Скопление фур на казахстанско-кыргызской границе: что Казахстан ответил на обвинения Кыргызстана

05.06.2020 в 12:37, просмотров: 1094

По информации пресс-службы правительства Кыргызской Республики, 400 машин застряли на границе Казахстана с Кыргызстаном. Ответственность за это Кыргызстан возлагает на Казахстан.

"На протяжении долгого времени есть сложности на границе с Казахстаном. Усугубилась ситуация с прошлого года. А в последние недели ситуация переросла в критическую. На сегодня 300-400 машин стоят в пробке на протяжении нескольких суток. Я лично ознакомился с процедурой прохождения водителей на границе из Казахстана в Кыргызстан. Заключается она в паспортном контроле, сборе анкетных данных медицинскими работниками для дальнейшего контроля, сдачей анализа на наличие вируса, и далее грузоперевозчик на территории Кыргызстана ожидает результаты теста. Порядок выезда тоже несложный. А вот с казахской стороны все проходит медленно", - так прокомментировал ситуацию вице-премьер-министр Кыргызстана Эркин Асрандиев, подчеркнув, что ситуация на казахстанско-кыргызстанской границе противоречит договоренностям союзных государств в рамках ЕАЭС.

Комитет государственных доходов Министерства финансов Казахстана озвучил свою позицию по данному вопросу.

Про информации Комитета госдоходов, для защиты экономических интересов государства и снижения теневого оборота товаров с начала 2019 года на границе со странами ЕАЭС осуществляется мониторинг перемещаемых грузов.

«Выявлено оформление 10,3 тыс. товаросопроводительных документов на подставных лиц и банкротов, более 13 тыс. фактов лжетранзита. Только по результатам 1 квартала из заявленных в качестве транзита через РК в РФ 17% грузов осталось в РК. Такой теневой оборот товаров наносит урон бюджету и ставит в неравные конкурентные условия отечественный бизнес. Все эти факты доведены до сведения компетентных органов Кыргызской Республики», - сообщили в комитете.

Как отмечается, в течение 2019-2020 годов был ряд встреч на уровне компетентных органов и правительств в двустороннем формате, на площадках ЕАЭС и ВТО.

«В феврале текущего года обсуждена необходимость взаимодействия в вопросах снижения теневого оборота товаров путем обмена предварительной информацией по перемещаемым грузам, использования навигационных замков и имеющихся данных в информационных системах двух стран. Это способствовало бы организации цивилизованной торговли и увеличению доходов бюджетов обоих государств. Однако Протокол встречи не был подписан кыргызской стороной, направленная по почте версия осталась без ответа», - пояснили в ведомстве, заметив, что вместо конструктивного диалога со стороны Кыргызских партнеров идет намеренное обострение ситуации на границе и провокация с целью признания торговым барьером внутреннего налогового администрирования в РК.

Скопление автотранспортных средств связано с началом сезона плодоовощной продукции, возобновлением торговли с КНР и приостановлением работы 5 автомобильных пунктов пропуска в связи COVID-19. То есть интенсивность перемещаемых автотранспортных средств стала превышать скорость прохождения пунктов пропуска.

«3 июня 2020 года для установления причин скопления на АПП "Карасу" и АПП "Актилек-автодорожный" проведена рабочая встреча представителей Республики Казахстан и Кыргызской Республики. Хронометраж контрольных процедур показал, что прохождение двух сопредельных пунктов пропуска заняло 30-35 минут, из них сканирование документов для налогового контроля РК 3 минуты. При этом Кыргызская сторона в момент проведения хронометража утверждала, что после сдачи ПЦР тестов водители выпускаются в РК без ожидания результатов, лишь заполнив анкету. В этой связи возникает вопрос – зачем это делать на пункте пропуска?» – отметили в КГД.

Указывается, что казахстанской стороной данный тест проводится за пределами пунктов пропуска, чтобы не создавать очередь на границе.

На сегодня с учетом увеличения потока, в сутки границу пересекают порядка 200 грузовых авто транспортных средств и столько же иных. Время прохождения на Казахстанском участке границы грузовыми АТС с учетом сканирования товаро-транспортных накладных составляет 15-20 минут.

Казахстан вновь призывает Кыргызстан, «принимая во внимание сложившиеся обстоятельства, принять совместные меры по организации цивилизованной торговли и сокращения теневого оборота в интересах бюджетов и бизнеса», поскольку «без принятия совместных мер решение данного вопроса является невозможным».

Уточняется, что на недавнем заседании ЕЭК были обсуждены данные вопросы с участием вице-премьера Кыргызстана Э. Асрандиева, который согласился с необходимостью создания совместной рабочей группы.



|