В КазНУ прошла конференция, посвященная статье президента

Говоря о "Семи гранях"

26.12.2018 в 17:06, просмотров: 173

На конференции обсуждали новые форматы взаимодействия СМИ с научно-академической средой. Мероприятие прошло в Казахском университете имени аль-Фараби в рамках реализации статьи Нурсултана Назарбаева «Семь граней Великой Степи», и в нем приняли участие представители академических кругов Казахстана, а также главные редакторы республиканских СМИ.

В КазНУ прошла конференция, посвященная статье президента

Территория смыслов

Программная статья президента, безусловно, требует глубокого и всестороннего анализа и исследования изложенных в ней стратегий. Это и было основным вопросом прошедшей конференции. Помимо этого обсуждали пути дальнейшего развития СМИ, их эффективного взаимодействия с научно-академической средой, вопросы разработки и внедрения инновационных инструментов с учетом тенденции медиаконвергенции печатных изданий.

Сейчас в связи с развитием информационных технологий конкуренция на медийном поле значительно усилилась. И на первый план стали выходить электронные СМИ, способные более оперативно, чем печатные, доносить до читателя информацию, а также более гибко выстраивать в режиме реального времени обратную связь с пользователями. В частности, путем комментирования материалов.

При этом повышаются значимость и особая роль так называемых региональных или локальных СМИ, формирующих не только медиапространство, но и позитивный имидж своего региона. В частности города Алматы как финансового, культурного, научно-образовательного, туристического и спортивного центра страны.

При этом современный период развития государства и общества, а также реалии и вызовы глобального мира диктуют новые задачи, связанные с необходимостью совершенствования контента. В связи с этим глава государства поручил отечественным СМИ серьезно и системно заняться национальными информационными проектами в рамках реализации своей программной статьи «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания».

Основной смысл статьи главы государства «Семь граней Великой Степи» заключается в преодолении и отказе от евроцентристских концепций и методологий. С этой целью он предлагает ряд постулатов и подходов, которые, по мнению представителей академических кругов, скоро помогут нам отказаться от бытующих до сих пор стереотипов. В частности, считают ученые, Нурсултан Назарбаев прав, подчеркивая, что между жителями современного Казахстана и древнейшими саками, которые проживали здесь около двух с половиной тысяч лет назад, есть прямая связь. И необходимости доказывать это сегодня нет.

Далее автор подчеркивает, что традиции родственных друг другу этносов насчитывают несколько тысячелетий. Об этом в прошлом году в своей интересной монографии о 40-вековой истории казахского на рода рассказал академик Оразак Исмагулов.

Он, основываясь на последних антропологических, археологических и лингвистических данных, говорит, что на протяжении последних 4000 лет значительная часть населения Казахстана оставалась на своей территории.

То есть, по большому счету, не было никаких оттоков и притоков. И что 80 процентов населения появилось именно на этой земле. И благодаря им создавались первые протогосударственные образования.

И третье, на чем остановился глава государства: технические и культурные новшества происходят именно с территории Казахстана. Даже такие далекие от нас народы, как корейцы и японцы, происходят с алтайских гор.

Так почему же все-таки именно семь граней? Это президентский прием, метод, уважительное отношение к цифре «7», что присуще многим тюркским народам. А за этой цифрой стоят и 70, и 700, и, возможно, 7000.

Если, не останавливаясь на «семи гранях», вспомнить уникальные традиции, обычаи и ментальные особенности нациеобразующего казахского народа, то это и уважительное отношение к старшим, и почитание предков, и традиции гостеприимства, взаимопомощи, военного искусства, долголетия и многие другие, включая традиции толерантности. Все это является изобретением именно Великой Степи. Поэтому, считают казахстанские ученые, настало время шире пропагандировать как технические, так и культурные достижения нашей страны.

Стоит особо отметить, что президент предлагает создавать музеи, в том числе и под открытым небом. Это будет привлекать туристов со всего мира и позволит формировать около 30-40 процентов государственного бюджета за счет туризма.

Более того, речь зашла о создании института с музеем Второй мировой войны. Сейчас в мире существуют два таких музея: один — в Китае, другой — в Польше. Последний открыли год назад. И за это время он привлек около миллиона зарубежных туристов при стоимости билета пять евро. Таким образом, примерно пять миллионов евро государственному бюджету принес один маленький музей.

Почему бы нам не создать институт изучения казахов зарубежья? Около 40 процентов наших соотечественников проживают за пределами Казахстана. И многие из них думают, что нам они не нужны и мы к ним относимся безразлично. Кто будет изучать историю, культуру и достижения этого огромного количества казахов, проживающих вне территории республики и разбросанных по более чем 50 государствам? Время для этого настало.

Из этого можно создать хороший туристически привлекательный инвестиционный проект под названием «Музей голода, политических репрессий и депортаций». Ученые уверены, что после открытия такого учреждения к нам будут приезжать миллионы туристов со всего мира. В том же Китае подобные заведения посещают десятки миллионов туристов. Тогда как мы не обращаем на это никакого внимания.

Новое мышление — новые СМИ

Если вернуться к роли СМИ в модернизации сознания, то нужно отметить, что в XXI веке появились интернет, различные электронные носители информации, мобильные телефоны, смартфоны. Сейчас происходит диджитализация всех аспектов деятельности человека. С новыми медиа пришла и новая медийная информационная культура, которая изменяет наши запросы, потребности, сознание.

Коммуникации XXI века — это все равно что нефть и газ в XX веке. Это топливо, на котором работают политические, военные, экономические и социально-культурные механизмы. Новая технологическая среда, углубление коммуникационной глобализации не только изменили медиаразвитие, наше восприятие, использование времени и пространства. Они также изменили нашу повседневную жизнь и нашу культуру.

В программной статье «Семь граней Великой Степи» дается новый импульс и казахстанской журналистике. Главное условие модернизации нового типа — это сохранение национальной культуры, национальной идентичности, собственного национального кода.

В январе 2017 года количество пользователей интернета в мире превысило 4 миллиарда человек при населении 7,6 миллиарда. Специалисты прогнозируют, что к 2020 году аудитория пользователей социальных сетей достигнет 3 миллиардов.

По количеству пользователей интернета (13 миллионов) Казахстан занял 36-е место из 137 стран. В тройку самых популярных социальных сетей входят «ВКонтакте» (6 миллионов), «Инстаграм» (5 миллионов), «Фейсбук» (1 миллион), «Твиттер» (0,3 миллиона).

Сейчас реализовывают государственную программу «Цифровой Казахстан», ожидается масса преобразований. Доля пользователей Сети в 2021 году составит 81 процент жителей. Уровень цифровой грамотности достигнет 81,5 процента.

Для свободного доступа к продуктам сферы культуры и искусства, историко-культурным объектам в рамках государственной программы предусмотрено создание единого национального информационного портала. Развитие нового медиапространства порождает и новые проблемы. Такие как информационное неравенство, информационная безопасность, информационная преступность, кибератаки, манипулирование общественным сознанием, фейковые новости, уменьшение культурного разнообразия.

Эти угрозы и вызовы требуют активного сотрудничества массмедиа и академической среды. Взаимодействия теоретической и практической журналистики. Главные вызовы этого времени в развитии информационного общества будут решать не столько в политической и экономической сферах, а, скорее, в сфере культуры.

Медиакультура не только отражает жизненные, ценностные, профессиональные, социальные ориентиры личности и людей в целом, но и определяет будущее современного общества. Новые медиа — интернет, социальные сети, блогосфера, мобильная коммуникация — являются площадкой для открытого развития гражданского общества, проводником новой культуры.

Все это отразилось и на академической сфере, сфере образования, подготовке будущих журналистов. Стали появляться новые дисциплины — конвергентная журналистика, мультимедийная журналистика, аудиовизуальные цифровые СМИ, медиаобразование, медиаграмотность. Эти знания выпускники КазНУ привносят и в практическую журналистику. И в нынешней современной журналистике мы наблюдаем новые форматы, новые формы, направления современных массмедиа, которые, конечно же, зависят от целей и задач.

К новым форматам относятся новостная журналистика, авторская журналистика, персонифицированная журналистика, конвергентная, цифровая, расследовательская, сетевая, гражданская, сервисная и очень много других направлений и разветвлений.

Современное коммуникационное пространство характеризуется мобильностью не только человека, но и социальных институтов и систем. Отсюда поверхностное восприятие, общение, требующее быстрой реакции, динамики, отклика, активного развития сюжета, текста, события. Все это особенно ярко отражается на подрастающем поколении.

Если сравнивать художественные фильмы, сюжеты, тексты 60-х, 70-х и 80-х годов, кажется, не хватает динамичного развития событий в современном ритме. Но, с другой стороны, настоящим фильмам, передачам, сюжетам, текстам не хватает вдумчивого, духовного наполнения, глубины анализа, глубинного подхода. Душевные переживания заставляют осмысливать, задумываться о вопросах современности, проблемах личности в обществе и самом обществе.

Исследователи отмечают, что всеохватывающее воздействие массовых коммуникаций способствует стандартизации мышления, жизни, потребительскому восприятию мира. Они ориентируют аудиторию, особенно молодежь, на развлекательные и потребительские стандарты. Все чаще говорят о молодом поколении как о цифровой молодежи. Как о качественно новом типе аудитории. Рожденные в 90-х и начале 2000-х годов в период повсеместного развития и распространения новых технологий демонстрируют особенности медиаповедения, отличающиеся от представителей других поколений.

Несмотря на цифровые технологии, во все времена кладезем человеческой культуры были и будет книга, печатные издания и СМИ. Как отмечают многие, читающие люди будут руководить теми, кто сидит у компьютера.