Охота за «Бураном» получила свое продолжение

История с поисками “пропавшего” советского космического челнока “Буран” - второго летного экземпляра, о возможности покупки которого в начале недели высказался глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин, получила продолжение. Напомним, владелец “Бурана”, глава ракетно-космической компании “Байконур” Даурен Муса, оперативно откликнулся под твиттом Рогозина, сообщив о принадлежности и местонахождении корабля и ракеты-носителя.И вот сегодня, как пишут интернет-издания, Даурен Муса в интервью допустил, на каких условиях “Буран” может стать собственностью Роскосмоса.

Прежде следует разъяснить, что акционерное общество “РКК “Байконур” реализует свою деятельность по принципу ГЧП (государственно-частного партнерства): пятая часть акций компании принадлежит государству в лице РГП “Инфракос”, остальные 80% акций АО “РКК “Байконур”, по словам Даурена Мусы, принадлежат ему. Также он рассказал, что довольно продолжительное время - около 3 лет - судьба космодрома и его будущее выглядели весьма туманно. Лишь в декабре 1994 года между Казахстаном и Россией заключили договор об аренде “Байконура”. А в марте 1996 года по договоренности между президентами России Борисом Ельциным и Казахстана Нурсултаном Назарбаевым создали казахстанско-российское инновационное совместное предприятие (КРИСП) “Аэлита” с государственной лицензией на космическую деятельность. На баланс этого предприятия в счет покрытия стоимости акций учредителями передали имущество - ракетную технику “Буран” по технологии “Энергия”. То есть два космических корабля “Буран”.

По словам Даурена Мусы, в 2011 году он выкупил пакет акций АО КРИСП “Аэлита”, а затем на общем собрании акционеров компанию переименовали, и она получила название, которое носит и сегодня: АО “РКК “Байконур”.

Лицензия на космическую деятельность подразумевает все виды работ по использованию космического пространства, включая создание, производство, эксплуатацию, модернизацию и ремонт ракетно-космической техники, использование наземной инфраструктуры для обеспечения функционирования. У компании есть, по меньшей мере, построенный еще при союзе под программу полетов “Энергия” - “Буран” монтажно-заправочный корпус, где и находятся “Буран 1.02” и второй челнок - полноразмерный макет ОК-МТ-0.07.

Даурен Муса говорит, что очень упорно трудился и вложил много собственных ресурсов, чтобы уберечь космические аппараты от разрушения. “Я верил, что у российской космонавтики настанут лучшие времена и память о самопилотируемых челноках должна быть сохранена”, - приводит его слова интернет-издание Tengrinews. И теперь допускает возможность обсуждения с главой Роскосмоса вопроса о продаже “Бурана”. Во всяком случае, Рогозин заявил о желании установить космический челнок в музее космонавтики в России и тем самым не только сохранить его для истории, но и сделать достоянием публики.

Предложения о продаже “Бурана” поступали и прежде. Но руководитель компании говорит, что этот космический корабль воспринимает отнюдь не только как материальную ценность на балансе предприятия. Есть, дескать, понимание, что это наследие, которое неразрывно с Советским Союзом и является сохранившимся свидетельством достижений всей советской науки и техники.

Но до информационного всплеска, импульс которого был инициирован российской стороной, об этой теме вообще мало кто вспоминал. Как утверждает историк, инженер, коллекционер, издатель и создатель многих информационных ресурсов о “Буране” и “Энергии” Вадим Лукашевич, в свое время немецкие эксперты технического музея Шпайера вели переговоры с владельцами “Бурана” о покупке корабля. Называлась сумма в 6 млн евро без учета транспортировки. А в 2019 году к Лукашевичу обращались представители известного военно-патриотического парка Вооруженных сил России “Патриот” в Подмосковье, чтобы он помог найти владельцев “Бурана” для переговоров о размещении корабля в парке. Лукашевич говорит, что до переговоров не дошло, так как в Казахстане, по его сведениям, решили установить “Буран” в одном из парков в Нур-Султане. По нашим данным, сейчас в столице установлен только макет “Бурана”.

В то же время, по данным агентства Sputnik.kz, у властей Казахстана есть планы вернуть второй ракетный комплекс “Буран” в госсобственность. Агентство ссылается на сообщение Министерства цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности, где поясняют, что еще 26 июня 2019 года Комитет государственного имущества и приватизации Министерства финансов подал иск о ликвидации АО “Ракетно-космическая компания “Байконур” и возврате имущества, внесенного в качестве вклада в уставный капитал общества, включая экземпляр орбитального многоразового космического корабля “Буран”. А также о признании решений учредителей, совета директоров общества незаконными и признании недействительной сделки по отчуждению акций общества в пользу частного лица Даурена Мусы. В числе ответчиков также значатся РГП “Инфракос”, российское ОАО “РКК “Энергия” имени С.П. Королева” и ряд должностных лиц.

Суд принял иск 1 октября 2019 года. Но вскоре судебный процесс приостановили в связи с тем, что в адрес находящегося в России РКК “Энергия” должны быть переданы документы и требуется время на их изучение и подготовку к участию в процессе. Уже в этом году, 12 марта, суд согласился продлить досудебный период, а 20 апреля истец в лице Комитета госимущества и приватизации ходатайствовал о приостановке процесса в условиях пандемии COVID-19. Суд возобновил производство 4 мая, но через девять дней процесс снова приостановили: документы не успели доставить российскому ответчику. Следующее предварительное слушание в специализированном межрайонном экономическом суде Алматы назначено на 10 декабря 2020 года, сообщает Kursiv.kz.

По данным Комитета госимущества, охраняет имущество комплекса “Байконур” российская сторона - согласно условиям договора аренды. Информации о стоимости затрат на обеспечение хранения двух экземпляров кораблей “Буран” нет. Отсутствует и актуальная информация по оценке объектов по нынешнему их состоянию. До недавнего времени в блогах периодически появлялись видеоролики с “Бураном”, снятые любителями экстремального туризма непосредственно в месте его стоянки. В своих комментариях они обеспокоены состоянием комплекса и корабля. Впрочем, это мнение может оказаться не вполне компетентным.