Дарига Назарбаева возвращается в активную политическую жизнь Казахстана

Таких тихих выборов Казахстан еще не знал. И хотя обновленные именами и программами партии подошли к выборам со всей серьезностью, интерес электората оказался крайне чахлым. То ли по причине скупости разумных обещаний, то ли из-за продолжающихся ковидных запретов и ограниченных инструментов проведения предвыборной кампании. Но итог выборов, на которые пришло меньше всего избирателей за всю историю голосования в Казахстане, оказался неизменным: парламентские мандаты остаются в руках трех партий

Из партийной пятерки в аутсайдерах оказались “Ауыл” и “Адал”. Впрочем, нынешние выборы продемонстрировали рост интереса избирателей к этим партиям. Если на прошлых выборах “Адал” (тогда еще “Бірлік”) набрала всего 0,29 процента голосов, то на нынешних - 3,57 процента, за “Ауыл” в 2016 году проголосовали 2,01 процента, в 2021-м - 5,29.

А вот расклад по победителям, как ни странно, изменился незначительно. Но все же продемонстрировал растущий “плюрализм мнений” электората.

Бывшая коммунистическая, ныне Народная партия Казахстана набрала, по предварительным данным Центризбиркома, 9,1% (против 7,14% на выборах 2016 года), партия “Ак жол” - 10,95% (7,18%), а вот Nur Otan снизил показатель с 82,2% в 2016 году до 71,09% в нынешнем.

Но увеличение процентов двух партий в первой тройке позволяет увеличить и число их кресел в Мажилисе Парламента. Если в мажилисе VI созыва фракция Народной (тогда еще коммунистической) партии состояла из семи депутатов, то теперь им отойдет девять мандатов. “Ак жол” также увеличит свою представленность с семи до 10 кресел. Но даже коалиционно они не смогут противостоять правящей фракции, которая займет больше 70 мест.

Партиям предстоит из своих партсписков выбрать наиболее достойных. В партсписке “Ак жол” 38 человек, у НПК - 125 человек, у Nur Otan - 126.

Выборы 2021-го останутся в истории Казахстана как самые “малочисленные” за первые 30 лет суверенитета. На избирательные участки пришло всего 63,3% избирателей. Для сравнения: на парламентские выборы 2016 года пришло 77,1% электората, на выборы 2012 года - 75,45%. Прежний “антирекорд” по явке принадлежал парламентским выборам 2007 года, когда к урнам пришло 64,65% электората.

Самым аполитичным оказался Алматы. В южной столице на избирательные участки пришло меньше трети избирателей. Даже в столице не сумели преодолеть психологический 50-процентный рубеж - проголосовали всего 45,1% электората. Шымкент оказался в середнячках с 56,5%.

По регионам в аутсайдерах запад: Атырауская область - 56,4%, Актюбинская - 58,8%, Мангистауская область – 55%.

В день выборов в разных городах прошли несанкционированные митинги (точнее, попытки митингов) сторонников демпартии и нескольких оппозиционных движений. В столице и Алматы задержали пару сотен человек, которые, как позже сообщали полицейские и прокуратура, “после беседы отпущены”.

Наблюдатели от оппозиции, кстати, также заявляли о нарушениях на участках, самым популярным из которых стало удаление с них “нежелательных” наблюдателей “за нарушение санитарных норм”.

Впрочем, международные наблюдатели нарушений не заметили. Напротив, они дали высокую оценку состоявшимся выборам. Депутат Европарламента Жан-Лан Лакапель: “Выборы в Казахстане прошли в соответствии со всеми международными нормами, полностью соответствовали демократическим принципам и требованиям”. Глава миссии, заместитель Генерального секретаря ШОС Чжан Хайчжоу: “В Республике Казахстан создали все необходимые условия для равного и свободного осуществления всех конституционных прав граждан. Случаев нарушений, которые могли повлиять на результаты выборов, не выявлено. Миссия признает прошедшие выборы свободными, честными, достоверными и демократичными”. Заместитель председателя комитета Совета Федерации Федерального собрания РФ по международным делам, член миссии наблюдателей ПА ОДКБ Баир Жамсуев: “Накануне мы встретились с представителями штабов всех политических партий. Мы не услышали ни одной жалобы на работу избирательных комиссий, вмешательство в работу предвыборной кампании со стороны органов государственной власти, поэтому мы в своем заключительном заявлении по итогам нашей работы не отметили ни одного нарушения или жалобы”.

Даже миссия ОБСЕ, которая традиционно, наблюдая за выборами в Казахстане (и не только), находила массу нарушений, признала выборы “подготовленными эффективно”. Единственное, что увидела миссия - нехватка конкуренции. Из немногого, что не устраивает миссию, прозвучало: сами выборы по партспискам (нет возможности избираться независимым депутатам) и квота в партсписках на женщин и молодежь. Специальный координатор и руководитель краткосрочной миссии наблюдателей ОБСЕ Кристиан Вигенин рекомендовал властям РК декриминализовать распространение слухов (поскольку это “ограничивает плюрализм мнений в публичном пространстве”) и посетовал, что в Казахстане с 2013 года не зарегистрировали “ни одной новой партии”.

Кстати, уже известно, что решением Бюро Политического Совета партии "Nur Otan", состав Фракции партии "Nur Otan" в Мажилисе обновился на 70%. Средний возраст снизился до 49 лет, то есть на 4 года. Теперь новый состав Фракции "Nur Otan" состоит на 40% из женщин и молодежи до 35 лет.

В основном в депутатский корпус "Nur Otan" в Мажилисе вошли представители сферы образования, здравоохранения, НПО, СМИ, экспертного сообщества, промышленности, сельского хозяйства и т.д.

Следует отметить, что лишь 7 кандидатов в депутаты являются бывшими государственными служащими, то есть менее 10% от состава Фракции. В список вошли Дарига Назарбаева и нынешний председатель Мажилиса Парламента РК Нурлан Нигматулин.

Окончательный состав Мажилиса VII созыва будет сформирован не позднее четверга.

В пятницу, когда Президент РК на совместном заседании палат Парламента РК выступит с обращением к депутатскому корпусу, парламентские новички принесут присягу.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру