В Казахстане ужесточили наказание для коррупционеров

Отныне дающих, берущих и посредников будут строго наказывать. Это касается судей и сотрудников правоохранительных органов. Между тем, согласно исследованию, в некоторых регионах Казахстана коррупционная культура настолько укрепилась, что воспринимается естественно и без нее нельзя существовать.

В Казахстане ужесточили наказание для коррупционеров

Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев 19 декабря 2020 года подписал поправки в некоторые законодательные акты по вопросам усиления защиты прав граждан в уголовном процессе и противодействия коррупции, которые вступили в силу накануне Нового года. Благодаря таким мерам, как считают в антикоррупционном агентстве, борьба с коррупцией в стране перейдет на новый уровень. И пора бы. Учитывая, что за последние два года выявлено 480 фактов дачи взятки, а также 37 фактов посредничества во взяточничестве. Если брать только кратные штрафы, то взяткодатели и посредники за это время приговорены к уплате в бюджет почти 600 миллионов тенге.

Итак, что же нового появилось в законодательстве? Во-первых, ужесточено наказание за получение взятки для судей и работников правоохранительных органов. Именно их общество должно воспринимать как гарантов законности и правопорядка, и вполне закономерно, что за совершение ими коррупционных преступлений должно быть более строгое наказание. Согласно действующей редакции ст. УК «Получение взятки» наказание не зависит от занимаемой должности, а только от суммы взятки — в значительном, крупном и особо крупном размерах. Теперь получение сотрудником правоохранительного органа или служителем Фемиды даже «минимальной» взятки, то есть менее 50 МРП — до 145 850 тенге (с января 2021 года один МРП равен 2917 тенге), уже будет считаться тяжким коррупционным преступлением, а не средней тяжести, как в прежней редакции. Усилены санкции в виде лишения свободы с пяти до шести лет.

Ужесточение ответственности коснулось не только получателей взятки, но и взяткодателей и посредников, что соответствует передовому международному опыту. К примеру, если прежде за преступление, предусмотренное ч. 2 ст. 367 Уголовного кодекса «Дача взятки в значительном размере», максимальная санкция составляла до пяти лет лишения свободы и, соответственно, это деяние признавалось преступлением средней тяжести, то согласно новой редакции верхний порог наказания увеличен до семи лет лишения свободы, что автоматически относит это преступление к категории тяжких.

Кроме увеличения сроков лишения свободы, возросли и размеры кратных штрафов за дачу взятки. Теперь для дающих взятку (до 50 МРП) минимальный размер кратного штрафа увеличен вдвое — с 10-кратного до 20-кратного. Так, если лицо осуждено за дачу взятки в сумме 100 тысяч тенге, то минимальный штраф, который может назначить ему суд, составит 2 миллиона тенге. Прежде размер минимального штрафа составлял 1 миллион тенге. Кроме того, вдвое увеличен порог кратного штрафа для посредников. В прежней редакции Уголовного кодекса за посредничество во взяточничестве грозил штраф в размере от 5-кратной до 10-кратной суммы взятки, теперь — от 10-кратной до 20-кратной.

УДО не заслужили

В новой редакции антикоррупционного законодательства введен запрет на условно-досрочное освобождение для осужденных за коррупцию. Но это правило распространяется только на тех, кто отбывает наказание за тяжкие и особо тяжкие преступления. Это касается и вышеупомянутых сотрудников правоохранительных органов, судей и тех, кто дает взятки в значительном размере. Исключение, если преступление совершили беременные, женщины, имеющие малолетних детей, мужчины, воспитывающие в одиночку малолетних детей, женщины в возрасте 58 лет и старше, мужчины в возрасте 63 лет и старше, инвалиды первой или второй групп. Это касается и тех, кто выполнил все условия процессуального соглашения о сотрудничестве.

Возможно, запрет на условно-досрочное освобождение для коррупционеров ввели потому, что на практике их чаще и быстрее остальных освобождают из мест лишения свободы. Таким образом, общество получает сигнал, что наказание за такое деяние недостаточно жесткое и можно всегда выйти раньше. Теперь никто из берущих не попадет под милость государства. Разве что пожилые в силу возраста могут получить УДО, однако для них увеличен срок обязательной «отсидки».

Однако некоторые юристы считают нововведение нелогичным, поскольку хоть УДО и запретили, но осталась возможность замены наказания на штраф или ограничение свободы. Так, если взять тяжкое преступление, то осужденный по общим правилам может выйти по УДО после отбытия половины срока наказания. Заявление на замену наказания — штраф или ограничение свободы — можно подать через треть срока.

К тому же отмена условно-досрочного освобождения нарушает конституционное равенство коррупционеров по сравнению с другими категориями преступников и лишает смысла вести себя прилежно, ведь это послабление — поощрение за исправление. Но государство считает коррупционеров «неисправимыми», как и педофилов, в отношении которых действительно сложно что-то предпринять — современная медицина пока не научилась их лечить. Но те, кто попался на взятке, и так пожизненно отлучены от госслужбы и в принципе не могут совершать новых коррупционных преступлений как госслужащие. Они могут только давать взятки. В этом случае не понятен смысл — лишать их возможности выхода по УДО.

Зарубежные счета — повод для увольнения

Согласно новому антикоррупционному закону, чиновникам запретили открывать счета, хранить деньги и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами Казахстана. Запрет распространяется на служащих, занимающих ответственные государственные должности, уполномоченных на выполнение государственных функций, депутатов парламента и судей. Исключение — депутаты маслихатов. Закрыть счета в иностранных банках чиновники обязаны в течение шести месяцев с начала действия нового закона, то есть до 1 июля 2021 года. Иначе это будет являться основанием для увольнения.

Однако некоторые юристы называют эту меру половинчатой, поскольку запреты связаны только с госслужащим и не охватывают круг близких родственников, а, как известно, чаще всего активы переоформляют на них. В этом случае актуальнее исполнение ст. 20 Конвенции ООН «О борьбе с коррупцией» — введение уголовной ответственности для чиновников, которые не могут объяснить происхождение своего имущества или членов своей семьи.

Кто, где и почему

Общественный фонд Transparency Kazakhstan недавно представил результаты исследования «Мониторинг состояния коррупции в Казахстане за 2020 год», реализованного при содействии Программы развития ООН в РК. Опрошены 9000 респондентов и изучено 1347 обращений, поступивших на портал «Открытый диалог». Так, 11,3 процента опрошенных сообщили, что попадали в коррупционные ситуации (13,4 процента — в 2019 году). Больницы, полиция, управления земельных отношений, детские сады, ЦОНы составили основной костяк госучреждений, где процветает коррупция.

В свою очередь 8,2 процента представителей малого и среднего бизнеса (9,2 процента — в 2019 году) сталкивались с необходимостью решать вопрос неформальным путем при обращении в госорганы. Две трети опрошенных сообщили, если работник какого-либо учреждения хочет получить взятку, то он будет создавать волокиту и превышать полномочия. В половине случаев инициаторами «сделки» являются работники госучреждений, в каждом четвертом — посредники и лишь затем — сами граждане. По словам респондентов, договариваться приходилось зачастую со специалистами или рядовыми сотрудниками, в 17 процентах случаев — с заместителями руководителей. При этом на шесть процентов возросло число посредников или так называемых «помогаек», что опрошенные связывают с недостаточной информацией от госучреждений в период карантина.

Заявители выражали недовольство качеством работы полиции, акиматов районов, государственных больниц и поликлиник, налоговых органов и частных судебных исполнителей. Основными причинами жалоб являлись волокита, бездействие госорганов в рассмотрении обращений, некомпетентность сотрудников, технические ошибки и некорректные сведения в государственных базах данных. Названо более 30 причин дачи взяток, а больше половины отметили, что «так удобнее и быстрее решить вопрос». Также выявили 72 повода для неформального решения. Среди них наиболее распространенными оказались получение лечения, направления в больницу. Второе место среди причин, по которым население готово платить взятки, оказалось устройство на работу. Третье место — устройство ребенка в детский сад, четвертое — решение земельных вопросов, получение различных справок в ЦОНе. Предприниматели чаще всего соглашались на коррупционную сделку при сдаче отчета по налогам и из-за собственных нарушений, которых они пытались избежать, не уплачивая штрафы или другие санкции. Более половины причин связано с ускорением вопроса или неоплатой штрафа.

Восприятие коррупции и реальное положение дел отличаются. Так, по мнению населения, наиболее коррумпированы суды, но по статистике они даже не входят в первую десятку.

В отдельных странах, например в Сингапуре, практикуется метод «провокации взятки» для выявления коррупционеров. Однако в Казахстане это теперь считается подстрекательством, и предусмотрена уголовная ответственность, что не дает возможности проверять, провоцировать госслужащих.

Регионами, в которых согласно опросу процветает коррупция, являются Алматы, Нур-Султан, Шымкент, Алматинская, Жамбылская, Западно-Казахстанская, Карагандинская, Кызылординская области. Среди государственных органов первые места заняли департамент государственных доходов, налоговые службы, управления земельных отношений, противопожарные службы и акиматы районов, а также управление градостроительства.

Цена вопроса

Самый распространенный «знак благодарности» за услугу — это, конечно же, конверт с деньгами. На втором месте, по итогам 2020 года — взаимный обмен услугами. Между тем в 2019 году был распространен такой вид расчета, как подарки, цветы, конфеты. Суммы взяток уменьшились, но это связывают не с тем, что взяткодатели стали снисходительны, а потому что с учетом кризиса договариваться удавалось на меньшую сумму.

В целом стоимость коррупционной сделки в 2020 году минимально составила 5000 тенге, максимально — 200 тысяч тенге (в 2019 году — от 500 до 500 000 тенге).

При этом более 80 процентов опрошенных предпринимателей считают, что в Казахстане можно развивать свой бизнес, не давая взяток и работая исключительно в правовом поле. Почти 64 процента бизнесменов готовы даже самостоятельно вести борьбу с коррупцией — часть своей ежедневной практики.

Метод пряника

С 2012 года казахстанцев стали финансово поощрять за разоблачение коррупционеров. Выплата вознаграждений, которые осуществляются при достоверности информации, а также наличии вступившего в законную силу приговора суда, регулируется постановлением Правительства РК. В предыдущие годы сумма «премий» была фиксированной, и максимально можно было получить 240 тысяч тенге. В прошлом году по поручению Президента Касым-Жомарта Токаева принято постановление Правительства о новой системе поощрения граждан за сообщения о фактах коррупции. По опыту некоторых стран ОЭСР (Германия, США, Великобритания) сумма вознаграждения стала дифференцированной. Таким образом, 10 процентов от суммы взятки после обвинительного приговора могут получить граждане, сообщившие о коррупционном правонарушении.

В целом правилами поощрения лиц, сообщивших о факте коррупционного правонарушения или иным образом оказывающих содействие, предусмотрена следующая система поощрения: по коррупционным преступлениям, по которым сумма взятки или причиненного ущерба либо стоимость представленных льгот или оказанных услуг не превышает 1000 МРП (с января 2021 года один МРП равен 2917 тенге) — 2 917 000 тенге, сумма вознаграждения (в зависимости от категории преступления — небольшой, средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие) составляет от 30 до 100 МРП (от 87 510 до 291 700 тенге). Если сумма взятки или причиненного ущерба либо стоимость представленных льгот или оказанных услуг превышает 1000 МРП, вознаграждение составит 10 процентов от суммы, но не более 4000 МРП (11 миллионов 668 тысяч тенге).

Стоит отметить, что после того как в Казахстане начали премировать за сообщения о коррупции, доносов с каждым годом становится все больше. Чиновники расценивают это как рост доверия граждан к антикоррупционной политике страны. Это подтверждает социологическое исследование, согласно которому 68 процентов казахстанцев доверяют Агентству по противодействию коррупции, а 60 процентов готовы лично внести свой вклад в снижение уровня коррупции в стране.

Между тем, по мнению международного сообщества, Казахстан все еще воспринимается как высококоррумпированное государство. Зарубежные эксперты предлагают устное предложение или обещание взятки признать равноценным даче взятки. Но пока казахстанские власти не готовы пойти на это, хотя предложение уже много лет обсуждают. Подобный опыт есть в Молдове, Грузии и Эстонии. Если эти поправки примут и понятие взятки расширится, статистика сообщений о них вырастет в несколько раз.

Сюжет:

Санкции

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру