Лучший экспортный продукт Роскосмоса найдет применение на родине

Экспорт ракетных двигателей в США — самый прибыльный бизнес Роскосмоса. Разработанная в советские годы линейка ракетных двигателей обеспечивает России твердое конкурентное преимущество. Но до последнего времени они не находили применения в проектах отечественных ракет. Ситуация эта, возможно, скоро изменится в связи с приходом новых партнеров.

Лучший экспортный продукт Роскосмоса найдет применение на родине
Атлас-5

Изделие для американцев

Ракетный двигатель РД-180 создали в объединении «Энергомаш» в середине 1990-х годов на основе мощнейшего в мире двигателя системы «Энергия-Буран» — РД-170. Главный конструктор двигателя — Борис Каторгин. Двигатель создавали для участия в конкурсе, объявленном NASA. Руководство российской космической отрасли уже имело в своем распоряжении созданный для лунной программы двигатель НК-33 (о нем ниже). Но приняли решение о разработке нового изделия с целью загрузить предприятия и специалистов работой. РД-180 в итоге выиграл конкурс на создание и продажу двигателей для американских носителей «Атлас-3» и «Атлас-5». По контракту право на использование двигателя приобрела компания «Дженерал Дайнэмикс», которая была потом поглощена гигантом «Локхид Мартин». Соглашение предусматривало покупку 101 двигателя РД-180, передачу всего пакета конструкторской документации, патентов, необходимой оснастки для обслуживания и тестирования. Россия получила за это около одного миллиарда долларов. Первый пуск был осуществлен 24 мая 2000 года. После него провели дополнительную работу по сертификации двигателя в целях его использования на универсальном ракетном модуле носителя «Атлас-5».

«Мы выбрали РД-180 не только за его надежность и эффективность, но и за низкую цену и короткие сроки производства», — сказал Марк Элбрехт, руководитель аэрокосмического подразделения «Локхид Мартин». А их использование в производимых корпорацией ракетах-носителях, по его словам, позволяло сократить общее количество двигателей в них с девяти до двух. Дебют «Атласа-5» состоялся в августе 2002 года. С тех пор произведено чуть менее 90 пусков этой ракеты, и все они были успешными. Была лишь маленькая неприятность во время запуска спутника в 2018 году, когда двигатель перестал слушаться системы управления перед самым отключением. Но это не отразилось на программе полета. Оператором программы является совместное российско-американское предприятие «РД Амросс», зарегистрированное в штате Флорида. Деятельность этой компании, состоящей из пяти человек, не раз была предметом журналистских расследований. Похожая ситуация была с другим, аналогичным совместным предприятием ILC, которое занимается маркетингом пусков носителей «Протон-М». Через оба СП прошли многие сотни миллионов долларов США, при том, что головные предприятия, «Энергомаш» и Центр имени Хруничева, имеют серьезные финансовые проблемы. Впрочем, рассмотрение этого вопроса выходит за рамки статьи. Можно констатировать, что РД-180 стал, вероятно, самым успешным высокотехнологичным российским товаром на очень непростом американском рынке.

Незаменим или нет?

История успеха РД-180 сыграла злую шутку с патриотически настроенной публикой в России. Стали распространяться победоносные заявления о полной зависимости американского ракетостроения от отечественных двигателей. Для любителей «лунного заговора» такая точка зрения усилила убеждение в неспособности американцев строить свои двигатели для ракет. То, что легендарные F-1 можно увидеть на экскурсии в Центре Кеннеди, не имело для них значения. «Без нас они никуда не полетят» или «пусть добираются до МКС на батутах».

Как же на самом деле обстоит дело?

США имеют все технологические возможности для создания и выпуска всей номенклатуры ракетных двигателей. Более того, они являются мировыми лидерами в применении водородных двигателей и дви гателей на твердом топливе. Использование водорода, самого совершенного ракетного топлива, американцы начали в середине 60-х, когда создали разгонные блоки «Центавр» и носители серии «Сатурн». Все боевые межконтинентальные ракеты, включая те, что на подводных лодках, используют в Штатах твердое топливо, стабильное и безопасное для персонала. Можно вспомнить трагические аварии на советских подлодках-ракетоносцах, связанные с утечкой высокотоксичного топлива — гептила, приведшие к гибели корабля и части экипажа. К началу 90-х американцы сосредоточили свои усилия на водородном и твердотопливном направлениях. Завершение холодной войны позволило в практическом плане рассматривать участие бывших «оппонентов» в тендерах на поставку оборудования, необходимого для нового поколения ракет. А поскольку Россия является мировым лидером в области производства двигателей на топливной паре: керосин-кислород, то, естественно, российские фирмы стали полноправными участниками соответствующих программ создания американских носителей. Речь идет о программе EELV, в рамках которой создавали два модульных носителя, один на водородном топливе — «Дельта-4», другой, упомянутый «Атлас-5» — на керосине. Оба носителя близки по параметрам, «Дельта» имеет несколько более высокие показатели, «Атлас» дешевле. Это обеспечено использованием керосина и двигателя российского производства. Ценовой фактор и высокая надежность сыграли в пользу российской технологии.

Что произойдет, если американцы потеряют возможность закупать РД-180?

Они заплатят лишние деньги. Но доступа к орбите не лишатся. Их выручит «Дельта-4». Ну и вездесущий Илон Маск не будет зрителем. Его частная компания SpaceX для своей Falcon-9 разработала и применяет два двигателя на керосине — Мерлин и Кестрел. Мерлин сертифицирован как многоразовый и активно летает с 2012 года. Сейчас две частные компании — SpaceX и Blue Origin — ведут разработку ракетных двигателей на метане. Для своих ракет и по госзаказу. Уже провели серию огневых испытаний. В 2020 году планируется их сертификация. Так что горизонт поставок российских двигателей в Америку уже обозначился.

Тучи над РД-180

В декабре 2014-го Конгресс США ввел запрет на закупку российских двигателей для запусков военных и разведывательных спутников как одну из санкций за аннексию Россией Крыма и ее вмешательство на востоке Украины. Однако он не распространялся на поставки по уже заключенным контрактам, срок которых истекал к 2019 году. Спустя год, в декабре 2015-го, этот запрет фактически сняли, а буквально через несколько дней объявили о планах закупить еще 20 российских двигателей.

Но американцы стали задумываться об альтернативе. Первая из них — разворачивание собственного производства РД-180 на территории Штатов. С самого начала реализации контракта такую возможность рассматривали. Планировали сначала к 2008-м, а потом к 2012 году иметь производство полного цикла в США. Однако это требовало серьезных материальных затрат и времени. По сути, двигатель должен был создаваться заново, с использованием американских материалов и комплектующих. Приняли решение о форсировании собственных разработок. Контракты получили компании Aerojet и Blue Origin. А двигатели и ракеты Маска прилагались уже в качестве бесплатного довеска. С 2017 года его фирма стала осуществлять пуски по госзаказам, в том числе от военных, отбивая тем самым кусок пирога у «Атласа-5», в конечном счете — у РД-180. Тем не менее главным вопросом остаются сроки начала реальной эксплуатации разрабатываемых двигателей. В частности, испытания двигателя от Blue Origin, как ожидают, могут завершиться не ранее 2019 года, а новой ракеты-носителя Vulkan — к 2022-23 годам. Поэтому закупки РД-180 у России, как отмечали американские СМИ, вполне вероятно, могут продолжаться.

Неожиданно удар по РД-180 нанесли российские государственные лица. В мае того же 2014 года вице-премьер Дмитрий Рогозин, курирующий космическую отрасль, заявил, что Россия в ответ на введенные Соединенными Штатами санкции может приостановить поставку в США ракетных двигателей РД-180, «если они будут использоваться не в гражданских целях».

Для российского производителя лишиться таких денег в случае введения запрета на экспорт в Штаты будет непросто. Только продажи РД-180 приносили «Энергомашу» в 2015 году половину всех доходов. «Прекращать экспорт ракетных двигателей в США глупо, — заявил научный руководитель Института космической политики Иван Моисеев. — Понятно, что американцы от этого сильно не пострадают, уж точно не прекратят запускать в космос военные спутники. А нам придется прекратить выпуск РД-180, потому что эти двигатели больше никому не нужны. Любые санкции в космической сфере гораздо больнее ударят по самой России, тогда как США их «практически не почувствуют».

Впрочем, недавно секретарь Совета безопасности РФ Николай Патрушев заявил, что «Россия продолжит поставлять в США двигатели РД-180, несмотря на новые санкции»: «Мы ведем себя корректно по отношению к другим странам и выполняем те соглашения, о которых договорились. Я не думаю, что нам нужно прекращать поставки этих двигателей. Думаю, что мы их продолжим».

Распродажа фамильных ценностей

Технический задел советской космической программы в сфере двигателестроения просто уникален. Он позволил сегодняшней России стать мировым монополистом по поставкам двигателей на нетоксичном, керосиновом топливе, заработать серьезные деньги. Некоторые контракты осуществляли прямо с полки. От лунного проекта Н-1 удалось сохранить 150 двигателей НК-33 и НК-43, изготовленных командой Николая Кузнецова для различных ступеней модифицированного варианта ракеты. Несмотря на строжайшее распоряжение о ликвидации этих двигателей, конструктор законсервировал и хранил их долгие годы.

В 90-е американская компания Aerojet приобрела 36 экземпляров НК-33 и девять НК-43 вместе с полным комплектом документации. В результате двигатели НК-33, которым больше 40 лет, переделанные под американские стандарты и переименованные в AJ26- 62, использовали в составе первой ступени ракеты Antares. Сегодня на Antares устанавливают еще один тип российских двигателей РД-181. В декабре 2014 года американская аэрокосмическая компания Orbital ATK подписала соглашение, предусматривающее не только поставку ей 20 двигателей РД-181, но и еще два опциона — на 20 двигателей каждый. В целом проект оценивается в сумму около одного миллиарда долларов. Продукция химкинского «Энергомаша» привлекает внимание бурно развивающейся космонавтики Китая. Россия ведет соответствующе переговоры с КНР — об этом еще в августе 2016 года сообщал посол РФ в этой стране Андрей Денисов. А то, что они еще продолжаются, подтвердил газете Financial Times в январе 2018 года генеральный директор «Энергомаша» Игорь Арбузов. Однако чуть ранее он же признавал, что Китай стремится купить не просто готовые двигатели РД-180, но технологии их производства. Позволю себе предположить, что взаимодействие с Китаем по РД-180 будет носить более широкий характер, и руководители Роскосмоса, видимо, пойдут навстречу китайским коллегам. В экспертной среде существует устоявшееся мнение, что для кризисной российской космонавтики приход КНР в качестве ведущего и главного партнера будет спасением. Только так становится реальным строительство сверхтяжелого носителя, причем для обеих стран — на российском космодроме Восточный и новом китайском Вэньчане. РД-180, находящийся в серийном производстве, значительно снизит затраты будущего проекта. Возможно, также в качестве первого этапа создание среднего китайско-российского носителя на базе РД-180. Такой сценарий будет означать возврат Роскосмоса к реализму, что нельзя не приветствовать. Будущее покажет, насколько ставка на быстрорастущего партнера была оправдана.

Сюжет:

Санкции

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру