Правительство и парламент Казахстана в новом составе приступили к решению старых проблем

В минувшую пятницу Президент Касым-Жомарт Токаев открыл первую сессию парламента Казахстана VII созыва. Глава государства обратился к депутатам и обозначил задачи, стоящие на повестке дня законодательного органа и совершенствования избирательного процесса.

Правительство и парламент Казахстана в новом составе приступили к решению старых проблем

Смотр перед маршем

Напомним, что Центральная избирательная комиссия зарегистрировала 107 депутатов мажилиса 7-го созыва. Из них: по партийному списку партии Nur Otan — 76 депутатов, партии «Ак жол» — 12, Народной партии Казахстана — 10 депутатов. Девять депутатов избраны от Ассамблеи народа Казахстана. В целом депутатский корпус обновлен на 70 процентов. И к тому же официально в нижней палате образовалась оппозиционная группа из 22 депутатов. Председателем платы вновь избрали Нурлана Нигматулина.

Выступил в этот раз перед парламентом и глава государства, который анонсировал ряд предстоящих преобразований и введение новой концепции госуправления. «Системные преобразования будут продолжены, — сказал он, — перед парламентом стоят две важные задачи — принятие качественных законов и решение актуальных проблем общества».

Речь президента традиционно состояла из социально-экономического и политического блоков. При этом ряд предложений по модернизации республики, изложенных во втором блоке, из уст президента прозвучали впервые.

Президент предложил, в частности, снизить избирательный порог с семи до пяти процентов для партий, участвующих в выборах в представительные органы власти, внести в избирательные бюллетени графу «против всех», а также в перспективе внедрить прямую выборность районных акимов для укрепления системы местного самоуправления.

Через три дня глава государства подписал указ о формировании нового правительства, которое новым можно назвать условно, так как почти весь состав прежнего кабинета сохранен так же, как на своем посту остался и Премьер-Министр Аскар Мамин. Постов лишились лишь Биржан Нурымбетов (Минтруда и соцзащиты) и Руслан Даленов (Миннацэкономики).

Таким образом, буквально в самые сжатые сроки в стране обновился и парламент, и был сформирован Кабинет министров. Все это не может не вызвать предположения, что руководство страны явно стремится сформировать команду для активных действий, причем в самом ближайшем будущем. Тем более что Касым-Жомарт Токаев анонсировал объявление программы реформ:

— На ближайшем заседании Высшего совета по реформам 29 января планируют одобрить принципиально новую систему государственного планирования, актуализированный Национальный план развития страны до 2025 года, а также новую концепцию государственного управления, — сказал он.

Заметим, что само изложение программы реформ также ожидалось и анонсировалось как раз в прошлую пятницу, но по какой-то причине было отложено. Предположение в этом случае может быть только одно: программа реформ слишком серьезна, чтобы упустить в ней даже детали, особенно в нынешнем положении, в котором оказалась страна, когда, как и во всем мире, перспективы выглядят не то чтобы туманными, а просто тревожными.

Но некий контур предполагаемых преобразований президент наметил:

— Суть реформ заключается в разумной децентрализации системы, модернизации государственного аппарата, оптимизации квазигосударственного сектора и цифровизации всех процессов. Таким образом, государственный аппарат станет максимально компактным, открытым и эффективным, а процесс принятия решений — гибким и прозрачным.

Эволюция стабильности?

Казалось бы, не произошло ничего существенного, во всяком случае, если сравнить с ожиданиями и некоторых политологов, и записных критиков руководства страны. Правительство почти в полном составе осталось неизменным, в парламенте по-прежнему доминируют правящая партия и два из трех главных политических института (как иронизируют те же критики) находятся «под контролем Акорды». Между тем произошедшее можно назвать даже не паузой перед кардинальными изменениями, а важным этапом подготовительного периода.

На наш взгляд, выступление Токаева продемонстрировало две основные цели, в нем заложенные: дать понять парламентариям, что и они будут нести непосредственную ответственность за грядущие перемены, ведь именно законодательная база реформ станет их основой:

— Реформы должны проводиться через качественные законы. Это главное условие долгосрочного успеха, — сказал президент, — я уверен, что обновленный депутатский корпус с достоинством справится с возложенными на него задачами.

И еще:

— Перед парламентом стоят две важные задачи. Это принятие качественных законов и превращение в центр для поиска решений насущных проблем. В целом необходимо комплексно совершенствовать законодательную систему страны. Депутаты всегда должны понимать, что общество «дышит». Парламент — это среда кипящей работы, которая работает в интересах страны. Всегда нужно помнить, что наш народ ждет от нас положительных перемен.

Так что перемены будут осуществляться сообща, и ответственность за них будет нести отнюдь не только исполнительная власть. Депутаты тоже должны активно участвовать в этой работе.

При этом Касым-Жомарт Кемелевич в который уж раз демонстрирует свое стремление к демократическим преобразованиям в республике. Причем это посыл главным образом гражданам страны, немалая часть которых недовольна монопольным положением правящей партии, высказывает сомнения в честности политических процессов и процедур или вовсе самоустранилась от политики.

Однако при этом, как отметил казахстанский политолог Эдуард Полетаев, власти по-прежнему придерживаются, как они сами говорят, «эволюционного пути развития». «Реформы идут, но они идут под контролем и медленно, чтобы не ошибиться. Казахстан находится на переправе. Транзит власти еще не закончен. А коней на переправе не меняют».

Между тем, как отметили многие аналитики, социальный блок выступления Токаева был менее информативен, чем политические планы. Так, говоря о системе образования, президент отметил:

— Нынешние дети и молодежь будут определять рынок труда Казахстана к 2050 году. Именно от их конкурентоспособности зависит благополучие страны в будущем. Настоятельная задача — сократить разрыв в качестве образования между различными социальными группами и регионами. На данном этапе развития требуется новая политика по переобучению и постоянному совершенствованию навыков работников. В этих целях предстоит разработать и реализовать специальный национальный проект.

Для реализации таких тезисов, сказал выступающий, требуются серьезный футуристический анализ и огромная работа по изучению методической базы средней и высшей школы. Как результат — новая унификация методик для общеобразовательных и среднеспециальных учреждений, возможный пересмотр перечней вузовских специальностей и программ. Кстати, в той же сфере необходимы изучение актуальности научной и практической базы высшей школы, ее интеграция с потенциальными заказчиками.

Между тем очень важным, по существу, стало сообщение о ряде инфраструктурных начинаний. Так, приоритет будет отдан совершенствованию инфраструктуры, связывающей регионы, города, районы и села. Планируют модернизовать более 3500 сел и аулов по новым стандартам. Дороги к каждому поселку и магистрали республиканского значения, являющиеся опорой окрестных населенных пунктов, отремонтируют на 100 процентов.

Были обрисованы в выступлении Токаева и контуры изменений одной из самых проблемных областей в экономике страны. Как известно, в истории современного Казахстана было уже множество национальных и госпрограмм, ориентированных на индустриализацию. И президент подчеркнул, что требуется, наконец, завершить первичную индустриализацию страны. При этом он апеллирует к проекту закона «О промышленной политике», в котором должно быть отражено следующее: «Промышленность нашей страны должна быть гибкой и адаптивной к текущим изменениям».

Говоря же в целом об экономике, намечено продолжить и завершить начатую ранее программу приватизации, пересмотреть миссию, роль и функции квазигосударственного сектора и этим уменьшить роль государства как собственника и регулятора. Если это намерение будет реализовано, то трансформации и модернизации в национальных холдингах, которые приносили огромные доходы иностранным консультантам и их казахстанским партнерам, потеряют свой нынешний смысл...

«А вас я попрошу остаться...»

Судя по всему, выступление президента в минувшую пятницу было как бы прелюдией главного выступления начала года, которое нас ждет 29 января, когда должны быть, наконец, оглашены планы на ближайшие годы развития страны — весь экономический блок преобразований, а именно его предполагают обсудить на ближайшем заседании Высшего совета по реформам. В том числе планируют одобрить принципиально новую систему государственного планирования, актуализированный Национальный план развития страны до 2025 года, а также новую концепцию государственного управления.

Кроме того, Токаев поручил правительству до конца первого полугодия обеспечить трансформацию госпрограмм в Национальные проекты, как в свое время это было сделано, скажем, в России. Будет ли это простое переименование либо полный пересмотр и оптимизация программ — скоро станет ясно.

Между тем состав правительства, который, как мы уже сказали, в основном остался прежним, у многих наблюдателей вызвал вопросы. Если страна готовится к кардинальным реформам, то как может их реализовывать главный исполнительный орган, который в последнее время подвергался критике буквально со всех сторон? Однако, как отметил казахстанский политолог Данияр Ашимбаев, наиболее критикуемые чиновники все же покинули министерские посты.

— Особых изменений в составе правительства и не ждали, — считает он, — поскольку вопрос больше стоял в проводимом курсе, чем в персоналиях. Посты покинули два наиболее критикуемых министра. Руслан Даленов так и не стал экономическим «гуру», не была выработана полноценная стратегия. Многие меры, предлагаемые правительством, постоянно находились под критикой. Что касается Нурымбетова, то он помимо обвинений в некачественной работе ведомства был задет коррупционным скандалом. Эти двое оказались кандидатами на вылет. Обоих заменили их замами — это обычная практика.

Напомним, что Руслан Даленов возглавлял Министерство национальной экономики, которое теперь возглавил Асет Иргалиев. А Биржана Нурымбетова на посту Министра труда и социальной защиты сменил Серик Шапкенов.

Если подытожить сказанное, то каждый увидел и в назначении министров, и в выступлении главы государства, и в формировании депутатского корпуса то, что хотел увидеть. Если кто-то ожидал чего-то революционного, то эти ожидания, естественно, не оправдались. Нужно просто внимательнее вслушиваться и вчитываться в то, что говорит Касым-Жомарт Токаев. И станет понятнее, с какими вызовами и преградами он столкнется, реализуя то, что наметил. Причем эти вызовы и преграды были уготованы ему как в самой нашей стране, так и в виде внешнего давления.

Поэтому ничего революционного в смысле кадровых перестановок (которых, кстати, при Токаеве было уже множество) или рискованных перестроек административного аппарата явно не ожидается. Но вот глубокие реформы, если можно так сказать, самой философии управления обществом — без этого осуществить настоящую модернизацию не получится. А философия эта обретает все более отчетливые очертания.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

...
Сегодня
...
...
...
...
Ощущается как ...

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру