В Казахстане продолжаются дорожные эксперименты на людях

Дороги с бетонным покрытием пока не увидят традиционного асфальтового. Проверенному и доказавшему свою безопасность асфальту постоянно ищут более дешевые альтернативы.

Проблема с обледенением “бетонок” с приближением сезона вновь выходит на передний план. Как правило, подобного класса дороги являются платными. Но даже в этом случае мы не можем рассчитывать на полную безопасность. Напомним, платные автобаны потребляют не только из кармана “клиента”, но и из республиканского бюджета в том числе. Подобная схема, когда за возможность использовать дороги приемлемого качества гражданин платит дважды (в терминал и в виде налогов), считается неповторимым отечественным ноу-хау.

“Скользкая дорожка” - это просчет? На этот вопрос прямо никто не ответил до сих пор - чиновники ситуацию таковой не называют. Равно как и подобные “обнаженные”, “неприкрытые” дороги до сих пор не запрещены по закону, несмотря на свою довольно высокую опасность. Вообще если дорога не соответствует нормам безопасности, то это решается двумя способами. В рамках советской системы всех, кто принимал, проектировал и не рассчитал, тот получил бы реальные сроки заключения. А при капиталистической модели - завалили бы штрафами, заставили отремонтировать каждый автомобиль (а может, и купить новый), взять на пожизненный баланс семьи погибших на этой дороге или вовсе лишили бы лицензий.

В Казахстане образовался третий вариант: не признавать проблему, не называть виноватых и быстренько попытаться поправить как можно более дешевым способом.

Дороги с бетонным основанием и покрытием решают массу проблем - идеально гладкая поверхность также обладает отличной износостойкостью и возможностью переваривать круглосуточный поток большегрузных машин в течение как минимум 20 лет. Однако с наступлением холодов в наших широтах дорога превращается буквально в ледяной каток. Естественно, это увеличивает общую аварийность на участках и, соответственно, риски смертности.

Обледенение дорог с бетонным покрытием вместо традиционного асфальта актуально для всего Казахстана. Неоднократно депутаты обращали внимание общественности на эту тему. Так, Ерлан Барлыбаев в свое время озвучил проблему официально в своем запросе, подчеркнув, что строительство глобальных проектов, таких как “Западная Европа - Западный Китай”, требует увеличения грузоподъемности покрытия, что заставляет использовать в качестве основ бетон. А это, если речь о покрытии, со слов депутата, неприемлемо в наших климатических условиях: “С учетом климатических особенностей Казахстана необходимо пересмотреть стандарты автомобильных дорог, исключив из них участки открытой бетонной трассы. Все дороги на бетонной основе необходимо покрывать технологическим асфальтным слоем”.

Особенно надо работать над сложными участками - подъемы, спуски, повороты и зоны ограниченной видимости. К слову, в черный список депутата, когда он делал запрос (это было в 2018 году), также попали следующие участки: Нур-Султан - Щучинск, Нур-Султан - Караганда, Алматы - Капшагай.

После такого обращения на имя министра инвестиций и развития проблемные участки пытались починить. Но сделали это в свойственной нам манере - установили знаки с ограничением скорости 40 км/ч на десятки километров. Метод, может быть, и действенный, но явно не самый рациональный: многократно сжали пропускную способность автобана только из-за чьих-то просчетов. Или же в угоду чьим-то интересам на этапе строительства и проектирования. Но подобная ситуация с обледенением “обнаженных” дорог не признана провалом, следовательно, не было и расследования. Нет и официальных виноватых.

Теперь что касается экспериментов над людьми. Пять километров дороги на платном участке трассы Алматы - Капшагай решили покрыть новым веществом. В СМИ его назвали “новым видом асфальта”. Однако таковым он на самом деле не является - ведь специалисты из “КазАвтоЖола” его так не называют: “Как известно, в декабре 2017 года и в январе 2019 года на автомобильной дороге республиканского значения Алматы - Капшагай в утренние часы произошли массовые дорожно-транспортные происшествия (от шести до 20 автомобилей) в результате опустившегося густого тумана и, как результат, образования тонкой ледяной пленки, которая спровоцировала аварии. Поэтому было принято решение уложить защитный слой износа из литых эмульсионно-минеральных смесей типа “микросюрфейсинг”, который обладает шероховатой текстурой и большим теплообменом, а также менее подвержен образованию пленки на ее поверхности”.

Что же такое этот “микросюрфейсинг”? Как говорится на одном из сайтов производителя: “Технология тонкослойной (до 30 мм) поверхностной обработки покрытия (создания слоя износа) с применением быстроформирующейся литой эмульсионно-минеральной смеси”. В свою очередь, “в отличие от обычной горячей асфальтобетонной смеси или щебеночно-мастичного асфальта (ЩМА), литая эмульсионно-минеральная смесь укладывается в холодном состоянии более тонким слоем и в большинстве случаев не требует последующего уплотнения”. Почти липкая лента, в общем. “В отличие от асфальта” - все верно, смесь асфальтом не является и называть его таковым неправильно.

Из тех же рекламных проспектов мы узнаем, что подобное покрытие необходимо наносить с периодичностью раз в три года. А это означает, что если технологию примут на вооружение, каждые три года участки так называемых обнаженных трасс по всему Казахстану будут покрывать подобным составом. Иными словами - светит почти нескончаемая по затратам история чьего-то успеха. А еще очень удобно - ведь каждые три-пять лет никто не даст закатывать асфальт на автобанах, можно сказать, с нуля...

Но самое главное - никто не знает, как микросюрфейсин себя поведет этой зимой - пробно залили пять километров на трассе Алматы - Капшагай только в сентябре этого года. При этом асфальт в испытаниях не нуждается - он долговечен, особенно в том случае, если его положить на идеальное бетонное основание. Но кому нужна вечная дорога? Плюс это могут посчитать очень дорогим удовольствием, на которое деньги тратить инвесторы не намерены. А из бюджета уже могут и не дать.

Вот и получается - даже за свои деньги мы пока не можем рассчитывать на уверенное, безопасное передвижение по трассам, которые ввиду своей платности просто обязаны предоставлять лучший сервис. А не быть демонстрацией попытки быстренько решить вопрос жизни и смерти как можно более бюджетным способом.