Отмена смертной казни в Казахстане: гуманизм или расчет?

В Казахстане отменили смертную казнь. Событие это скорее формальное, поскольку в стране уже долгие годы действует мораторий на расстрельные приговоры. Несмотря на то, что казахстанское общество выступало за отмену моратория, чиновники проявили гуманность в этом вопросе. Однако помимо этого были и другие предпосылки для принятия такого решения.

Эпохальное событие, о котором потом будут писать в учебниках истории, случилось 23 сентября 2020 года в штаб-квартире Организации Объединенных Наций. Постоянный представитель Казахстана при ООН Кайрат Умаров подписал Второй факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах, направленный на отмену смертной казни. На сегодня из 193 государств - членов ООН 88 являются участниками этого пакта.

Подписанный международный договор вступит в силу только после его ратификации Парламентом РК. Согласно пункту 1 статьи 2 Второго факультативного протокола, Казахстан может сделать единственную оговорку, предусматривающую применение смертной казни в военное время после признания вины в совершении наиболее тяжких преступлений военного характера. Также, согласно пункту 2 статьи 15 действующей Конституции РК, “смертная казнь устанавливается законом как исключительная мера наказания за преступления, сопряженные с гибелью людей, а также за особо тяжкие преступления, совершенные в военное время”. Соответственно, для вступления в силу протокола необходимо внесение соответствующих поправок в Основной закон и изменений в национальное законодательство страны.

Бессрочный мораторий на применение смертной казни действовал в Казахстане с 2003 года. При этом сам вид этого уголовного наказания не отменяли, оно могло быть исполнено по истечении года после отмены моратория. В качестве альтернативного наказания ввели пожизненное лишение свободы. Хотя казахстанцы в последнее время все чаще говорили о том, чтобы вернуть смертную казнь - в первую очередь для лиц, совершающих сексуальное насилие над детьми.

Но власти Казахстана посчитали иначе, и на то есть ряд причин. Правозащитники уже давно говорили, что двоякое положение, когда высшая мера наказания есть, но ее не применяют, не позволит нашей стране влиться в европейское сообщество. Мировое сообщество признает акты терроризма как серьезную угрозу, тем не менее ни в одном из принятых по этому поводу решений Совета Безопасности ООН, конвенциях организации и других международных документах, направленных на борьбу с этим злом, нет даже упоминания о возможности применения смертной казни за террористические преступления. Ни одно из государств - участников Второго факультативного протокола к МПГПП, в том числе подвергшихся терактам, не ставило вопрос о пересмотре этого международного договора для включения в него исключения - смертной казни за террористические преступления.

Но приняв решение “казнить нельзя, помиловать”, казахстанские - и не только - чиновники руководствовались не только идеями гуманизма. На Западе проповедуют принцип, что только Бог вправе отнимать жизнь человека. (Из европейских стран смертные приговоры приводят в исполнение лишь в Беларуси) Этого принципа придерживаются и в экономических отношениях. Вполне возможно, что в официальном стремлении многих не самых богатых стран к отмене смертной казни прослеживается экономический аспект. Ведь при выдаче льготных кредитов международные финансовые институты учитывают в том числе и гуманистические моменты.

Казахстан в разнообразных отчетах правозащитных организаций числится страной, где все еще действует смертная казнь на законодательном уровне, таким образом, понижаясь в рейтинге различных “прав и свобод”. Учитывая, что наша страна стремится войти в элитный клуб ОЭСР и топ-30 развитых государств мира, отмена расстрельных приговоров - одно из требований для вхождения. Отмена смертной казни, к примеру, является условием вступления в международные организации, такие как Совет Европы, и в надгосударственные институты - Европейский союз.

Стоит отметить, что среди государств, активно использующих смертную казнь, две крупнейшие экономики мира - США и Китай. Несмотря на просьбы Евросоюза и тот факт, что высшая мера наказания противоречит обязательствам Соединенных Штатов Америки в области прав человека, федеральные власти этой страны в середине июля 2020 года возобновили смертную казнь после длительного перерыва.

Проблема смертной казни десятилетия мало волновала и власти Японии, несмотря на коренные демократические перемены в стране. Во многом потому, что японцы не склонны пересматривать законы, да и в целом это развитое государство. На безразличие японцев к критике со стороны зарубежных правозащитников также влияет характерное для японского менталитета отношение к смерти (то же харакири).

Но эти страны могут себе позволить “не оглядываться” на других, они не входят в Евросоюз, поэтому не изменяют свою политику, которую в любом случае примет остальной мир. Такие исключения из общих правил применимы разве что к развитым странам, которые являются мировыми “донорами”. Остальные, кто не попал в список “успешных и богатых”, должны считаться с принципами “гуманизма”. Иначе выйдет себе дороже.

С 1990 года до введения моратория в Казахстане привели в исполнение 536 приговоров о смертной казни. После того как мораторий начал действовать, судебная система вынесла два смертных приговора. Последний случай датирован 2016 годом - к смертной казни приговорили Руслана Кулекбаева, признанного виновным в убийстве десяти человек в 2016 году в Алматы.