Жизнь без карантина: как выживают Швеция и Беларусь

Пандемия перевернула устоявшийся ритм жизни практически на всей планете. Исключение — несколько стран, в которых болезнь признали, однако не пошли на поводу у Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), а решили дилемму по-своему.

Жизнь без карантина: как выживают Швеция и Беларусь
Улицы Минска

Тест на честность

На территории СНГ такой страной оказалось Беларусь. Там не говорят, что вирус — это выдумка. Отнюдь! Просто отношение к пандемии не такое, как у большинства государств, и не такое, какое до определенного момента хотели бы видеть в ВОЗ. Громкие цитаты президента страны Александра Лукашенко о массовой истерии быстро облетели земной шар. Конечно, понравились они не всем, и противники «белорусского ответа» COVID-19 с нетерпением потирали руки в ожидании, когда же статистика по числу зараженных в стране взмоет вверх. Но, к их разочарованию, ситуация долгое время сохраняла стабильность, и на конец марта в Беларуси зафиксировали чуть более 150 случаев. В Германии на тот момент выявили уже 66 885 случаев, в Украине — 548, в Польше — 2055.

На момент подготовки материала в Беларуси выявили 31,5 тысячи случаев заражения и 10,6 тысячи случаев выздоровления. Самое время попытаться ткнуть носом «белорусский подход» в статистику. Но опять промах. Почему?! Дело в том, что вся эта коронавирусная статистика изначально испещрена сомнениями, оговорками и различными условностями. Умирают ли люди от коронавируса? Нет. Сейчас об этом знают все, но многие почему-то предпочитают умалчивать о том, что у умершего человека практически всегда есть букет серьезных заболеваний, которые зачастую и являются причиной смерти. Формулировки «умер от коронавируса» или «умер, имея диагноз коронавирусной инфекции» — далеко не одно и то же, и разницу нужно четко понимать. Однако те, кто с жадностью ждут очередной порции статистических данных, предпочитают эти понятия не разделять. Есть «плюс один» к статистике — зачет. Что же, можно даже эти «плюс один» рассмотреть, только детально, а не поверхностно.

Есть один весьма немаловажный фактор, на который белорусские эксперты также ставят большое ударение — «число выявленных». Обращаясь к статистике разных стран, необходимо сопоставлять не столько число зараженных по отношению к общей численности населения, сколько их количество к числу проведенных тестов. С первого дня пандемии было известно, что число реально заболевших и фактически выявленных сильно отличается. Есть такие страны, в которых анализ на СOVID-19 вообще не делают, однако это не означает, что болезнь там отсутствует вовсе.

Так, на каждую тысячу белорусов сделали 37 тестов, в Польше этот показатель составляет 16,8, в Украине — всего 5,5. При такой разнице в количестве тестируемых дополнительные комментарии излишне. Уже сейчас очевидно, что белорусы имеют такой же процент заболевших, как и те, кто сидел в изоляции. По последним данным, Беларусь является самым уникальным местом Европы с самым низким показателем летальности — 0,55 процента.

А нынче ВОЗ уже не там

Сейчас над ВОЗ все чаще стали сгущаться тучи, и не без основания. Если еще три месяца назад ее представители всему миру рекомендовали жесткую изоляцию и введение карантина, то теперь говорят о совершенно противоположном. В частности, гендиректор программы организации по чрезвычайным ситуациям в области здравоохранения Майкл Райан в качестве примера успешной стратегии приводит Швецию.

«Если мы хотим вернуться к нормальной жизни, я считаю, что Швеция во многих отношениях представляет собой будущую модель общества, в котором не все закрыто. Они доверили гражданам взять на себя ответственность и реализовывать меры, предложенные властями», — сказал он.

Создается впечатление, что организация, созданная для того, чтобы стать флагманом в деле сохранения здоровья, в фарватере которого и должны следовать все страны, сама не знает, по какому пути двигаться. Пожалуй, этой нестабильностью можно в некоторой степени объяснить поведение американского президента Дональда Трампа. Напомним, что США приостановили финансирование ВОЗ еще 14 апреля, а накануне Трамп и вовсе пригрозил закрыть его навсегда, если организация не возьмет на себя обязательства улучшить работу в течение 30 дней. А это, к слову, отток в размере 400-500 миллионов долларов ежегодно. К теме Швеции мы еще вернемся, но прежде расставим еще несколько точек над «I» в вопросе о Беларуси.

Пусть там карантин и уж тем более режим ЧП не вводили, однако правительство четко прописало режим самоизоляции — его обязаны соблюдать и бессимптомные инфицированные, и контакты первого уровня. За его нарушение предусмотрены серьезные штрафы, самый большой из которых достигает 1215 белорусских рублей (209 850 тенге).

Ну и самое главное — в эти дни все усилия Беларуси направлены не на СOVID-19 или борьбу с последствиями, а на посевные работы яровых культур. В целом по стране под них подготовили два с половиной миллиона гектаров земли. А значит, работа идет полным ходом. Чем же могут похвастаться страны, сидевшие взаперти? Вопрос открытый.

К слову, и учебный год школьники заканчивают практически без изменений. Последний звонок прозвенит, как и планировалось, в торжественной обстановке 30 мая, после чего наступят долгожданные летние каникулы.

Не такие, как все

Ситуация в Швеции также находится под микроскопом у «экспертов» из многих стран мира — этой стране ВОЗ тоже не указ. Но обо всем по порядку. У шведов есть свои национальные особенности, в числе которых несколько иной образ жизни и отношение к своему здоровью. Многие из них действительно уделяют ему много времени и стараются как можно больше времени проводить на свежем воздухе. Климат в королевстве не самый лучший, а погода еще более капризная, чем в Санкт-Петербурге. Вдобавок там практически круглогодично дуют ветра. Собственно говоря, именно погодные условия позволяют моментально разделить людей на коренных и приезжих. Эмигранты, даже спустя несколько лет пребывания в стране, выходя на улицу, закутываются с головой. Шведы же, наоборот, с первыми лучами весеннего солнца отдают предпочтение шортам и легким футболкам.

Из любопытных наблюдений: даже когда холодает и взрослые надевают ветровки, детей они оставляют в легкой одежде. Они не запрещают малышам сидеть или лежать на бетонных сооружениях. Купальный сезон открывается, когда температура воды едва превышает отметку в 17-19 градусов. И это комфортные для них условия.

Что не менее важно, в Швеции не принято толпиться на остановках общественного транспорта. Даже если наблюдается большое скопление людей, то все встают в очередь, как в магазине, и «загружаются» в общественный транспорт соответственно занятой очереди, а не по принципу «кто первый встал, того и тапки». То есть социальное дистанцирование здесь отработано уже давно. Но обратимся к статистике.

В начале апреля в Швеции было около семи тысяч подтвержденных случаев, на что тогда остро отреагировал главный врач Норвегии Бьорн Олсен. Он выступил с критикой «шведской модели» и высказал мнение, что Агентство общественного здравоохранения Швеции потерпело неудачу в борьбе с коронавирусной инфекцией.

Цифры по сравнению с Норвегией (30 тысяч и 8 тысяч зараженных) действительно высокие, но можно ли такой показатель считать поражением?

Витамином сыт не будешь

Сейчас все реже говорят о заболевании и все больше — о последствиях изоляционных мер. И вот здесь Швеция, скорее всего, по сравнению со всей остальной Европой окажется не в числе пораженных, а триумфатором.

Свои недоработки шведы признают и без внешней критики. Главный эпидемиолог страны Андерс Тегнелл в недавнем интервью местному телевидению отметил, что слабым звеном оказалась недостаточная концентрация усилий властей по защите пожилых людей (в шведских домах престарелых зафиксировали большую смертность. — Ред.). Давая первые рекомендации, Тегнелл, как и другие эксперты, опирался на опыт борьбы с другими коронавирусами, такими как возбудитель атипичной пневмонии (SARS) и ближневосточный респираторный синдром (MERS). Отсюда и большая смертность среди людей пенсионного возраста. Однако сейчас ситуация уже нормализовалась, а коэффициент заражения показывает стабильное снижение.

Врач Ларс Берн в прямом эфире одного из шведских телеканалов высказал свою версию происходящего. Он считает, что более эффективным средством борьбы с коронавирусом является даже не вакцина (которую еще не разработали), а простые витамины С и D3. Другое дело, что гигантским фармацевтическим компаниям не выгодно рассказывать всему миру о столь дешевом и эффективном средстве. Другое дело — вакцина.

Не секрет, что в страну с одним из самых высоких показателей уровня жизни на ПМЖ рвутся многие жители нашей планеты. Эта ситуация уже привела к валу эмигрантов, в том числе и нелегалов, которые буквально заполонили окрестности крупных городов, и Стокгольм здесь на особом счету. Есть просто неблагополучные районы, а есть и криминальные, например, гетто Ринкебю, расположенное на северной окраине столицы. В таких местах даже полицейские участки отсутствуют. Полиция есть, но патрульные приезжают из участков, расположенных в более спокойных районах. Там свои правила, в том числе и «санитарные». Многие постояльцы этих районов живут большими группами. Здесь не может быть и речи ни о социальном дистанцировании, ни о санитайзерах, ни тем более о соблюдении каких-то рекомендаций властей. Это и привело к тому, что локальные заражения в Ринкебю молниеносно превратились в крупные очаги COVID-19 и как следствие — к ухудшению ситуации по стране в целом. Другими словами, львиную часть умерших с диагнозом COVID-19 составляют люди из несознательных групп, которые в силу обстоятельств или личной позиции не выполнили рекомендации, обозначенные властями.

Шведы не просто выбрали путь под красивым названием «коллективный иммунитет», они следуют всем рекомендациям. В отличие от большинства других государств королевство отказалось от жестких мер по самоизоляции и закрытия на карантин школ и детских садов. Проявлять благоразумие и соблюдать социальную дистанцию — все, что нужно для предупреждения болезни. К слову, ученики старших классов и студенты все-таки занимались удаленно. Онлайн-уроки — это как раз то, что должны были реализовать в странах, выбравших путь изоляции, но многие их с треском провалили, во всяком случае на территории СНГ.

Никаких карантинных мер в Швеции нет и сейчас, однако вагоны метро и прочего общественного транспорта заметно опустели. Люди не ходят в масках, но и не вешаются друг другу на шею при встрече. Остальные выводы делайте сами.

Был ли выбор этих двух стран верным — судить сейчас еще слишком рано. Зато остальные уже ощутили, пусть и не прочувствовали полностью, всю тяжесть последствий «закрытого» режима.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру