«Наконец-то» приступили...
Как сообщили в НИИ, «в наших двух организациях накоплен достаточный опыт, имеются современная научная база и высококвалифицированный персонал, позволяющие решать задачи, связанные с разработкой технологий изготовления, испытанием и обеспечением страны отечественными препаратами, не уступающие по эффективности зарубежным аналогам». Например, в конце января этого года ученые национального центра биотехнологий в течение шести дней разработали надежную высокочувствительную тест-систему, позволившую оперативно выявлять случаи COVID-19.
Эффективность и высокочувствительность казахстанской тест-системы потом была подтверждена при сравнении с полученными российскими и китайскими диагностикумами. Более того, филиал НИИ, расположенный в поселке Отар Жамбылской области, в свое время разработал вакцины против птичьего и свиного гриппа. Всего же ученые НИИ НИИ ПББ разработали и внедрили в производство более 60 наименований препаратов, в том числе 30 вакцин, 16 тест-систем и свыше 15 различных биопрепаратов, поскольку в этом институте, оказывается, есть уникальная база генетической библиотеки вирусов.
Так что теперь в рамках программы по разработке вакцины от коронавируса Казахстане должно быть создано пять кандидатных образцов на основе использования самых передовых биотехнологических и генно-инженерных методов. Затем из пяти видов полученных кандидатных вакцин выберут наиболее эффективную и технологичную вакцину для начала проведения клинических испытаний.
Кстати, многие страны мира тоже объявили о разработке собственной вакцины, однако все они потребуют клинических испытаний и будут завершены не ранее, чем через год. Например, вирусологи из Санкт-Петербурга заявили о том, что им вроде как удалось расшифровать геном сегодняшнего коронавируса. Более того, московские исследователи собираются приступить к испытанию создаваемого ими сегодня лекарства уже 29 июня на 90 добровольцах. Работают над получением вакцины и ученые из Пенсильванского университета, расположенного в Филадельфии.
А у нас коронавирус. А у вас?
Пока суд да дело, выяснилось, что, например, некоторые страны, например, Туркмения, Норвегия и греческая сторона Кипра от вируса свободны. Во всяком случае, гражданское население острова точно не инфицировано, зарегистрированы только случаи коронавируса у английских военных, изолированные базы которых раскиданы по бухтам. В Норвегии продолжает работать гражданская авиация, в том числе и по некоторым международным направлениям. В Швеции дети спокойно ходят в школу. Что же касается США, то президент Дональд Трамп не отказывается от своей идеи открыть страну 12 апреля (день католической Пасхи), утверждая, что «американцы устали и не хотят, чтобы этот кошмар длился месяцами». Кстати, уже 5 апреля в столице штата Техас — городе Остине по распоряжению губернатора штата и с согласия мэра на рабочие места вернулись строители. В то же время медицинский директор Национальной службы здравоохранения Великобритании Стивен Поуис считает, что ситуация с коронавирусом в мире достигла своего пика, и «продлится в ту или иную сторону еще неделю — максимум две».
Вот только в противовес всем этим данным, подтвержденным официально, Всемирная организация здравоохранения и Международный валютный фонд наперебой принялись убеждать всех и каждого, что дескать «не надо спешить с возвращением к нормальной жизни», пугая тем, что якобы «отмена карантинных мер может привести к длительному и сильному замедлению роста мировой экономики». На самом деле весь этот флэш-моб, о котором наше издание уже писало, заставляет задумываться о том, что подобные уверения звучат неспроста. Никто, конечно, не говорит о том, что власти государств не должны заботиться о здоровье своих граждан, однако во многом такая забота на фоне ситуации с раздутой информацией о коронавирусе уже идет вразнобой с настоящим положением дел. И тому подтверждение — несколько фактов, о которых древние римляне бы сказали коротко и ясно: «Ищи, кому выгодно». Впрочем, судите сами — на момент подготовки материала более 90 стран мира уже обратились в МВФ за помощью в долларовом эквиваленте и под немалые проценты.
Что касается ВОЗ, то многие независимые эксперты проводят сегодня аналогию между когда-то имевшим место явным вымогательством британских ученых финансирования на проведение так называемых «исследований», касающихся глобального потепления Земли и тем, насколько сегодня ВОЗ не хочет упускать внезапно обрушившуюся на нее «удачу». Напомним, идея о глобальном потеплении земли оказалась не более чем мифом доказательства независимых ученых о, напротив, возможном и возрастающем похолодании во многих регионах мира это подтверждают. Но дело не в них, а в том, что, пожалуй, точно так же и ВОЗ, судя по всему, решил вмешаться в мировую экономику. И не без выгоды для себя. Иначе с чего бы главе этой организации Тедросу Аданому Гебрейесусу на пятничном брифинге в Женеве с пеной у рта убеждать собравшихся в том, что «правительства должны увеличивать программы социального обеспечения и провести полное финансирование программ по борьбе с COVID-19». Понятно, что эти вопросы слишком серьезны для любой страны, чтобы их можно было сегодня игнорировать. Вот только откуда брать на это средства, Гебрейесус скромно умолчал, зато в игру вступил Международный валютный фонд, о чем было сказано выше.
А так ли страшен вирус?
Однако вернемся к коронавирусу, точнее к его происхождению и возможным методам борьбы с ним. Своим мнением на этот счет с «МК» поделился эксперт по вирусным инфекциям, выпуску диагностических и профилактических препаратов, доктор ветеринарных наук, директор ТОО «НПЦ ДиаВакАБН» Абдикалык Абдижаппарович Абишов.
— Этот коронавирус нам известен всего лишь с декабря 2019 года. И потому определить его дальнейшее поведение даже для маститых лабораторий пока практически невозможно. Единственное, что сегодня можно точно предсказать при получении анализа — коронавирус это или проявление какой-либо другой болезни со схожими с ОРВИ симптомами. Определение происходит с помощью ПЦР (полимеразная цепная реакция), результаты которой китайские ученые выложили в Международный онлайн-банк вирусных данных почти сразу же после того, как коронавирус обнаружили в Ухане. Однако с получением вакцины все не так просто и быстро, поскольку должно пройти не менее года, прежде чем клинические испытания подтвердят или опровергнут ожидания ученых-исследователей. Кроме того, я считаю, что вряд ли появление коронавируса, пусть даже неизвестного, могло быть специализированной разработкой бактериологического оружия. Я думаю, что это невозможно. Скорее всего, вирус мог попасть во внешнюю среду через неизвестный морепродукт, который случайно оказался в корзине рыбаков, занимающихся морским промыслом. Таково мое мнение.
Психология — наше все...
Однако с точкой зрения ученого согласны не все — уж слишком много во всем вышесказанном противоречий. И потому некоторые казахстанские вирусологи (фамилии которых мы не называем из этических соображений) убеждены в обратном. По их мнению, коронавирус с непонятной и никому неизвестной этимологией «не мог внезапно прийти из ниоткуда», даже со дна океана. Скорее всего, он все-таки мог быть разработкой ученых-вирусологов, «которая случайно или намеренно вышла из стен лаборатории». Как говорят эксперты, по своему действию он весьма схож с вирусом ВИЧ, вот только способ его передачи оказался иным — гораздо более быстрым и действенным. Однако в любом случае оба вируса направлены на одно и то же — разрушение иммунной системы человека, а значит, ни о каких догадках в отношении «передатчиков», которыми могли выступить морские млекопитающие (и вообще, любые млекопитающие) или, как предполагают китайские вирусологи, — летучие мыши, и речи быть не может.
Сегодняшний коронавирус, так же как и ВИЧ, «выискивает» слабые места в иммунитете человека, чтобы затем нанести решающий удар. Однако любопытно, что зачастую, кроме этих слабых мест, которыми может оказаться любая болезнь — от гипертонии до сердечно-сосудистой недостаточности, коронавирус (плюс ко всему) поражает легочную систему человека. Это то, что касается его конкретной физиологии, к изучению которой ученые только приступили.
Но в этом вопросе мелочей быть не может, и потому немаловажную роль играет, оказывается, и психологический фактор, точнее психосоматический. Подтверждением чего служат рассуждения российского врача-терапевта Александра Карпенко:
— Кажется, мы до сих пор не поняли на самом деле, что человек — это не только физический объект, не просто тело. Так и не научились понимать реальную силу и влияние нашей психики, наших эмоций и состояний на то, что с нами происходит и будет происходить в физической реальности. Вот и сейчас никто и не думает церемониться с населением, когда можно просто его запугать. Надавить. Морально уничтожить цифрами и обещаниями их нарастания. Заставить сидеть дома. Заставить дрожать, как осиновые листья. Но никто не думает при этом, что происходит дальше в результате таких стратегий. А происходит вот что — у людей резко возрастает кортизол и падает иммунитет. Увеличивается опасность сердечно-сосудистых и нервных обострений. Люди начинают хаотично скупать препараты, которые им не помогут, но жизненно важны для других больных и ставят таким образом их жизнь под угрозу. Да и сама обстановка становится все более напряженной, и это скажется рано или поздно на нас самих. На всех без исключения. Ведь мы не просто физические существа. Мы психофизические существа. И потому повторю — паника, тревога, страх, стресс резко повышают кортизол. А кортизол резко «садит» иммунитет. И этим все сказано. Но не это ли происходит сейчас везде и всюду?