Пятилетие ЕАЭС - пять лет в состоянии “борьбы за выживание”: санкции, торговые войны, “подножки” друг другу в гонке за экономическим ростом

Громадье планов, которое строилось в мае 2014 года при подписании Договора о создании ЕАЭС, увы, реализовать не удалось. Однако сложные условия существования Евразийского экономического союза научили стран-участниц многому.

В Санкт-Петербурге собралась пятерка высших чинов Евразийского экономического союза для обсуждения новой Стратегии евразийской интеграции. Этот документ стал спорным еще до своего появления. Новая стратегия, по идее, должна выгодно использовать на общее благо межстрановые различия и персональные интересы каждого государства.

Содержание обсуждаемого стратегического документа будущего развития ЕАЭС хранится в тайне. Известно лишь, что когда создавался ЕАЭС, ключевым постулатом использовалась перспектива единого рынка в 180 миллионов человек (благо он “обкатался” на Таможенном союзе, который и лег в основу евразийства). Теперь же государства нацелились разделить “зоны ответственности” за развитие различных сфер - ввести так называемый проектный принцип работы. Как заявил Тигран Саркисян, это будет способствовать созданию “евразийских брендов мирового масштаба”. Для этого предложили “для каждой страны союза определить один приоритетный проект”, чтобы получить в ЕАЭС “пять сфер интересов, реализация каждой будет зависеть от продвижения по проектам, которые выбрали другие страны”.

Например, Казахстану предложили возглавить Евразийский экспортный центр. В том числе и потому, что в последнее время именно наша страна стала ключевым выразителем мнения остальных участников объединения, ориентированных на свободную торговлю как внутри союза, так и за его границами, к тому же едва ли не единственным “общим противовесом” в разногласиях с Москвой: Нур-Султан является одним из главных инициаторов разбирательств в ЕЭК, связанных с существующими ограничениями в торговле. Только за последнее время казахстанские производители направили в комиссию 40 жалоб на антиконкурентные действия, большая часть из которых касалась действий российской стороны.

Белоруссии в ЕЭК предложили курирование создания Евразийской транспортной компании. У Минска в этой сфере богатый опыт - в 2018 году на долю транспортных услуг приходилось 44 процента от общего экспорта услуг страны, что демонстрирует успехи в деле монетизации выгод от географического положения.

Кыргызстану ЕЭК предлагает роль координатора Евразийского центра занятости, поскольку Бишкек, как ни одна другая страна ЕАЭС, уделяет миграционному вопросу столь большое внимание. В киргизской столице открыто заявляют, что только свободный рынок, в том числе и труда, является единственным путем к интеграции.

Армении предложено создание Евразийского ювелирного бренда. Армянские ювелиры славятся своими изделиями, а законодательство республики в этой отрасли можно считать одним из наиболее прогрессивных на евразийском пространстве. Например, в России существуют длительные процедуры таможенного оформления для предприятий ювелирной промышленности при экспорте готовой продукции - от двух недель до месяца. При этом срок прохождения аналогичных процедур в Армении и Белоруссии составляет в среднем всего около суток. Кроме того, именно Армения, став в 2019 году председателем ЕАЭС, акцентировала усилия для дальнейшего развития ювелирного дела в объединении: эту отрасль заявили как основу концепции по формированию евразийских брендов. Недавно Межправсовет утвердил план мероприятий по продвижению ювелирной продукции государств - членов союза на рынки третьих стран.

Что же касается России, то ей предлагают заняться созданием Евразийского цифрового офиса, который будет контролировать цифровую повестку дня союза. Такую роль выбрали для Москвы в том числе и потому, что в ближайшие пять лет в РФ запланировали направить около 30 миллиардов долларов на создание всех компонентов экосистемы для роста цифровой экономики. И другие страны ЕАЭС вполне могут “подстроиться” под эти наработки или воспользоваться ими.

Впрочем, это только идеи и предложения. Но чтобы стать реальностью, они должны быть одобрены на Высшем совете стран ЕАЭС с участием глав государств пяти стран Евразийского экономического союза.

В любом случае пока понятно одно: все государства-члены намерены использовать возможности евразийства с максимальной выгодой для себя. А потому нацелились особенно рьяно не позволять другим нарушать правила свободной торговли. Хотя бы для того, чтобы использовать возможности большого союза для привлечения инвестиций и выхода на внешние рынки.

Сюжет:

Санкции

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру