В Казахстане стало меньше фактов коррупции, если верить оценкам международных экспертов

Международный антикоррупционный фонд Transparency International опубликовал глобальный Индекс восприятия коррупции (CPI) в 2019 году. Оценку государственного сектора прошли 180 стран мира.

В Казахстане стало меньше фактов коррупции, если верить оценкам международных экспертов

Как хочется «уйти в ноль»

Опираясь на 13 видов опросов бизнесменов и общественных активистов, эксперты TI выявили, насколько страны подвержены коррупции по шкале от ноля до 100, где ноль — самый высокий уровень коррупции, 100 — самый низкий.

Главный лейтмотив исследования этого года: политическая прозрачность, связь между политикой, деньгами и коррупцией, влияние правил финансирования избирательных кампаний на политическую власть и выборы. И вот, по итогам 2019 года Казахстан набрал 34 балла, заняв 113-ю позицию наряду с Филиппинами, Замбией, Непалом, Сальвадором и Свазилендом.

Однако, как отметили эксперты, составлявшие индекс: «Казахстан демонстрирует поступательный рост в CPI». И это не может нас не радовать.

Вместе с тем цитируем: «Половинчатый подход в приведении норм национального законодательства требованиям международной антикоррупционной конвенции ООН, к которой Казахстан присоединился более 10 лет назад, а также двойные стандарты в системе наказания лиц, осужденных за коррупцию, не позволяют, по мнению международного сообщества, преодолеть восприятие страны как высоко-коррумпированной».

Какие же страны определены лидерами в этом списке? То есть наименее коррумпированными. Это Новая Зеландия и Дания с оценками 87 баллов в каждой, тогда как аутсайдеры — Сомали, Южный Судан и Сирия с оценками 9, 12 и 13 соответственно.

Среди регионов бесспорно лидируют страны Западной Европы, в которых средний балл уровня восприятия коррупции составил 66. А вот регионы с наименьшим количеством баллов — это Африка к югу от Сахары (32), а также Восточная Европа и Центральная Азия (35). Кстати, Казахстан оценивался в группе стран ECA (Европа и Центральная Азия).

Бывшие советские республики в этом году тоже отмечены как прогрессирующие в борьбе с этим глобальным злом. На пространстве бывшего СССР лидерами стали Грузия — 56 баллов (44-е место), Беларусь — 45 баллов (66-е), Армения — 42 (77-е). Молдова неожиданно набрала 32 балла (120-е место), Украина — 30 (126-е), Азербайджан и Кыргызстан — 30 баллов (126-е место). А вот Россия в самом низу списка — 28 баллов и 137-е место, Узбекистан и Таджикистан — 25 баллов (153-е), Туркменистан — 19 баллов, 165-е место.

Из 22 стран, которые значительно улучшили свое положение в CPI с 2012 года, более 60 процентов (14 государств) уделили особое внимание усилению внимания к правилам финансирования избирательных кампаний. Примеры этого — Южная Корея и Кот-д’Ивуар. И, наоборот, страны, в которых такие правила не существуют либо плохо соблюдаются, набирают в среднем лишь 34 и 35 баллов соответственно, поскольку в них наряду с высоким уровнем коррупции наблюдается неравномерный баланс сил в контроле над финансовыми потоками и принимаемыми решениями.

Любопытно, что исследователи с беспокойством отмечают: показатели четырех стран G7 упали по сравнению с прошлым годом. Канада потеряла четыре балла, Франция и Великобритания — по три, а США — два. Позиция Германии, она на 10-м месте с 80 баллами, осталась неизменной.

Признание как аванс на будущее

Так в чем же прогресс нашей страны, который все же отметили эксперты?

— Казахстан признал, что нет ни одной сферы, которая не поражена коррупцией. И за последний год мы видим хорошие продвижения в реформе судебной системы, — поясняет исполнительный директор фонда Transparency Kazakhstan Ольга Шиян, — у нас признали, что и эта сфера подвержена коррупции, и начали увольнять недобросовестных судей. А решение проблем начинается с их признания.

Как отметила г-жа Шиян, рост в рейтинге — скорее аванс за ту линию, которую избрали президент и правительство, — вести бескомпромиссную борьбу в этом направлении.

— Но насколько она будет успешной, посмотрим в будущем и будем оценивать. Мы высоко поддержали позицию Президента РК Токаева, когда он только вступил в должность, обозначив одним из приоритетов своей работы борьбу с коррупцией. А политическая воля — основной двигатель и рычаг к этой борьбе, — отметила она.

Нелишне здесь пояснить, что оценки выставляют международные исследовательские организации на основе таких индексов, как Bertelsmann Foundation Transformation Index, Economist Intelligence Unit Country Ratings, Freedom House Nationsin Transit и World Economic Forum EOS — всего девять источников.

Например, IMD World Competitiveness Yearbook («Ежегодник мировой конкурентоспособности IMD») поставил Казахстану 55 баллов, а Varieties of Democracy Project (Проект «Разнообразие демократии») — только 17. Среднее значение и составило те самые 34 балла.

При этом в пояснении международных экспертов указывается, что принятие политических решений служит интересам общества и ограничивает коррупцию в том случае, если «есть четкие правила подотчетности и прозрачности финансирования избирательных кампаний, политических партий и лоббистской деятельности. В странах с низким уровнем коррупции такие правила прописаны в законодательстве и источники финансирования открыты для изучения общественностью».

На взгляд представителей Transparency Kazakhstan, одним из основных шагов для нашей страны должно стать, во-первых, приведение в соответствие с международным законодательством определения коррупции. Так как: «Пока понятие существенно сужено и многие субъекты коррупционных преступлений не являются ими», — объяснила Ольга Шиян.

— Вторая точка роста — это исключить избирательный подход к освобождению осужденных за коррупцию, — говорит она, — вы знаете, что в 2018 году приняли поправки, позволяющие лицам, осужденным за коррупцию, при полном возмещении ущерба и выплате штрафа получить условное освобождение. В прошлом году активно применяли эту практику. Но, согласно международному праву, непозволительно, чтобы лица, осужденные за коррупцию, были освобождены досрочно либо помилованы. Более того, коррупция приравнивается к предательству, и такой подход серьезно ограничивает возможности борьбы с этим злом.

И все же наша страна свои позиции явно улучшила и делает это она, хотя и медленно, но верно. Напомним, что самый низкий наш результат был в 2013 году, когда Казахстан занял 140-ю строчку с 26 баллами. В прошлом году, как мы уже сказали, цифры были 124 и 31 соответственно. А вот сегодня РК остается лидером в Центральной Азии, а также стоит выше Молдовы, Украины, Азербайджана, Кыргызстана, России. Тогда как самое низкое место среди стран региона занял Туркменистан, который когда-то нас заметно опережал.

— Так что с таким индексом Казахстан сегодня можно поздравить, — говорит Ольга Шиян.

Все знают, что делать, но не все делают...

А вот как прокомментировал публикацию индекса и ситуацию с Казахстаном первый заместитель председателя Агентства по противодействию коррупции Олжас Бектенов:

— Да, показатели рейтинга 2019 года — лучшие за все время участия Казахстана в Индексе восприятия коррупции. Прогресс одного года равен прогрессу предыдущих семи лет и почти равен тому значению, которое мы запланировали на пять лет вперед по Стратегическому плану развития страны. Показатель индекса восприятия коррупции к 2025 году должен, согласно нашим планам, составить 35 баллов.

Кроме того, по мнению г-на Бектенова:

— Понятно, что место, которое мы занимаем, еще не соответствует нашим пожеланиям и нашему видению. Мы считаем, что проводимая в нашей стране антикоррупционная политика заслуживает более высоких оценок. Но сам факт серьезного улучшения наших позиций надо расценивать положительно. Мы уверено закрепились в группе «середнячков» — стран с умеренным уровнем восприятия коррупции.

И, наконец, первый заместитель председателя Агентства по противодействию коррупции отметил еще несколько успешных решений, которые приняли в конце года и которые эксперты не учитывали при составлении индекса.

Это новый закон, который вводит персональную ответственность руководителей за коррупцию среди подчиненных, восстанавливает антикоррупционную экспертизу проектов нормативных правовых актов, закрепляет координирующую роль агентства в сфере антикоррупционной политики и компетенции по проведению исследований коррупции в государственном и частном секторах.

В список достижений Олжас Бектенов включил также мораторий на проверки микрои малого бизнеса, установление налоговых льгот и декриминализацию клеветы. Он надеется, что эти пункты учтут в рейтинге 2020 года и они положительно скажутся на оценке страны в глазах мирового сообщества.

То есть и эксперты, и чиновники знают, что для снижения коррупции, нужно... Наверняка каждый из нас тоже отлично знает, что для этого нужно — просто не брать взятки. В каком бы виде они ни существовали. Но общество сложное, устроено оно так, что изменения в нем происходят долго, и соблазн в этом громоздком и не всегда понятном «здании», в котором мы находимся, поживиться, если предоставляется возможность, слишком велик. К сожалению, для очень многих наших сограждан.

Поэтому природа коррупции и пути ее преодоления или хотя бы снижения изучают многие и многие международные и отечественные организации. И вот в этом году TI обновил свои рекомендации для руководителей разных стран, так сказать, дал советы в международном масштабе.

Это: повысить прозрачность в контрольной деятельности политического финансирования, предотвратив возможности для незаконного финансирования и влияния в политике. Обеспечить прозрачность бюджетов и качество общественных услуг, устранив возможность для преференций личных связей и особых интересов.

Есть также пожелание добиваться прозрачности в управлении конфликтами интересов, конкретизации наступления ответственности и устранения проблем «вращающихся дверей». Говорится и об урегулировании лоббистской деятельности путем обеспечения открытого и значимого доступа к принятию решений.

Ну и наконец: неплохо бы повышать избирательную честность, предотвращать и ограничивать кампании по дезинформации, обеспечивать расширение прав и возможностей граждан и защиты активистов, борцов с коррупцией и журналистов, усиливать систему сдержек и противовесов и содействовать разделению властей.

Как говорится, эти бы рекомендации, да отобразить в соответствующих законах разных стран. А лучше бы — в головах руководителей соответствующих уровней. Но пока эксперты констатируют, что в нашем государстве, например, уже наметились реальные изменения. А это отрадно.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру