Президент Казахстана объявил о расширении народовластия в стране

Послание Президента народу Казахстана в нынешнем году стало особенным. Глава государства наметил путь развития страны на ближайшую пятилетку. Он также учитывал и сильнейший экономический, и психосоциальный кризис, в который погрузился мир.

Одним из важнейших пунктов Послания стало расширение народовластия. Так, например, глава государства предложил перевести протесты в онлайн-русло. Свое мнение Правительству РК общество сможет выразить через “легитимный институт онлайн-петиций для инициирования гражданами реформ и предложений”. И платформа эта “будет защищена от каких-либо манипуляций”. “Следует помнить, что главные враги демократии - это невежество и популизм. Надеюсь, что наши граждане поддержат реформы и, получив новые политические возможности, не допустят скатывания общества в “хайпократию”, - заявил Касым-Жомарт Токаев.Петиции - это лишь часть расширения полномочий общества в процессе принятия решения. Президент предложил провести прямые выборы сельских акимов.

Лет семь назад в стране уже проводили выборы акимов сельских округов, поселков и 50 акимов городов районного значения. Правда, тогда выборы были косвенные - первого руководителя выбирали маслихаты. На этот раз, по мнению Президента, настало время народу лично отдавать голос. Токаев поручил разработать новую Концепцию развития местного самоуправления и делегировать больше полномочий и ответственности местным руководителям.

Делегировать будут вместе с бюджетом. Распределять его, впрочем, будет не просто акимат, а при активном участии граждан. Президент считает, что настало время усилить роль маслихатов и опросов жителей. “Средства зачастую не направляются на реальные нужды жителей. Ежегодный ремонт одних и тех же улиц, бессмысленные траты на имиджевые мероприятия - все это вызывает справедливое возмущение граждан. В отношении общественно значимых расходов на инфраструктурные и социальные инициативы бюджеты районов и населенных пунктов должны проходить через общественную экспертизу, в том числе с применением онлайн-опросов”, - предложил Токаев.

Маслихаты же теперь станут не просто народным контролем за деятельностью (в том числе и финансовой) акиматов, но будут наделены “функцией сбора подписей и составления петиций по развитию региона или местным проблемам, которые не находят своего решения порой десятилетиями”.

Интересно, что и маслихаты в системе выражения гласа народа на местах - тоже не ключевой игрок. Президент предложил “повысить статус органов местного самоуправления - сходов и собраний”: “Их мнение относительно актуальных проблем на местах должны учитывать районные маслихаты для принятия конкретных решений”. (Кстати, заседания маслихатов теперь должны транслироваться в интернете, так как “их общественно-политический облик не должен быть “тайной за семью печатями” для общества”.)

По сути, обществу предлагают не просто участвовать в процессе принятия решений. Ему предлагают взять ответственность за эти решения.

Будет принято на сходе в ауле строить детскую площадку вместо ремонта поселковой улицы, так это будет решение не акима, а жителей. Значит, и ругать за ямы и грязь на этой улице уже будет некого.

В городах сходов не будет. Но самоуправление - да. Правда, на уровне управления многоквартирными домами. До середины 2022 года владельцы квартир должны избрать совет многоквартирного жилого дома и выбрать одну из форм управления объектом кондоминиума: объединение собственников имущества или простое товарищество многоквартирного жилого дома. Отличие их от действующих КСК в том, что новые объединения будут работать по принципу “один дом - одно объединение - один счет”, что подразумевает открытие собственного текущего и сберегательного счетов.

Вообще обществу и его мнению в Послании уделено было много внимания. Здесь и цифровизация госзакупок квазисектора - Президент поручил, наконец, до конца года прикрыть лавочку “собственных закупок” компаний с госучастием и, собственно, сократить эти компании. Как сказал Президент, у государства в собственности должны остаться только социальные объекты и те, что обеспечивают безопасность и функционирование государства. Два холдинга - “Байтерек” и “КазАгро” (оба - с весьма скандальным прошлым) - сольют с гораздо бОльшими финансовыми возможностями. Но количество портфельных компаний и штатную численность сократят вдвое.

Президент призвал перестать писать заумные госпрограммы и перейти на формат “лаконичных национальных проектов, понятных всем гражданам”.

Кстати, про понятность. Токаев призвал навести, наконец, порядок в неповоротливой налоговой системе. И это второй, на наш взгляд, важный пункт Послания. Глава государства поручил “разработать налоговую политику, понятную для всех граждан страны”.

“Сегодня взимается около 40 различных налогов и сборов, администрирование усложнено и носит ярко выраженный принудительный характер. Поручаю Правительству совместно с Нацпалатой “Атамекен” с привлечением депутатского корпуса провести ревизию Налогового кодекса и подзаконных актов. Цель - кардинальное упрощение исполнения налоговых обязательств и минимизация количества налогов и платежей”.

Это не означает снижение налогов или отмену их. В любом кризисе государство должно взимать часть денег с бизнеса, чтобы содержать врачей/учителей/пенсионеров/больницы/школы/дороги... В общем, должно иметь деньги на все то, что называется “социальной составляющей бюджета”.

Другое дело, что с действующими налогами и сборами можно поступить так же, как сделали фискалы в прошлом году с налогом на имущество и землю для жителей ЖК, - объединить. Оплата налогов упростилась, при этом денег в бюджет капать меньше не стало.

Впрочем, Токаев предложил “подумать и о дифференциации налоговых ставок как дополнительном рычаге диверсификации экономики и пополнения бюджета”. Поскольку Президент озвучил идею введения (видимо, временного) розничного налога с оборота для пострадавшего в пандемию МСБ, дробление по степени доходности может ждать и крупный бизнес. Правда, как это будет выглядеть и для каких секторов станет применяться - пока не понятно. Равно как не понятно и то, будет ли в таком дифференцировании участвовать налог с дохода для физических лиц. Тем более что уже много лет витает идея введения прогрессивной шкалы налогообложения.