Парламентские выборы в Казахстане: перемен требуют наши сердца?

В минувшее воскресенье в республике прошло всенародное голосование за кандидатов в депутаты нижней палаты парламента: мажилиса и местных органов власти — маслихатов. Впервые за 16 лет эти выборы стали очередными, а не досрочными.

Парламентские выборы в Казахстане: перемен требуют наши сердца?

Все, как у людей

Напомним, что гражданам страны предстояло по партийным спискам выбрать 98 из 107 депутатов мажилиса (девять депутатов избирает Ассамблея народа Казахстана) и свыше тех тысяч депутатов областных, городских и районных маслихатов. Всего в выборах участвовали пять партий: правящая Nur Otan («Свет Отечества»), «Ак жол» («Светлый путь»), Народная партия Казахстана (НПК, бывшие коммунисты), «Ауыл» («Село»), ADAL («Справедливый»). Для того чтобы пройти в парламент, каждой партии необходимо было набрать семь процентов голосов.

Кроме того, парламентские выборы в Казахстане впервые проходят по пропорциональной системе, то есть граждане голосуют за списки кандидатов, а не за отдельных лиц. По мнению экспертов, подобный порядок выглядит наиболее адекватным в контексте происходящей в последние годы либерализации политической системы республики.

На момент подготовки этого материала уже стали известны предварительные результаты и данные о явке избирателей. На этих выборах зарегистрированы 11 915 903 избирателя, явка составила 63,3 процента, то есть проголосовали 7 542 767 человек. Исходя из этого один процент избирателей — это 75 428 человек, а проходные для любой партии семь процентов — это 527 996 избирателей.

Согласно предварительным данным exit-poll, приведенным несколькими социологическими структурами (такие данные, как правило, мало чем отличаются от окончательных, разве что долями процента), за партию Nur Otan проголосовали 72 процента избирателей, за «Ак жол» — 10,2, за НПК — 9,54, за «Ауыл» — 4,93, за ADAL — 3,25 процента.

Окончательные итоги парламентских выборов, озвученные Центральной избирательной комиссией, выглядят следующим образом: партия Nur Otan - 71,09%; партия "Ак жол" - 10,95%; Народная партия Казахстана (НПК) - 9,10%; партия "Ауыл" - 5,29%; партия ADAL - 3,57%. Таким образом, в парламент проходят три первые партии.

Если же говорить о партийных фракциях, то сейчас их состав видится таким: у Nur Otan будет 77 депутатов (было 84), у «Ак жол» — 11 (было семь), у НПК — 10 (было семь). Напомним при этом, что в прошлом году приняли закон об оппозиции, который закрепил за парламентским меньшинством право инициировать слушания, правительственные часы, вносить альтернативные законопроекты, занимать ряд руководящих должностей в мажилисе.

Таким образом, расклад в нижней палате парламента, которая является основным законодательным органом, примерно ясен. Парламентское большинство по-прежнему позволит партии Nur Otan доминировать при разработке и выдвижении законопроектов, однако ей предстоит теперь уделять большее внимание диалогу со своими возможными парламентскими оппонентами, число которых после состоявшихся выборов возросло.

Если учесть, что за кандидатуру премьер-министра правительства Казахстана мажилис голосует полным составом, а кандидатуры министров согласовывают в парламентских комитетах, то возникает некая интрига уже в процессе формирования высшего исполнительного органа страны. Комитетов в мажилисе семь: по аграрным вопросам, законодательству и судебно-правовой реформе, международным делам, обороне и безопасности, социально-культурному развитию, вопросам экологии и природопользования, финансам и бюджету, экономической реформе и региональному развитию.

Теперь главным вопросом является — смогут ли партии, которые считают себя оппозиционными, сформировать парламентское, пусть и меньшинство, но достаточно влиятельное и активное? Судя по заявлениям партийных лидеров, пока намерений объединяться с целью действенно влиять на законодательный процесс не прозвучало, хотя в предвыборной агитации они и высказывали такие предположения.

Камо грядеши?

Как заявил накануне выборов известный в стране политический деятель, бывший помощник Первого Президента Н.А. Назарбаева Ермухамет Ертысбаев:

— Я очень хочу видеть в парламенте сильную оппозицию. Хороший спаррингпартнер всегда нужен власти, чтобы сбалансировать интересы и не дать расслабиться правящей партии. Сильные оппозиционеры предлагают конкретное видение, конструктивную критику действий правительства. Они способны доказать свою политическую состоятельность, как минимум задавая реалистичную повестку.

Но будет ли она, сильная оппозиция?

В своей предвыборной программе партия «Ак жол» заявила о решении в первую очередь насущных и острых проблем. Так, первоочередной задачей партийцы видят борьбу с коррупцией. Этой проблеме в предвыборной программе отведен целый блок. Выступают они за отмену банковской тайны для зарубежных счетов членов правительства, акимов, руководителей нацкомпаний, предлагают запретить выезд за рубеж чиновников, осужденных за коррупцию.

Партия намерена настаивать на создании системы долгосрочного кредитования сельхозпроизводителей с годовой выплатой в два процента. Как полагает руководство «Ак жола», при такой поддержке можно увеличить производство сельскохозяйственной продукции. Также выдвигают инициативу по созданию детского капитала. Партийцы предлагают ввести ежемесячные соцвыплаты для всех детей до 18 лет.

При этом председатель партии Азат Перуашев заявляет о «необходимости преодоления монополии власти и поэтапном переходе к парламентской республике».

Народная партия Казахстана делает акцент на усилении роли государства и государственной собственности в экономике страны, развитии всех форм собственности, малого и среднего бизнеса, кооперации работников. Также «народники» выступают за народный контроль власти на всех уровнях, создание условий в обществе для установления социальной справедливости и гарантий на труд, достойную оплату труда, равенство политических прав и свобод граждан, доступное жилье, бесплатное образование и медицинскую помощь, заботу о семье — основе общества, детях, ветеранах и социально уязвимых слоях населения.

Так сказать, отражение чаяний бывших коммунистов (от названия которых народники отказались буквально перед выборами), но с уклоном в сторону некой социал-демократии. НПК всегда была очень активна в парламенте и пользуется определенным влиянием в обществе. И сегодня, учитывая экономические трудности в стране, решение социальных вопросов, на которых в основном и сосредоточена деятельность НПК, безусловно, найдет свой отклик и в широких слоях и казахстанского общества, и в парламенте.

Основной акцент в своей работе партия «Ауыл», конечно же, делает на сельскую местность и развитие агропромышленного комплекса. Среди партийных предложений можно отметить разработку и утверждение минимальных стандартов для сельского населенного пункта и для конкретного сельского жителя, благоустройство и улучшение инфраструктуры сельских населенных пунктов, расширение возможностей поступления в вузы выпускников сельских школ, стабилизацию цен на основные виды сельхозпродукции, поддержку сельхозкооперации.

Небезынтересным является также намерение «Ауыла» содействовать всем формам самоорганизации населения, включая жилищные объединения, соседские сообщества в условиях внедрения института объединений собственников имущества (ОСИ) на замену КСК.

Если партия начнет реальную работу в этом направлении, то она может повысить уровень своей известности и среди горожан. Кстати, каких-либо тезисов и предложений в пику действующей власти в программе нет, что подчеркивает политически лояльный характер деятельности этой партии.

Что будешь делать, депутат?

Что касается программы и намерений партии власти Nur Otan, то за свою двадцатилетнюю историю эта, как кто-то ее назвал, доминантная партия приняла множество привлекательных программ. Не исключение и нынешняя, утвержденная к выборам.

В ней есть, казалось бы, все, что необходимо казахстанскому обществу. Один только перечень приоритетных целей говорит сам за себя: «Благополучие каждой казахстанской семьи», «Образование будущего, доступное каждому», «Сильная нация здоровых людей», «Инклюзивная экономика», «Развитый бизнес как основа благополучия общества», «Комфортные условия жизни для граждан», «Эффективное государство в интересах граждан», «Гармоничное общество ответственных граждан», «Молодежь — поколение больших возможностей».

Но в целом, безусловно, работа мажилиса будет выстроена вокруг новых требований по реформированию и преобразованию казахстанского общества, о которых еще в сентябре прошлого года объявил Президент Касым-Жомарт Токаев. Прежде всего это касается экономики и, как следствие, изменений во всех сферах жизни страны. И депутаты будут работать именно в этой «системе координат».

Потребуется огромное число новых законов и поправок в прежние законодательные акты, касающиеся регламентации работы бизнеса, вообще всей трудовой деятельности, налогообложения, создания новых предприятий и даже целых отраслей. В сложное время, когда уже идет создание нового мирового порядка и нового финансового мира, Казахстану предстоит огромная и сложнейшая работа по отстаиванию своего места в этом раскладе. Тут уместно даже употребить такое понятие, как борьба за место под солнцем, и лишним это не кажется.

Поэтому руководство страны, как бы инициируя постепенные политические преобразования, все же видит в парламентариях своих соратников в проведении реформ. Так что о создании действительно оппозиционной фракции в парламенте, на наш взгляд, вряд ли можно говорить. Да, прошедшие в парламент три партии, помимо Nur Otan, безусловно, будут играть и пытаться получать политические очки на будировании социальных вопросов, на необходимости обуздать коррупционеров, на усилении роли государства в том или ином секторе экономики, но в общем задавать тон в парламентской жизни будет по-прежнему Nur Otan.

Партия власти, особенно сегодня, всегда может выдвинуть тезис о том, что в нынешний сложный период нужно избегать излишних споров и руководство страны довольно четко представляет себе, что стране нужно. А оспаривать те или иные инициативы этого руководства — значит препятствовать осуществлению реализации столь необходимой всем программы и выхода из кризиса, и реорганизации экономики.

Если же оценить произошедшие выборы с точки зрения интереса к ним казахстанского общества, то буквально все мнения политологов и экспертов по выборам сходятся в одном: из всех политических институтов в Казахстане доверием пользуется только один. Это президент страны. Парламент же играет в нашей жизни довольно незначительную роль, и его влияние казахстанцы считают довольно призрачным...