Непростые будни консульской службы Казахстана в России

Прошлый 2020 год выдался тяжелым не только для самих казахстанцев, но и для консульской службы республики, которая оказалась на переднем крае во время неожиданно нагрянувшей пандемии. Помощь и консультации, отправка домой, на родину, застрявших за рубежом соотечественников, решение проблем с обучением казахстанских студентов в российских вузах, неукоснительное обеспечение прав граждан Казахстана...

Непростые будни консульской службы Казахстана в России

Все это — лишь малая часть того, чем приходилось заниматься сотрудникам посольства и консульства Казахстана в России в течение года 24 часа в сутки и семь дней в неделю. Об этом и многом другом в эксклюзивном интервью своим мнением с журналистом «МК» поделился советник-консул Посольства Казахстана в России Нурлан Касымкулов.

— В двух словах рассказать о консульской службе как таковой практически невозможно, поскольку основы ее заложены были едва ли не в глубокой древности. Любой интересующийся этой сферой может сделать, например, экскурс в римский период, когда появились первые консулы. В античности слово «консул» переводилось как «заботящийся» о родине, гражданах, государстве или «опрашивающий» народ и сенат. Поэтому понятие этого слова живет дольше, чем понятие дипломатической службы. Тем более что институт консулов давал им весьма широкие полномочия, включая даже проведение определенных судебных процессов. Однако первоочередными задачами консулов в завоеванных Римской империей странах являлась все же защита интересов и прав граждан своего государства. И пусть во многом сегодняшние задачи консулов поменялись, но это основное правило осталось. Поэтому задача консула заключается в обеспечении защиты прав и интересов казахстанцев, находящихся за границей, в том или ином государстве. Соответственно, вокруг этого постулата строится и вся остальная система консульской службы, и казахстанской в частности. У истоков которой, к слову, я стоял на заре независимого Казахстана и сегодня по-настоящему горжусь тем, что внес свой вклад в ее становление.

— Нурлан Абылкасымович, из чего в таком случае состоит ваш «обычный» рабочий день как консула РК в России? Какие проблемы приходится решать наиболее часто? С чем обращаются к вам казахстанцы?

— Моя работа, если говорить официальным языком, строится на основании тех документов, которые приняты на заре независимости Казахстана — это Венские конвенции о дипломатических и консульских сношениях, договорно-правовая база двусторонних отношений, законодательство РК, нормативно-правовые документы МИД и Консульской службы РК. При этом на консульских сотрудников возлагаются обязанности, которые выполняют в нашей стране государственные органы. Я бы даже сказал, что мы работаем в режиме ЦОНов, институт которых введен в нашей стране относительно недавно. Тогда как мы — наши консульские учреждения, находящиеся за рубежом, изначально работали по принципу «одного окна». Чаще всего нам приходилось и приходится решать вопросы гражданства, документирования казахстанцев, нотариальные вопросы, РАГС. То есть считайте, что за весь комплекс государственных услуг, которые предоставляют казахстанцам дома, за рубежом отвечает консульская служба. Поэтому фактически консул за рубежом является официальным представителем государственных органов своего государства.

Кстати, консул может и участвует в судьбах граждан своей страны, попавших в другом государстве в исправительные учреждения, тюрьмы, имея право на посещение таковых и защиту прав своих соотечественников. Так что, как видите, спектр нашей работы весьма обширен, и, повторю снова — все, что в Казахстане делают для граждан представители государственных органов, за рубежом делает представитель консульской службы.

— Как же вы тогда отдыхаете, если получается так, что работа у вас фактически продолжается всегда?

— Интересный вопрос! Сотрудники консульского отдела — тоже люди, им тоже нужен отдых. Хорошо, когда работа поставлена на системную основу — за исключением разве что непредвиденных моментов, таких как происшествия, где нашим гражданам срочно требуется помощь. К счастью таких случаев в России не так много, хотя они и бывают... Так что иногда мы можем позволить себе отдых, как все остальные обычные люди, и посмотреть с семьей местные достопримечательности. Но бывает, повторю, такое, что тебя будят ночью звонком-просьбой: «Дайте мне консула!». В России, например, обучается очень много казахстанских студентов, много наших граждан работает по контракту, вахтовиками — всем, кто находится вдали от Родины, мы должны и стараемся помогать.

— Вы стояли у истоков... Чем отличается работа консула 30 лет назад от той, с которой вам приходится иметь дело сегодня?

— В первую очередь — количеством выезжающих и находящихся за рубежом граждан нашей страны. Если в 90-е годы это были единицы, то сейчас казахстанцы стали такой же «путешествующей нацией», как европейцы и россияне. Отсюда и потребность в присутствии консульской службы в той или иной стране. Например, если в арабских странах, не считая ОАЭ, Казахстану достаточно иметь всего одного консульского сотрудника, то в России, кроме консульского отдела Посольства с численностью в три штатных сотрудника, функционируют генеральные консульства в Санкт-Петербурге, Казани, Омске и Астрахани. Таким образом, в общей сложности в РФ работают 11 штатных сотрудников казахстанской консульской службы. Несмотря на то, что для каждого из этих учреждений определены свои консульские округа, при экстренных ситуациях эти границы превращаются в условные, и потому казахстанцы могут обращаться в ближайшее к их местонахождению консульское учреждение, чтобы получить необходимую помощь или консультацию.

Если же сравнить, например, с Кыргызстаном или Узбекистаном, откуда в Россию приезжает очень много трудовых мигрантов, то эти государства представлены еще большим количеством консульских учреждений для своих граждан. От количества консульских работников зависят эффективность и качество работы консулов, возможность решения в полной мере тех или иных вопросов своих граждан. У Казахстана в этом плане, на мой взгляд, сегодня присутствует оптимальное число дипломатов.

— За все ваше время работы консулом, какие случаи были самыми тяжелыми, странными, необычными?

— Пожалуй, я бы назвал самыми «тяжелыми» вопросами для консула за рубежом регистрацию смерти наших граждан и отправку «груза 200» на родину. Причем тяжелыми не с процедурно-технической, а с психологической точки зрения. А такие случаи, к сожалению, с нашими гражданами происходят за рубежом нередко...

Неожиданным и нелегким оказался вопрос, который возник во время пандемии, и он был связан с казахстанскими студентами и гражданами РК, их репатриацией на родину. Первый пик пандемии в России, как вы помните, пришелся примерно на апрель прошлого года, и к нам стало поступать очень много обращений наших граждан — в основном, студентов, которые хотели вернуться домой. Так что все наше время и время всех задействованных сотрудников посольства практически уходило на то, чтобы заниматься репатриацией казахстанцев. Причем это касалось не только России — было очень много стыковочных авиарейсов, которые прибывали в Москву буквально отовсюду. Сотрудники консульского отдела почти не покидали аэропорт, был подключен также культурно-гуманитарный отдел, который отвечал за логистику и формирование групп, доставляемых спецтранспортом в аэропорт. Сегодня ситуация несколько иная — студентов перевели на удаленную систему обучения, напряжение немного снизилось, если можно так сказать. Но в то же время сейчас увеличилось количество обращений казахстанских студентов, желающих вернуться в РФ и продолжить учебу здесь. Мы прекрасно понимаем наших студентов, у которых есть желание учиться: впереди сессии, оплаченные общежития... Но надо также понимать, что из-за пандемии дистанционное обучение в школах и вузах России сейчас введено не только для граждан РК, но и для всех иностранных граждан и граждан самой России, как, впрочем, и у нас в стране.

— Кроме таких экстренных случаев, каков обычный график или режим работы консульского отдела?

— День в консульском отделе выстроен следующим образом — с 9.30 до 12.30 идет прием документов абсолютно по всем вопросам, а уже после обеда, с 16.00 до 18.00, производится выдача готовых документов.

Длительность рассматриваемых вопросов зависит от их сложности. То есть, если это непосредственно наша компетенция, то проблема может быть решена даже в течение одного дня, как, например, выдача свидетельства на возвращение. Если же вопрос требует согласования с госорганами РК, сроки немного продлеваются. Что касается специфики оказания услуг консульскими сотрудниками, то она в том, что решение по принимаемым нами на месте документам окончательно принимают все же в Казахстане. Это оформление паспорта, разрешение на выезд на ПМЖ, выдача визы, что, кстати, сегодня происходит у нас в электронном формате. Работа интересная, но и непростая, требующая тонкого подхода — все-таки мы работаем с живыми людьми, которые могут и являются всегда разными. Каждый обращается со своими проблемами и чаяниями, и для нас всегда очень важна обратная связь с ними.

— За что вы любите свою профессию, которой отдали три десятка лет? Случайно ли вы в ней оказались?

— У каждого человека наверное бывают в жизни счастливые случайности, которые потом и предопределяют его дальнейшую жизнь. Будучи выпускником факультета иностранных языков в Алматы, я получил свободный диплом по немецкому языку. Но тогда, в 1989 году, было тяжело устроиться куда-либо даже простым преподавателем, однако мне повезло. Когда однажды я случайно проходил мимо МИДа КазССР, что расположен был на углу улиц Мира — Абая, то решил зайти, поинтересоваться насчет работы. Было немого страшновато — меня пообещали проводить к помощнику министра, чтобы узнать о вакансиях. Тогда эту должность занимал Аскар Мусинов, который стал для меня кем-то вроде «крестного», в МИДе как раз освободилась должность специалиста со знанием немецкого языка, которая по стечению обстоятельств досталась мне. Но перед этим мне пришлось пройти серьезную школу, сдать экзамены на профпригодность, позже — познакомиться со многими профессионалами, которые впоследствии представляли Казахстан на международной арене, будучи уже послами и дипломатами самых разных рангов. Например, нынешний Чрезвычайный и Полномочный посол РК в РФ Ермек Кошербаев, который пришел работать в систему казахстанского МИДа за год до моего появления там. Сейчас мы с ним работаем вместе в Москве, а ведь в школе я писал сочинения на тему «Хочу быть космонавтом»! Хотя... На звезды люблю смотреть по-прежнему. Так же, как и постигать истину, но это качество у меня от моего отца, который всю жизнь проработал в органах внутренних дел. Однако, как видите, судьба меня привела не в МВД, а в Министерство иностранных дел, о чем я нисколько не жалею, а напротив, не представляю для себя иной жизни. Тогда как звезды — это та высота, к которой человек всегда будет стремиться, особенно в духовном плане. Моя же «звезда» — чувство востребованности и нужности, необходимости моего присутствия на своем истинном месте, в работе и жизни.

Так что я, можно сказать, все равно пришел к этой своей мечте, которую хотел осуществить с детства, со школы — и пусть даже другой дорогой, но с тем же самым результатом.

Автор выражает благодарность за помощь в организации интервью сотрудникам Посольства Казахстана в России и лично Чрезвычайному и Полномочному Послу Республики Казахстан в Российской Федерации Ермеку Кошербаеву и Второму секретарю Посольства Дание Акпанбет.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру