Успешный старт «Ангары» подарил мечту

Главное событие космического года в России состоялось. Анонсированное ранее испытание ракеты «Ангара-А5» на космодроме Плесецк прошло успешно. Теперь у Роскосмоса есть чем заняться надолго. В его руках будущее российского космоса. «Она летает, черт возьми!» — эмоционально прокомментировал пуск «Ангары-А5» в своем Twitter глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин. Похоже, что для самого Дмитрия Олеговича успех «Ангары-А5» стал неожиданностью. Впрочем, для того были основания.

Успешный старт «Ангары» подарил мечту

Среди экспертов, да и в широкой общественности проект «Ангара» стал символом растянутой по времени неудачи. Пуск тяжелой версии ракеты, осуществленный в 2014 году, только подтвердил опасения. В октябре этого года Рогозин сообщил, что первое летное испытание «Ангары-А5» «не подтвердило заложенные требования заказчика (Миниcтeрcтвa oбoрoны РФ), поскольку «выводимая масса оказалась ниже, чем нужно». Добавим к этому наличие среди специалистов давно ведущейся широкой дискуссии о неизлечимых болезнях создаваемой ракеты.

Ахиллесовой пятой «Ангары» было названо то, чем ранее гордились ее создатели, — модульный принцип построения ракеты. Объясним для читателя, что по замыслу разработчиков в основе ракет типа «Ангара» должен лежать единый элемент — универсальный ракетный модуль (УРМ). Один такой модуль должен был стать основой для легкой версии ракеты, три — для средней и пять — для тяжелой. Таким образом, наладив выпуск УРМ, можно было получить в свое распоряжение целую линейку носителей. С высоты сегодняшнего дня стала ясна бесперспективность этого направления. Для легкой и тяжелой версии невозможно создание абсолютно одинаковых модулей в силу больших различий в нагрузках при старте. Пришлось пойти на их унификацию исходя из максимальных величин. Это привело к так называемой «неоптимальности», когда легкая версия «Ангары» выводит значительно меньшую полезную нагрузку, чем ракета среднего класса «Союз-2.1а», при этом стоимость ее в 1,5 раза больше. Главными приоритетами были — иметь в наличии собственный тяжелый носитель, летающий с российских космодромов, и обеспечить для производителя и разработчика «Ангары» Центра имени Хруничева монополию во всех классах носителей.

На советском заделе

История «Ангары» началась с конкурса, объявленного в 1992 году решением Научно-технического совета Военно-космических сил РФ и Постановления Правительства России о проектировании и создании космического ракетного комплекса тяжелого класса. В 1994 году объявили победителя — Центр имени Хруничева. Тогдашняя версия «Ангары» ничем не напоминала сегодняшнюю. Это была ракета, собранная из производившихся тогда компонентов ракетной техники советского периода. В том же 1994 году подписали договор между Российской Федерацией и Республикой Казахстан об аренде космодрома Байконур. А Центр имени Хруничева начал свой весьма успешный выход на мировой рынок пусковых услуг с тяжелым носителем «Протон». Добавлю, что США, инициаторы создания Международной космической станции, официально пригласили Россию к участию в этом масштабном проекте и более того — гарантировали ей заказы на создание блоков станции и вывод их на орбиту. Начинался более чем 15-летний период расцвета российской космической отрасли на основе широкой кооперации и уверенного присутствия в ведущих международных проектах.

Кроме создания модулей для МКС, Роскосмос обеспечил постоянное присутствие экипажей на станции в период катастрофы шаттла «Колумбия» и далее — после снятия кораблей этого класса с эксплуатации. Все это приносило серьезные финансовые средства. Напомню, что цена одного места в «Союзе» поднялась с 20 миллионов долларов в 2001 году до 91 миллиона в 2019-м. Осуществлялись коммерческие поставки российских ракетных двигателей РД-180 в США. Но главным источником доходов были пусковые услуги. С Байконура в период с 2002 по 2010-й производилось от четырех до семи коммерческих пусков «Протонов» в год. Хотя звучат разные оценки, эксперты сходятся во мнении, что суммарно российская сторона заработала в эти тучные годы от двух до шести миллиардов долларов США.

А что же «Ангара»? В 1997 году ее облик пересмотрели, Центр имени Хруничева предложил модульный путь построения носителя, а после, без всякого конкурса, его предложения приняло Правительство РФ. «Ангара» стала такой, какой мы ее знаем из многочисленных презентаций.

Нулевые для ракеты

По воспоминаниям Владимира Нестерова, почти десять лет руководившего Центром имени Хруничева, до 2005 года бюджет выделял всего четыре процента от необходимого объема средств для создания ракеты. Отсутствие внимания государства и достаточно устойчивое положение российской космической отрасли в то время сыграли с проектом дурную шутку. Проект стал восприниматься как научно-исследовательская работа, приносящая пользу лишь ее исполнителям. Хотя у «Ангары», пока все не разобрались, с чем имеют дело, были, в общем, шансы на успех. Первой попалась на удочку известная американская космическая компания «ЛокхидМартин», партнер Центра Хруничева в первой половине нулевых годов. Имея перед глазами успех «Протона», американцы включили «Ангару» в перечень ракет для коммерческих пусков в шорт-листе оператора ILS, совместного с Центром имени Хруничева предприятия. Мало того, «Локхид-Мартин» выделил 68 миллионов долларов за исключительные права на маркетинг «Ангары». Правда, американцы достаточно быстро опомнились. При реорганизации ILS, во время продажи своей доли тому же Хруничеву, в «ЛокхидМартин» учли эту сумму в цене сделки.

Тут нельзя не вспомнить отечественный долгоиграющий проект «Байтерек», инициированный президентами РФ и РК в 2004 году. Ведь многие уже забыли, что он изначально планировался именно на линейке носителей «Ангара». У сторон были достаточно прозрачные и ясные цели: у России — ускорить создание альтернативного носителя тяжелого класса, который будет летать и с Байконура, и с российских полигонов, а у Казахстана — избавиться от «Протона» с его высокотоксичным топливом. Не думаю, что есть смысл обвинять наших партнеров в каком-то злом умысле. Руководство РФ стало заложником действий или бездействия создателей и заказчиков ракеты — Центра имени Хруничева и Минoбoрoны РФ. Прошли все сроки, ожидаемые испытания «Ангары» в Плесецке так и не начались, и «Байтереком» в 2011 году было принято решение проработать варианты реализации проекта с другой ракетой.

Следует упомянуть и проект легкого носителя для Южной Кореи, где в основе лежал УРМ «Ангары». В 2009-м состоялся первый, неудачный пуск ракеты с корейского космодрома. В итоге в 2013-м ракета выполнила свою задачу, успешно выведя спутник на орбиту, но позже, чем северокорейские соседи, что послужило причиной закрытия темы.

Страсти по «Ангаре»

Совещание у тогдашнего главы Роскосмоса Олега Остапенко состоялось 24 октября 2013 года. Нельзя сказать, что все с благодушием смотрели на перипетии с «Ангарой».

— Я «Ангарой» занимаюсь давно, с момента начала своей деятельности в качестве начальника космодрома, затем — командующего, — сказал Остапенко на совещании. — Лично мое убеждение, что эта ракета для Восточного — тупиковая, она не даст нам возможности развиваться. Мы вынуждены будет потом опять вкладывать бешеные деньги и строить рядом еще что-то... Я считаю, что «Ангара» — это тупиковое решение для последующего развития нашей страны в этой области. Поэтому нужно готовить убедительную программу для доклада президенту, как бы это ни было сложно и неприятно, поскольку убеждали в другом. Но тратить деньги впустую и выжидать чего-то мы не будем, нужно занимать активную позицию.

Кстати, по последним данным, согласно финансовому отчету Центра Хруничева за 2019 год, стоимость производства «Ангары-А5» составляет семь миллиардов рублей, что в три раза дороже тяжелой ракеты «Протон-М», которую ей предстоит заменить.

Но уже в июле 2014 года состоялся первый пуск носителя легкого класса «Ангара-1.2». В декабре того же года полетела тяжелая «Ангара-А5». Началось переоснащение производственного объединения «Полет» в Омске под производство универсальных ракетных модулей для «Ангары». Были созданы мощности по сборке ракетных двигателей РД-191 под Пермью. А общая стоимость затрат, обнародованная в 2012 году, составила 5,33 миллиарда долларов США. Отказаться от проекта стало делом невозможным.

В последний бой

В течение последних пяти лет идет лихорадочная доводка изделия. Поставлена задача — «научить» ракету летать с соблюдением заданных параметров. Параллельно строят наземную инфраструктуру. Затраты на проект растут. Руководители Роскосмоса отметили, что строительство самого стартового стола под «Ангару» обойдется в 38 миллиардов рублей, а технологическое оборудование — еще в 27,5 миллиарда рублей. В 2018 году анонсировали модернизацию «Ангары» стоимостью 150 миллиардов рублей. Еще не построенную ракету уже нужно «доводить до ума», признал Дмитрий Рогозин.

Возможно, за недавним пуском «Ангары-А5» стоит незримый подвиг конструкторов, инженеров, технологов, которые борются и преодолевают детские болезни ракеты. Продолжение летных испытаний, а в следующем, 2021 году намечено по одному пуску легкой и тяжелой версии «Ангары», даст ответы.

В 2023 году предполагается создать версию «Ангара-А5М»: ее корпус за счет композитных материалов станет легче, а обновленный двигатель РД-191М повысит грузоподъемность на 10 процентов. На декабрь 2023 года заявлен первый испытательный полет нового пилотируемого корабля «Орел» в автоматическом режиме. Начинается разработка «Ангары-А5В» с третьей кислородно-водородной ступенью, благодаря которой ракета станет мощнее еще на 30 процентов. Ее планируют запустить в 2027 году. «В этой версии «Ангара» станет мощнее «Протона» в два раза. Это еще не сверхтяж, но уже супертяж, способный решить все наши задачи до 2032 года”, — написал глава Роскосмоса Рогозин на своей странице в Facebook.

Сбываются прогнозы, что вслед за успешным пуском «Ангары-А5» все усилия и чаяния Роскосмоса в средствах выведения будут сосредоточены именно на этом проекте. На коммерцию расчетов скорее всего нет, лишь бы ракета летала и выполняла свою задачу. Впереди много непростых лет. Любая неудача может серьезно подорвать веру в успех, а успех обязательно даст шанс на возрождение российского космоса.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру