На Байконуре создается специальная экономическая зона

Космодром — это по сути окно в новый мир. Подобно тому, как морские порты открывают нам континенты и новые торговые пути, так и страны, где есть космодромы, имеют особое значение для развития человечества. Настало время поддержать Байконур в целях его сохранения и развития. Иначе будет поздно.

На Байконуре создается специальная экономическая зона
"Союз" в монтажно-испытательном корпусе

От полигонов к космодромам

Первый космодром мира Байконур закладывался как полигон для отработки первых межконтинентальных баллистических ракет, новейшего средства предотвращения глобальной войны между сверхдержавами. Но уже первые проектанты и строители космодрома Ниточкин и Шубников понимали, что военными задачами Байконур, или, как тогда называли, Тюратам, не ограничится. Планировали строительство ряда площадок, территорию отводили с резервом, вели проектные работы по возведению современного города.

Американский космодром на мысе Канаверал, основанный в 1949 году, также был вначале испытательной станцией ВВС США, затем — Восточным испытательным полигоном. Как и у нас, первую скрипку играли военные. NASA развернулось на мысе с началом лунной программы. Циклопические сооружения центра Кеннеди, по которым сегодня водят туристов, построили в середине 60-х годов. К началу 70-х оба космодрома, и наш, и американский, получили свой законченный вид. Были объекты, которые эксплуатировали только военные, были и те, которые работали на гражданку. С той поправкой, что по-настоящему расчеты и подразделения гражданского агентства — Роскосмоса — стали хозяевами на Байконуре только в 2008 году.

Вплоть до середины 80-х эти космодромы обеспечивали свыше 90 процентов мировой пусковой деятельности. Однако с образованием в 1975 году Европейского космического агентства серьезным конкурентом стал Гвианский космический центр, обслуживающий европейскую космонавтику и ставший первым в мире международным космодромом. Его успеху способствовала серия аварий с носителями США, вершиной которых стала катастрофа челнока Challenger в январе 1986 года. К работе Гвианского центра стоит присмотреться повнимательнее. Кроме того, что это интернациональный объект, созданный коллективными усилиями европейских стран, это космодром, расположенный на идеальном месте с точки зрения баллистики — экваторе, где вывод аппаратов на орбиту облегчается самим вращением Земли. Кроме того, у этого космодрома отсутствуют поля падения отделяемых частей ракет-носителей, так как центр находится на берегу океана. Еще одной отличительной чертой является цивильный, невоенный формат работы. Все это позволяет неограниченно привлекать инвестиции, работать с носителями других стран. Опыт, весьма ценный для нашего космодрома.

Непростая судьба Байконура

Космодром Байконур, крупнейший объект космической инфраструктуры бывшего СССР, сегодня переживает непростые времена. С 1994 года он находится в аренде у Российской Федерации, на нем проводят пусковую деятельность, реализуют федеральные и международные программы. Эксплуатация космодрома стоит около пяти миллиардов рублей в год (стоимость аренды составляет 115 миллионов долларов — около 7,4 миллиарда рублей в год; еще около 1,5 миллиарда рублей в год Россия тратит на поддержание объектов космодрома). У Байконура существует целый ряд нерешенных вопросов. Это прежде всего износ его основных фондов. В 1994 году при передаче космодрома в аренду стоимость его основных фондов оценивали в 29 миллиардов долларов США, сегодня оценочная стоимость объектов космодрома не превышает одного миллиарда долларов. За весь период аренды Казахстан получил за использование космодрома Байконур около 2 миллиардов 875 миллионов долларов.

Еще одна горящая проблема — это продолжение эксплуатации ракет-носителей на токсичных компонентах — амиле и гептиле. Так и не сдвинувшийся с мертвой точки совместный проект «Байтерек» не обеспечил условий для смены поколений ракет, новый носитель на космодроме не появился.

Пройдемся по его основным объектам.

Левый фланг космодрома — объекты, обеспечивающие эксплуатацию носителей «Протон-М» разработки центра имени Хруничева. Сейчас центр Хруничева находится в тяжелейшем финансовом состоянии. В заделе есть примерно 9-10 комплектов носителей «Протон-М», но их производство свернуто, и перспектив после 2022 года не предвидится.

Правый фланг полностью ориентирован на носители «Зенит», сегодня выведен из аренды и передан казахстанской стороне. В центре космодрома находятся объекты, выполняющие задачи по пилотируемым пускам в рамках программы Международной космической станции. Сегодня находится в активной работе так называемая 31-я площадка. Легендарный «Гагаринский старт» планируют перевести в режим реконструкции.

Объекты инфраструктуры — сети, водоснабжение, железная дорога, энергоснабжение, автомобильные дороги — находятся в упадке и требуют значительных вложений.

Сегодня все возможное развитие космодрома жестко увязано с перспективами Федеральной космической программы РФ и реальным состоянием космической промышленности России, которая, по многим оценкам, находится в глубоком кризисе. Если опираться лишь на интересы РФ на Байконуре, то серьезных перспектив после 2022 года, при конкуренции космодрома «Восточный», кроме как по пилотируемой тематике, не просматривается.

Есть угроза, что Казахстан останется один на один с космодромом, который начнет превращаться в мемориал. Еще одно осложнение связано с санкциями против Российской Федерации. После введения американской стороной ограничений на пуски коммерческих спутников российскими носителями коммерческие перспективы для Байконура в сложившихся условиях также отсутствуют.

Памятник академику Сергею Павловичу Королеву в городе Байконуре.

Поиски выхода

Что же делать?

Анализ ситуации подсказывает, что, не теряя добрых, дружественных связей с Россией, нашим стратегическим партнером, необходимо привлечь к работам на космодроме внешних участников — государства и компании, заинтересованные в работе на Байконуре и способные дать ему новое дыхание. Объединить усилия должен новый крупный проект, имеющий международный статус. Сегодня существует потребность в выводе на орбиту космических аппаратов у целого ряда стран. И эта потребность нарастает. Строить собственные ракеты-носители, космодромы, объекты наземной инфраструктуры — дело очень затратное и технологически посильное очень немногим. Монополия на космодромы крайне тормозит прогресс, вот в чем суть проблемы.

Если сегодня на Байконуре инициируют проект создания международного космопорта, то, как считают специалисты, это позволит развязать ряд проблем, мешающих развитию космодрома. Во-первых, это даст возможность стать Байконуру востребованным, его объекты будут работать на благо всех, а не ветшать от времени. Во-вторых, мы сможем уйти от режима санкций, наложенных на РФ, так как «интернациональная ракета» под эгидой ООН устроит всех. В-третьих, будет дан серьезный импульс развитию города и региона. Не будем забывать, что в условиях аренды за 25 лет не построили ни одного нового объекта — это не позволяет сделать существующий правовой режим.

В этой связи крайне своевременным становится проект создания специальной экономической зоны (СЭЗ) на комплексе Байконур (город + космодром), выдвинутый акиматом Кызылординской области и поддержанный решением руководством Казахстана. Суть этого начинания в том, чтобы обеспечить льготные, стимулирующие условия функционирования для международного космопорта, предприятий, производственной и социальной инфраструктур, объектов туризма. Сделать комплекс Байконур притягательной силой для инвесторов хоть в космической, хоть в иных сферах. Глава области Крымбек Кушербаев докладывал о проекте СЭЗ на Межрегиональном форуме главам государств РК и РФ в Петропавловске и получил одобрение. Проект движется по нарастающей. Это связано с обеспокоенностью судьбой Байконура высокими руководителями обеих стран. Буквально на днях, 11 июня, состоялась рабочая встреча руководства города с представителями акиматов Кызылординской области и Кармакшинского района по вопросу создания на комплексе Байконур специальной экономической зоны. Глава города Константин Бусыгин и руководители ряда управлений обсудили с казахстанскими коллегами вопросы разработки проекта межправительственного соглашения о создании на комплексе Байконур свободной экономической зоны, приоритетных инвестиционных проектов в рамках СЭЗ, а также ряд организационных вопросов. Заместитель акима Кызылординской области, специальный представитель президента Республики Казахстан на комплексе Байконур Бакытжан Намаев и заместитель руководителя АО «СПК «Байконыр» Ирина Ким дали пояснения по всем вопросам, поднятым российской стороной.

«Создание на комплексе Байконур специальной экономической зоны позволит увеличить рост экономики в городе и в регионе в целом, привлечь в Байконур инвестиции и создать здесь новые рабочие места», — отметил в своем выступлении Бакытжан Намаев. Ирина Ким проинформировала участников встречи о том, что концепция СЭЗ «Байконур» включает три направления: создание космопорта, организацию многопрофильных промышленных производств и развитие космического туризма. Она отметила, что проект создания СЭЗ получил поддержку со стороны глав государств и Межправительственной комиссии по космодрому. Одним из первых шагов в реализации проекта СЭЗ является создание развлекательно-туристской зоны Байконур, которую планируют построить вблизи города. Константин Бусыгин отметил, что, — «руководство города Байконура изучило представленный казахстанской стороной проект соглашения по СЭЗ Байконур и не против реализации инвестиционных проектов, отраженных в концепции СЭЗ. Предполагается, что создание СЭЗ будет осуществлять рабочая группа с привлечением заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и специализированных организаций с учетом интересов Российской Федерации и выполнения космических программ.

Отрадно, что и наши российские партнеры понимают необходимость неотложных действий по спасению космодрома и поиску путей его развития в интересах всех сторон. Такой ответственный подход дает надежду, что мы еще увидим большие проекты и пуски новейших носителей на первом космодроме мира Байконуре.

Сюжет:

Санкции

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру