Дональд Трамп во многом напоминает Бориса Ельцина

Дональд Трамп практически начал новую предвыборную кампанию. Претендуя тем самым на максимально допускаемое законом время пребывания в должности президента США (восемь лет) и место в истории.

Несмотря на почтенный возраст (в 70 лет впервые возглавить Соединенные Штаты — абсолютный рекорд), энергичный характер нашего героя должен помочь осуществить его миссию.

Дональд Трамп во многом напоминает Бориса Ельцина

Вопрос в том, какова она — эта миссия? Или даже скажем так: а осознает ли сам реформатор эпический размах предприятия, которое затеял? Ведь и прежде часто бывало, когда последствия преобразований бунтарей на троне (в руководящем кресле) выходили далеко за рамки ими задуманного.

Даже у самых великих из них: у Александра Аргеада, Петра Романова или Наполеона Бонапарта. Сдается, однако, что Дональд Трамп — отнюдь не из этого семантического ряда. Человек, повторимся, энергичный, но не из тех, которые создают империи. А вот разрушить — совсем другое дело. Впрочем, таким тоже есть место в истории.

Дональд Трамп — это американский Борис Ельцин, только пришедший к власти на три десятка лет позже. Настолько, насколько Россия опережает США. Разумеется, не в экономической парадигме. А в духовной, ментальной, пассионарной.

Холерики с пышными шевелюрами

И знаете, почему-то нет сомнений в том, что нынешний американский президент переизберется на бонусный второй срок. Именно так — не переизберут, а переизберется. Не в том смысле, что будут подтасовки и тому подобное. Скорее всего, все пройдет честно (конечно, насколько это, в принципе, возможно). Ну а не сработает план «А», задействуют план «Б». Затем обвинят во вмешательстве в выборы Москву. Или Пекин. Неважно.

На самом деле просто не таков Дональд Трамп человек, чтоб добровольно отдать то, что попало к нему в руки. Разве что сам устанет от «шапки Вашингтона» и тогда передаст ее преемнику (об этом, впрочем, ниже). Еще, кстати, одна причина для сравнения его с Борисом Ельциным...

Однако они и внешне похожи. Крупные холерики-блондины с пышными шевелюрами. Рост Ельцина — 187 сантиметров, рост Трампа — 188 сантиметров (шесть футов три дюйма). Не будем, правда, забывать про высокие прически... Тем не менее мужчины видные, при этом отличные семьянины. Хотя тут не все так однозначно. У Трампа пятеро детей при трех женах. У Ельцина — двое, зато женат был единожды.

И, очевидно, оба — яркие харизматики, обожающие красное словцо и эффектные демагогические трюки (вроде речей на башне танка или коротких твитов, провоцирующих международные скандалы). Нет, правда, похожи.

Разве что Трамп не пьет. Во всяком случае, в таких дозах, чтоб не суметь сойти с трапа самолета во время государственного визита в Ирландию, упасть в речку с моста в Подмосковье или разгуливать в исподнем по Пенсивальния-Авеню в Вашингтоне.

С другой стороны, ему и пить не требуется: как говорится, своего темперамента хватает. Широкой публике известны, например, пикантные истории с его участием, где замешаны известные дамы, например, голливудская дива Сальма Хайек. Но, справедливости ради, заметим, что совершенно неважно, ангажировал ли их Трамп с излишней прытью на свидания, как утверждает актриса, или, напротив, как настаивает наш герой, он сам спасался от женского энтузиазма. Люди типа Трампа (да и Ельцина) благодаря своей бешеной энергетике находят приключения на этом фронте зачастую не просто против желания дам — не о том речь, а вопреки собственным ценностным приоритетам.

Ну, типа: и мыслей никаких сальных не держал относительно этой условной Сальмы, ведь не в его (Трампа) вкусе, да и вообще надо бы вечером над документами поработать, а вот поди ж... Оправдываться потом приходится. Собственно, и у Ельцина происходило все примерно так же — даже если ничего серьезного не произошло. Как в скандальном случае с британской королевой во время визита в Великобританию в 1992 году тогдашнего российского президента, о котором недавно разоткровенничался английский переводчик. Ельцин просто подружески пытался приобнять Елизавету II за талию, да та не позволила. Как буквально говорится в опубликованном The Daily Telegraph документе, «благодаря навыку, выработанному годами тренировок, она (не нанеся тому никакого оскорбления) непринужденно пресекла эту попытку».

В общем, конфуз — и хорошо еще, что не международный скандал. А ведь, убеждены, намерения у Бориса Николаевича были самые дружелюбные... Но вернемся к Трампу.

Прославился он и весьма эксцентричными судебными тяжбами вроде той, когда судился относительно размера своего капитала с писателем Тимоти О’Брайаном, по мнению нашего героя, принизившим его (размер) в своей книге. Ну а золотой унитаз в персональном «Боинге-757» и вовсе вошел в мировой фольклор.

Так что есть в них определенное хулиганство... Впрочем, главное, что их объединяет — бунтарский (с некоторым даже уклоном в скандализм) дух общественного трибуна. Хулиганство, так сказать, политическое.

Ведь и Ельцин, и Трамп ополчились против элит, плотью от плоти которых они при этом являются: Трамп — против американского истеблишмента, Ельцин — против советской номенклатуры.

Строители-разрушители

Как хорошо известно, прежде чем стать в 1991 году первым президентом демократической России, Борис Николаевич прошел традиционный для советского руководителя путь от пролетария до первого руководителя края. В его случае от мастера, а затем и прораба на стройке до первого секретаря Свердловского обкома КПСС, «начальника Урала». А потом был еще и период в ранге первого секретаря Московского обкома, «начальника столицы».

Более нобилитетную биографию в СССР и представить трудно. И тем не менее после долгой аппаратной карьеры Борис Ельцин бросил вызов той самой коммунистической элите, которая ранее и выдвинула его в первые ряды партийной иерархии.

Трамп, к слову, тоже строитель. Вернее сказать, девелопер (как видим, и в этом они определенно схожи). И, к слову, свои первые миллионы он заработал в том же самом 1968 году, когда в противоположном полушарии в политику, а конкретнее — на партийную работу пришел Борис Ельцин — он возглавил отдел в вышеупомянутом Свердловском обкоме.

Миллионер и сын миллионера, коренной ньюйоркец, владелец конкурса красоты «Мисс Вселенная», женатый на модели, Дональд Трамп был таким же оптимальным представителем золотой американской молодежи (а затем и вообще истеблишмента), как и Борис Ельцин — элиты советской.

Что было дальше — известно. С 1988 года рассматриваемый как кандидат на пост президента США почти на каждых выборах, в 2016-м он наконец добился своего. Вопреки, однако, чаяниям непростых американцев и даже откровенному их противодействию, то есть опять-таки бросив вызов среде, которая его породила и сформировала.

Оба в итоге оказались «чужие среди своих», среди которых, впрочем, им удавалось не просто выживать, но и вполне успешно проводить свою линию. В основном благодаря не традиционным политическим инструментам, а деловым отношениям с представителями крупного бизнеса. Причем если Трамп — предприниматель, если угодно, потомственный, и методы у него соответствующие, то Ельцин — карьерный политик, аппаратчик. И тем не менее даже здесь они похожи, пусть и инверсионно: один притащил свою семью в Белый дом, другой, уже пробравшись в Кремль, превратил семью в бизнес-империю.

А дело просто в том, что и Трамп, и Ельцин — не классические правители-политики, а талантливые дельцы-авантюристы, оказавшиеся на вершине власти. И тем самым логично вступившие в системный конфликт с политической элитой, воспринявшей их как инородное тело (несмотря на упоминавшуюся очевидную генетическую политпригодность).

Это, короче, трояны. Метафора тем более уместна потому, что элита — не просто кучка обеспеченных людей. Это ЭБУ государственной машины. А не будет «мозгов» — разладится и работа всей машины.

Как Ельцин не просто разогнал коммунистическую номенклатуру, но и низложил СССР, а затем разбомбил и его остатки в России, так и Трамп — угроза не только американскому истеблишменту, но вообще США в их нынешнем виде. Мы, разумеется, несколько утрируем, но это положение, когда китайцы работают (как в Америке, так и за ее пределами), белый истеблишмент снимает сливки со всего мира, негры и латиносы получают пособия, а простые белые американцы (белая голытьба, white trash) фактически обречены на исчезновение подобно тому, как раньше вымерли другие «истинные» американцы — так называемые индейцы.

Они, бедные белые, никому не нужны в современном мире, и уж американскому истеблишменту, богатым белым, — точно. Впрочем, до лампочки Эдисона им и бедные цветные. Просто те недостаточно многочисленны и достаточно бесправны, чтобы принимать их в расчет. А белого отребья много, и становилось его все больше по мере того, как производство переносилось из Америки в Азию.

Кроме того, в отличие от иммигрантов в гетто они формально считаются самыми что ни на есть настоящими, стопроцентными американцами — и потому обладают всей полнотой гражданских прав. А значит, являются проблемой — для тех, кого устраивает нынешнее положение вещей. Настоящие американцы мешают Америке глобальной.

Посткризисные США и постперестроечный СССР

США сегодня, а точнее, еще вчера были чуть ли не идеально устроенным механизмом, где все агрегаты отлаженно функционировали и катались как сыр в машинном масле. Ситуацию портило разве что изрядное количество отходов — того самого белого мусора, которому просто не нашлось места в этом постиндустриальном раю.

И вот приходит Трамп и обещает американскому рабочему классу совсем другую мечту: где у них есть работа, деньги и уважение. Он обещает мир, который будет покупать американские товары, а значит — именно такое будущее, которое для американских рабочих только и возможно. Но проблема в том, что в этом будущем нет места американскому истеблишменту, который привык к жирным дивидендам с дешевого азиатского труда. Во всяком случае, в сегодняшнем виде и с нынешним уровнем доходов.

Отсюда и возникает конфликт Трампа с американской элитой, который, по логике вещей, должен развиваться по одному из трех сценариев. Первый: истеблишмент сжирает Трампа тем или иным способом и восстанавливает статус-кво. Второй: торговые и дипломатические войны Трампа со всем глобальным миром заканчиваются переносом производств из Азии в Северную Америку, возвращением нелегалов в Латинскую Америку, вообще второй американской революцией и установлением в США власти рабочих и фермеров.

Ну и, наконец, третий вариант: компромисс.

Впрочем, в компромиссы я не верю и потому отметаю этот сценарий.

Компромиссы недолговечны и потому нежизнеспособны.

Что касается импичмента и прочих способов политического или физического устранения нынешнего американского президента, то противникам это надо было делать раньше. Не получилось раньше, теперь — и подавно. Остается самый фантастический сюжет, но, как правило, именно такие и воплощаются в жизнь. Кто сто лет назад мог поверить в реальность проекта Ленина? И кто 30 лет назад мог представить (ну кроме самых фанатичных антисоветчиков) распад СССР?

И тем не менее и то, и другое произошло. Кстати, о Ельцине. Конечно, было бы несправедливо приписывать все лавры разрушителя державы лишь ему одному. Там действовала команда. Причем на одну и ту же большую цель работали люди, порой представлявшие противоположные, казалось бы, лагеря. Важную предварительную работу, например, сделал Михаил Горбачев, с которым Борис Ельцин затем какое-то время мерился регалиями (один, напомним, был президентом Советского Союза, другой — Российской Федерации). И все-таки последний гвоздь в крышку гроба вбил — что логично, хоть и тавтологично — последний.

Сопоставлять героев нашего сравнительного жизнеописания полезно еще и потому, что Трамп свою миссию — развалить США в их сегодняшнем виде — пока еще не выполнил. И оттого эта задача может показаться кому-то нереальной. Тогда как Ельцин в свое время справился.

Другое дело, что он планировал построить взамен. И насколько у него получилось. Но в данном случае это неважно. Империи должны время от времени сотрясаться и перерождаться, чтобы выжить в меняющемся мире. Люди, подобные Ельцину или Трампу, не созидатели, они разрушители. Ведь, чтобы построить новый торгово-развлекательный центр, сначала на этом месте надо снести завод... Ельцин обещал народу свободу, Трамп — порядок, но, по большому счету, и это не имеет значения. Более того, значения не имеют не только лозунги, но даже и сами политические и экономические программы.

Дональд Трамп победил благодаря голосам (пусть и не напрямую) рабочего класса, который соблазнял поддержкой, что называется, реального сектора и социальными обещаниями. В силу возраста или природного консерватизма он не желал считаться с тем, что сектор виртуальный (во всех его проявлениях — будь то софт для ПК, Голливуд или наращивание собственного долга себе во благо) в наш иллюзорный век приносит выгод несопоставимо больше, чем производство материальных вещей. А значит, чтобы сделать Америку могущественнее (как и обещал), Трамп как раз не должен был менять существующий порядок.

То есть как и у Бориса Ельцина в постперестроечной России, так и у Дональда Трампа в посткризисных США нет шансов добиться заявленных целей независимо от того, насколько искренне они заявляются. Но это и ни к чему. Ведь настоящая задача, пусть и бессознательная, — развал, уничтожение.

СССР выполнил свою историческую миссию. Благодаря его примеру и нажиму во всем мире было практически уничтожено сословное, гендерное, этническое и прочие виды неравенства. Коммунистический потоп все унес. Затем наступила эпоха глобализации, нового вавилонского смешения, и возглавил процесс как раз американский истеблишмент. Но и это дело сделано. Приходит время кого-то нового. Что ему предстоит, мы пока не знаем, и догадаться не хватит никакой фантазии. Так что будем наблюдать. Как очередной блондин в политике творит историю, стращая Белый дом.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру