США, Япония, Канада и входящие в Европейское космическое агентство страны. Идея международной станции родилась в разгар холодной войны, когда президент США Рейган инициировал проект станции Freedom, в котором при лидерстве Штатов свой вклад должны были внести и другие союзники Америки. Такая кооперация смогла бы, по замыслу создателей, дать достойный ответ Советскому Союзу, который успешно демонстрировал всему миру устойчивую работу своих орбитальных станций. Сначала — серии «Салют», затем — «Мир».

И как только, после распада СССР, холодная война отступила (как выяснилось, на время) приглашение России в западный проект орбитальной станции оказалось делом времени. В NASA осознали, что советские наработки в области долговременных полетов бесценны и их привлечение сэкономит годы и миллиарды.

Вице-президент США Альберт Гор и председатель Совета министров России Виктор Черномырдин 2 сентября 1993 года объявили о новом проекте «подлинно международной космической станции». Не все было гладко. Был момент, когда судьба многообещающего проекта висела на волоске, в Конгресс США внесли предложение об отказе от создания Международной космической станции. Это предложение не приняли с перевесом только в один голос: 215 голосов за отказ и 216 — за строительство станции. Совместное строительство МКС — редкий пример мудрости и солидарности политиков того времени, они увидели неисчерпаемые возможности международного сотрудничества в освоении космоса. Последующие годы полностью подтвердили их правоту.

В ноябре 1998 года с космодрома Байконур был осуществлен запуск первого модуля МКС — функционально-грузового блока «Заря», построенного Центром имени Хруничева в Москве на американские деньги. В том же году 7 декабря шаттл «Индевор» пристыковал к «Заре» американский модуль Unity. В июле 2000 года с МКС состыковался российский модуль «Звезда». В декабре 2000 года пришло время для первого экипажа станции. С Байконура отправились в полет Уильям Шепперд (командир), Сергей Крикалев, Юрий Гидзенко. МКС начала свою работу. Все лучшее, что было в распоряжении космических отраслей стран-участниц проекта, применили на станции. МКС позволила сэкономить гигантские средства. США не стали практически с нуля осваивать долговременные полеты. Россия смогла обойтись без челнока «Буран». Европа и Япония сосредоточили свои усилия на лабораторном оснащении модулей, а канадцы предоставили свои лучшие робототехнические системы. Любой вариант станции, построенный одним из участников, теми же США, к примеру, значительно уступал бы сегодняшней МКС. Именно поэтому стало неразумно и невыгодно создавать свою узконациональную станцию. Это стало очевидно. Но, похоже, времена меняются.

Каждому по труду

Существует механизм взаимодействия сторон, основанный на так называемом балансе вкладов. Например, практически вся электроэнергия на станции вырабатывается американскими солнечными батареями, а поддержание ее на орбите осуществляется двигателем российского модуля «Звезда» и грузовыми кораблями «Прогресс». Экипажи доставляли шаттлами, до прекращения их эксплуатации, российскими «Союзами», и недавно к ним присоединились американские корабли Dragon. Грузовые корабли запускали все участники проекта, кроме Канады. Кроме технического есть финансовый вклад сторон.

Общая стоимость создания и эксплуатации МКС по состоянию на конец 2016 года оценивалась в 121,6 миллиарда долларов. Из них вклад США составил 81,8 миллиарда, России — 9,3, Европы — 12,9, Японии — 14,8 и Канады — 2,8. Россия заплатила за проект менее 10 процентов от общей суммы, но по договоренностям получила доступ к использованию 33 процентов ресурсов станции. Ежегодные расходы на содержание станции составляют до пяти миллиардов долларов в год. Из них около четырех миллиардов ежегодно из бюджета запрашивает NASA, а специально для «МК».

Говорят официальные лица

«РФ начинает переговоры с партнерами по проекту МКС о дальнейшей судьбе станции», — сообщил глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин. По его словам, один из вариантов — передача ответственности за российский сегмент МКС партнерам. Либо на поддержание будут идти внебюджетные деньги. До этого о необходимости создания новой станции из-за технических проблем на российском сегменте МКС заявил руководитель полета российского сегмента МКС Владимир Соловьев. В марте 2021 года он сообщил, что специалисты корпорации прогнозируют «лавинообразный выход из строя» многочисленных элементов на борту МКС» после 2025 года. По его словам, из-за возросших затрат специалисты считают необходимым «пересмотреть сроки дальнейшего участия в программе и сосредоточиться на реализации программ орбитальных станций». Правда, несколько ранее он говорил об обратном: «Угрозы аварийной разгерметизации на МКС нет. Темпы падения давления в тысячи раз ниже критического уровня».

А вот вице-премьер Правительства России Юрий Борисов заявил, что состояние МКС может привести к катастрофе. «Мы не можем подвергать угрозе жизни. Ситуации, которые сегодня связаны со старением конструкций, железа, могут привести к необратимым последствиям, до катастрофы. Этого нельзя допускать», — считает вице-премьер.

Последний модуль на север

Попробуем набросать облик новой российской орбитальной служебной станции (РОСС) по доступным материалам. Ее первым элементом должен стать НЭМ — научно-энергетический модуль, разрабатываемый ранее для МКС. Он должен был стать последним модулем российского сегмента станции. В состав РОСС войдут как минимум пять модулей: базовый; целевой производственный; модуль материального обеспечения (склад); модуль-платформа (стапель) для сборки, запуска, приема и обслуживания космических аппаратов; коммерческий модуль для размещения четырех туристов. Станция будет летать на орбите высотой 400 километров и наклонением 98 градусов, что позволит вести наблюдение за Арктикой и Северным морским путем. По планам первый элемент станции будет выведен на орбиту в 2025-м, а первый экипаж прибудет на нее в 2026 году.

Что же касается модулей для МКС, находящихся на Байконуре и ждущих своего часа, то они будут запущены на МКС и останутся в ее составе вплоть до ликвидации станции. Отстыковать российский сегмент и перетащить его на новую орбиту не дадут законы баллистики.

Чем же вызвано решение России о прекращении работ на МКС и инициировании своей станции?

Если говорить о сугубо технических аспектах, то проблемы с трещинами возникли лишь на одном российском модуле — «Звезда». Его базовая конструкция построена в 1986 году. Это не просто старый, а самый старый элемент МКС. Замените его, и проблема с утечкой воздуха будет устранена. По оценкам NASA и Европейского космического агентства, ни в одну минуту для экипажа не было угрозы жизни, все проблемы были устранимы, а ресурс станции вполне позволял работать до 2028 года и далее.

То, что новая станция РОСС будет размещена на новой орбите, тоже дает пищу для размышлений. Скорее всего руководство Роскосмоса не уверено, что перспективный корабль «Орел» и носитель «Ангара» без приключений, а главное вовремя вступят в строй. Северное наклонение позволит обслуживать станцию, доставлять экипажи старыми добрыми «Союзами» с космодрома Плесецк. Заодно отпадет опасность уронить космонавтов в море, если исключить из схемы космодром Восточный, расположенный у океана. Правда, для того чтобы реализовать все это, нужно построить соответствующую инфраструктуру на военном Плесецке. И предусмотреть для экипажей более эффективную радиационную защиту, ведь интенсивность облучения на 98 градусах северной широты в разы сильнее. Поэтому проектом предусмотрено сделать станцию не постоянно обитаемой, а периодически посещаемой. Напрашивается рационализаторское предложение вовсе сделать ее автоматической и не показываться на ней ни под каким видом. Но не будем ерничать. Посмотрим, как все это будут пытаться реализовывать.

Главные же причины ухода РФ из МКС не надо искать в космосе, они на Земле. Конфронтация и как итог изоляция разрушили ткань сотрудничества. Взят курс на самообеспечение. Время покажет, кто прав.

Axiom спешит на помощь

Сама модульная конструкция МКС дает широкие возможности для обновления и смены ее элементов. Вот и сейчас, узнав последние новости, техническая группа NASA обсудила возможность отстыковки российского сегмента МКС после выхода России из проекта. Специалисты NASA предложили компании Axiom, которая планирует взять станцию в коммерческое использование, подумать о замене двигателя российского сегмента, который используют сейчас для коррекции высоты полета МКС. Напомню, частная американская Axiom Space приняла решение пристыковать в 2024 году к станции три своих новых модуля.

Обсуждают также возможность участия Индии со своей пилотируемой программой в проекте. Первый полет индийского космонавта на отечественном корабле намечен на 2022 год. Возможно, такие сценарии и обеспечат МКС новую жизнь. И сама интернационализация космоса, думаю, будет набирать обороты.

Если мы хотим быть достойными его.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру